Экономические особенности кейнсианского подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить факторы совокупного спроса, как взаимозависимые показатели, выделить проблемы стимулирования совокупного спроса и направление использования кейнсианского подхода в Республике Беларусь.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
1) изучить теоретические аспекты концепции эффективного спроса Дж. М. Кейнса;
2) определить экономические особенности кейнсианского подхода;
3) исследовать основные факторы эффективного спроса;
4) провести анализ кейнсианской функции потребления, изучить влияние потребительских расходов, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта на совокупный спрос;
5) выявить специфику и проблемы национального совокупного спроса;
6) сформулировать направления применения кейнсианского подхода в экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические аспекты концепции эффективного спроса Дж. М. Кейнса 6
1.1. Экономические особенности кейнсианского подхода 6
1.2. Факторы эффективного спроса 8
2. Анализ функции совокупного спроса 13
2.1. Кейнсианская функция потребления. Предельная склонность к потреблению 13
2.2. Особенности функции спроса на инвестиции 16
3. Направление использования кейнсианского подхода в экономике Республики Беларусь 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Кейнс (1).docx

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Т.о. значение теории Дж. М. Кейнса заключается не просто в пересмотре традиционных подходов к анализу процессов экономического развития, а закладывает общетеоретические основы исследования функциональных зависимостей и взаимосвязей реальных экономических величин как агрегированных категорий, показывает их влияние на ход и тенденции экономического развития.

 

 

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИИ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Для лучшего понимания  совокупного спроса и его влияния  на макроэкономическое состояние экономики необходимо рассмотреть и проанализировать четыре компонента ВНП: потребление, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.

2.1. Кейнсианская функция потребления. Предельная склонность к потреблению

Потребление представляет собой определенную долю полученного дохода (Y) и, следовательно, находится в прямой зависимости от него. Чем больше доход, тем больше потребление. Весь доход человек либо тратит, либо сберегает [6]. Формула дохода (2.1.1):

,                                                   (2.1.1)

где C – потребление; S – сбережение.

Доля совокупного дохода, которая пойдет на потребление называется средней склонностью к потреблению и вычисляется по формуле (2.1.2):

.                                                      (2.1.2)

Средняя склонность к сбережению вычисляется по формуле (2.1.3):

,                                                       (2.1.3)

.

Дополнительный доход  будет так же либо сберегаться  либо потребляться. Доля дополнительного дохода, которая идет на потребление (сбережение) называется предельной склонностью к потреблению (сбережению):

 ,                                (2.1.4)

.

MPC < APC, т.е. дополнительный доход люди склонны сберегать.

Из этого Дж.М. Кейнс  делает вывод, что снижение заработной платы, которое снизит доходы большей  части населения, приведет к уменьшению потребления и снижению эффективного спроса. Это негативно скажется на объемах производства и приведет к дальнейшему росту безработицы. Но рост доходов, также негативно воздействует на уровень потребления, все меньшая часть этого дохода потребляется и потребление растет в меньшей степени, чем доход.

Даже если доход Y=0, потребительские расходы будут и они получили название автономное потребление .

Исходя из этого, Кейнсианская функция потребления определяется по формуле (2.1.5):

,                                   (2.1.5)

где Y – прирост дохода.

Рис 2.1.1. Кейнсианская функция потребления

Существует много факторов, влияющих на уровень потребительских  расходов. В первую очередь —  это доход потребителей минус  налоги (Т) государству. Однако, не зависимо от дохода, на потребление влияет уровень накопленного богатства. Чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода. Инфляция приводит к уменьшению потребления, поскольку рост цен уменьшает покупательскую способность.

Кейнсианская функция  сбережения определяется по формуле (2.1.6):

.                                   (2.1.6)

Рис 2.1.2 ‒ Кейнсианская функция сбережения

Ожидания каких либо изменений могут привести к изменению соотношения потребления и сбережения. Ожидание повышения цен, прироста денежных доходов в будущем и дефицита товаров ведет к повышению текущих расходов и снижению сбережений. Но ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей увеличивать сбережения. Так же, чем больше потребительская задолженность домашних хозяйств, тем меньше денег уходит на потребление. В первую очередь средства идут на погашение предыдущих задолженностей.

90% государственного бюджета  пополняется за счет налогообложения.  Поэтому величина налогообложения напрямую влияет на уровень потребления. Рост налогов сместит график потребления и график сбережения вниз, т.к. налоги выплачиваются как со сбережений так и за счет потребления. Государство выплачивает потребителям не требующие ничего взамен платежи (трансферты). Величина этих выплат влияет на потребление таких слоев общества как студены, пенсионеры, инвалиды и других лиц, получающих пособие. Для стимулирующей политики потребительских расходов домашнего хозяйства в первую очередь необходимо увеличение дохода, снижение налогов и увеличение трансфертов (формула 2.1.7):

.                                   (2.1.7)

Если государство не будет принимать никаких преднамеренных мер для изменения потребления и сбережения домашних хозяйств, то графики этих функций будут неизменны (совокупный спрос не измениться). Причина тому значительное влияние привычки на решение потреблять или сберегать.

2.2. Особенности функции спроса на инвестиции

Как мы помним, Дж.М. Кейнс  утверждал, что не существует механизма, который автоматически превращает все сбережения в инвестиции (рисунок 2.2.1).

Рисунок 2.2.1 ‒ Зависимость инвестиций от дохода

Определяющим фактором спроса на деньги Кейнс считает «склонность к ликвидности», т.е. общее стремление индивидов хранить свои активы в наиболее ликвидной, денежной форме. Он выделяет три мотива, определяющих спрос на ликвидность.

Первый мотив — трансакционный, который связан с необходимостью осуществлять куплю-продажу товаров и услуг. Интенсивность спроса на деньги в соответствии с этим мотивом зависит от общего уровня дохода и прямо пропорциональна ему. Второй мотив — мотив накопления на случай непредвиденных расходов, который выражает потребность людей иметь наличные деньги для покрытия неожиданно возникших расходов. В этом случае величина спроса также зависит от уровня дохода и прямо пропорциональна ему. Третий мотив — спекулятивный, когда деньги для индивидов представляют форму хранения богатства. Определяя свой спрос на деньги, в этом случае индивид рассчитывает, в какой форме ему выгоднее хранить свои сбережения. Альтернативной формой хранения накопленных средств являются ценные бумаги. Чем выше их доходность (процент), тем выгоднее обладание ценными бумагами и тем ниже склонность хранить свои сбережения в ликвидной форме. С понижением доходности ценных бумаг эта склонность возрастает.

В результате склонность к  ликвидности оказывается зависимой  от двух факторов — дохода (Y) и нормы  процента (r). При этом спрос на деньги в целом оказывается зависимым от психологических факторов поведения людей. Любые колебания на денежном рынке вызывают неуверенность индивидов и приводят к усилению «склонности к ликвидности». Это, в свою очередь, повышает норму процента, что негативно сказывается на инвестициях. Следовательно, возможна ситуация, когда рост сбережений сочетается с ростом нормы процента, в результате чего имеющиеся накопленные средства не превращаются в инвестиции, а сохраняются в ликвидной форме [1].

Побудительным мотивом осуществления  расходов на инвестиции является прибыль. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные покупки будут прибыльными.

Когда фирма берет ссуду, она учитывает ставку процента — цену, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным. Но если происходит наоборот, то инвестировать будет невыгодно.

Роль ставки процента как  издержек на инвестирование на реальный капитал сохраняется и тогда, когда фирма не занимает, а наоборот, финансирует инвестиции из средств, накопленных из прошлой прибыли. Используя эти средства для инвестиций, фирма несет издержки утраченных возможностей в том смысле, что отказывается от дохода в виде процента, который она могла бы получить, ссужая средства кому-нибудь еще.

При фиксированном предложении денег изменения в уровне цен влияют на величину инвестиций вследствие действия эффекта процентной ставки (когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в сою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций) (рисунок 2.2.2).

Рисунок 2.2.2 ‒ Зависимость процентной ставки и инвестиций

Кроме того, на величину инвестиций влияют и такие факторы, как налоги с предприятий, технологии и избыточные мощности.

Увеличение налогов с  предприятий приведет к уменьшению прибылей корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вверх [7].

Новые и усовершенствованные  технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым увеличивают совокупный спрос. В свою очередь увеличение избыточных  мощностей сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос.

Рост сбережений должен поглощаться ростом инвестиций, иначе все большая доля дохода будет выпадать из экономики, не превращаясь в эффективный спрос. Исследуя соотношение динамики дохода и инвестиций, Дж.М. Кейнс выдвигает модель, которая количественно определяет влияние роста доходов на рост сбережений (инвестиций).

Рост доходов (формула 2.2.1) приводит к росту потребления и сбережений (инвестиций).

.                                          (2.2.1)

Соотношение долей С и I в этом приросте определяется предельной склонностью к потреблению. Чем  ниже эта склонность, тем большая  часть прирощенного дохода пойдет на инвестиции. Соответственно, прирост инвестиций может быть приравнен к приросту дохода с учетом некоего коэффициента, выражающего влияние предельной склонности к потреблению. Этот коэффициент Дж.М. Кейнс и называет мультипликатором (формула 2.2.2).

,                                                     (2.2.2)

где — мультипликатор инвестиций.

Мультипликатор зависит  от предельной склонности к потреблению  и рассчитывается по формуле (2.2.3):

                                      (2.2.3)

К примеру, если MPS = 20%, то мультипликатор = 5. Тогда при инвестициях в 1 млн. долларов Y составит 5 млн. долларов. В реальности Y не увеличиться в 5 раз, т.к. современная экономика является открытой системой, то покупая импортные товары, мы стимулируем доход за границей.

На основании выведенной модели Дж.М. Кейнс представляет рост экономики в виде кумулятивного процесса, когда рост инвестиций порождает рост дохода, а тот, в свою очередь, приводит к дальнейшему росту инвестиций в силу действия мультипликатора. Представленная модель описывает ситуацию, когда вся доля дохода, которая не идет на потребление, превращается в инвестиции. Если же эта доля дохода сохраняется в виде сбережений, то действие мультипликатора осуществляется в обратном направлении и приводит к постепенному сокращению роста доходов [1].

Инвестиции представляют собой наиболее изменчивый компонент  совокупных расходов. Но следует подчеркнуть, что изменения в потреблении, государственных закупках или экспорте также подвергаются действию эффекта мультипликатора. Основной целью политики государства является создание такой системы налогов и трансфертных платежей, которая бы снижала предельную склонность к потреблению и величины мультипликатора и тем самым понижала бы дестабилизирующий эффект от изменения в инвестициях, потреблении, государственных расходах или экспорте.

 

 

3.  НАПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙНСИАНСКОГО  
ПОДХОДА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Идеи Кейнса широко применимы в экономической политике Республики Беларусь. Основное направление использования данной теории — увеличение спроса. Для его стимулирования используются модифицированные методы кейнсианской политики. Теория кейнсианства создана для развитой рыночной экономики. А поскольку белорусская экономика не является еще в полной мере рыночной, а содержит лишь ее элементы, то применяются инструменты макроэкономического регулирования в направленности, которой свойственна для стадии подъема [8].

Первоначально идеи кейнсианства в Республике Беларусь были применены во второй половине 90-х годов: усиление государственного вмешательство в экономическую жизнь, стимулирование спроса в приоритетных сферах роста, поддержание дефицита госбюджета. Но рыночные реформы продвигались крайне незначительно. По образцу стран с рыночной экономикой государство создало банковскую систему, регулирование которой осуществляется путем использования еще одного инструмента, предложенного Дж. М. Кейнсом — ставки рефинансирования. Кредитно-денежная политика Правительства и Нацбанка направлена на снижение по возможности ставки процента [9].

Первый опыт в Республике Беларусь построения программы социально-экономического развития основанной на кейнсианской концепции (1996-2001 гг.) был основан на идее повышения монетизации белорусской экономики, выпуска дополнительных денег в виде субсидий и дотаций для пополнения оборотных средств предприятий. Предполагалось, что расширение совокупного спроса за счет необеспеченной денежной эмиссии вовлечет в производство незадействованные ресурсы. Эта идея была заимствована из опыта использования кейнсианской теории во время Великой депрессии. Однако в Беларуси использование кейнсианских рецептов было успешным лишь на первом этапе. Среди 27 постсоциалистических стран самая не реформированная белорусская экономика по классификации Всемирного банка демонстрировала на протяжении 1996-1997 гг. одни из самых высоких темпов роста ВВП в Европе [9]. Предприятия увеличили объем производства, но их финансовое состояние не улучшилось. Увеличились складские запасы, поскольку спрос населения и субъектов хозяйствования предпочел отечественным товарам более качественные импортные товары и иностранную валюту. Проблема изначально была не в отсутствии оборотных средств, а неконкурентоспособной по цене и качеству продукции отечественных предприятий по сравнению с импортом. Совокупный спрос увеличился и спровоцировал рост инфляции. Повышенный спрос на импортные товары привел к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением, и падению курса национальной валюты (два дефолта белорусского рубля в мае и августе 1998 г. и появление множественности валютных курсов). Выросли рублевые цены на импортные конечные и промежуточные товары, которые через инфляцию издержек повысили цены на отечественные товары, по которым измеряют темпы инфляции [8].

Инфляция в виде инфляционного налога привела к обесцениванию доходов предприятий и населения от ранее полученных субсидий, дотаций, пособий и надбавок к зарплате. Это показало недостаток кейнсианского подхода, в котором ничего не сказано о производственной функции. Естественный уровень выпуска продукции возможно повысить за счет внедрения новых технологий, привлечения дополнительной рабочей силы или инвестиций.

Информация о работе Экономические особенности кейнсианского подхода