Экономические показатели эффективности транспортной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 20:25, реферат

Описание работы

Методы анализа функционирования и развития транспортного комплекса являются одним из важных инструментариев управления.
В данном реферате мною будут рассмотрены основные методы анализа, используемые для оценки результативности работы транспортного комплекса и обслуживающей ее инфраструктуры.

Содержание работы

Введение 3
Эффективность производства 4
Экономическая эффективность транспортной инфраструктуры 5
Заключение 9
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Реферат на тему экономические показатели эффективности транспортной инфраструктуры.docx

— 28.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный технический университет

 

 

Кафедра «Электроэнергетика»

 

 

 

 

Реферат по предмету «Основы производственных отношений в ЭЭ»

на тему: «Экономические показатели эффективности транспортной инфраструктуры».

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы БЭЭ-22 Голиков М.А.

Проверила: Авдеева М.Ю.

 

_________ «___»________2015 г.

(Подпись)

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2015

 

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

    1. Эффективность производства                                                        4
    2. Экономическая эффективность транспортной инфраструктуры 5

Заключение                                                                                              9

Список литературы                                                                                        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Методы анализа функционирования и развития транспортного комплекса являются одним из важных инструментариев управления. 

В данном реферате мною будут рассмотрены основные методы анализа, используемые для оценки результативности работы транспортного комплекса и обслуживающей ее инфраструктуры. Различают два способа сравнения – прямое и обратное. В первом случае анализируется динамика основных показателей (их рост характеризуется положительной динамикой). В данном случае результирующие показатели сравниваются с плановыми показателями. Обратное сравнение используется, когда плановые показатели сравниваются с отчетными показателями. В конце подведем итоги экономической эффективности транспортной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.Эффективность производства.

 

В условиях рыночной экономики задача повышения эффективности производства в равной степени относится ко всем отраслям, сферам и звеньям национальной экономики, в том числе и к транспортной инфраструктуре.

Под эффективностью понимается обобщающая характеристика качества экономического роста, определяемая соотношением между результатами (эффектом) и затратами (ресурсами). Повышение эффективности производства выражается в увеличении конечных результатов при абсолютном или относительном (в расчете на единицу результатов) сокращении затрат.

Важнейшим и обобщающим показателем эффективности производства является производительность труда, измеряемая как отношение полезных конечных результатов к объему используемых или затраченных ресурсов и выражающая суммарную экономию, как живого, так и овеществленного труда. Кроме того, для измерения эффективности производства используется целая система показателей, в том числе фондоотдача, фондо-, и материалоемкость и др. Для оценки эффективности работы предприятий, ассоциаций и объединений широко применяется показатель рентабельности (отношение прибыли к объему основных фондов и материальных оборотных средств), окупаемости затрат и т.д.

Повышение эффективности производства зависит от множества факторов, которые могут быть классифицированы на:

 -научно-технические (внедрение принципиально новой техники и технологии, техническое перевооружение производства, использование новых видов материалов и сырья, комплектующих изделий и т.д.)

-организационно - экономические (совершенствование структуры и организации производства, повышение надежности хозяйственных связей, улучшение маркетинговой деятельности применение действенных форм экономического стимулирования и ответственности, укрепления дисциплины, научная организация труда и т.д.)

-социальные (активизация инициативы и самодеятельности масс, участие работников в управлении производством, развертывание соревнования новых систем морального стимулирования и др.).

Различают экономическую и социальную эффективность производства. В качестве результата экономической эффективности производства выступают объем продукции или национального дохода, полученного в процессе производственной деятельности, прибыль, технико-экономические параметры продукции, работ и услуг. Количественное определение социальной эффективности затруднено, но ориентиром служит улучшение условий труда, сокращение рабочего времени, сохранение среды обитания человека, повышение культурного уровня и т.д.

 

§2. Экономическая эффективность транспортной инфраструктуры.

 

Одним из важных вопросов в условиях перехода к рыночным отношениям является проведение сравнительного анализа критериев эффективности капитальных вложений в различных системах хозяйствования. По моему мнению, эффективность является оценочной категорией, выражающей отношение ценности результата к ценности затрат. Чтобы сравнивать между собой эффективность реализации различных концепций необходимо оценивать их результаты. Сравнение осуществляется с помощью критериев эффективности - средств для количественной оценки степени достижения цели, эффективности выбранной стратегии, сравнения их между собой и выбора оптимального. Однако имеются различия методических подходов в исчислении конкретных показателей эффекта на уровнях национальной экономики, отрасли и отдельного объекта.

Эффективность капитальных вложений является одним из главных условий формирования и развития всей транспортной инфраструктуры и ее отдельных элементов в условиях рыночной экономики.

Принятие решения о выделении капитальных вложений обуславливается в соответствии с иерархией инвестиционных целей. Существуют базовые принципы инвестирования, на основе которых построены методы определения эффективности и технико-экономического сравнения вариантов в условиях рыночной экономики. Прежде всего, к этим принципам относятся: предельная эффективность инвестирования, принцип, мультипликатора, «замазки», адаптационных издержек.

Анализ литературных источников позволил мне выделить следующие методы расчета эффективности капитальных вложений в условиях рыночной экономики: а) метод простой нормы прибылей; б) метод окупаемости инвестиций; в) метод внутренней ставки рентабельности - маргинальной эффективности капитала; г) дисконтный метод окупаемости проекта; д) метод обратный дисконтированию - компаундинг; е) метод чистой настоящей стоимости проекта; ж) модифицированный метод внутренней ставки рентабельности. Анализ использования этих методов позволил мне установить, что только терминологически название некоторых из этих методов совпадают с методами оценки в условиях плановой экономики, однако их содержание существенно отличается.

По моему мнению, прибыль является лишь одним из условий существования предприятий транспортной инфраструктуры в рыночном пространстве, но не целью и не критерием его экономического развития. Оценка эффективности различных вариантов формирования и развития транспортной инфраструктуры показывает недостаточность критерия. Отсюда можно сформулировать вывод о том, что при определении приоритетных направлений формирования и развития транспортной инфраструктуры в условиях рыночной экономики предпочтение надо отдать не одному единственному критерию, а системе критериев и использованию экспертных подходов.

Определение экономической эффективности транспортной инфраструктуры имеет особенности, связанные, с одной стороны, со степенью удовлетворения спроса в инфрауслугах, и, с другой стороны, - с проблемами адекватности транспортной инфраструктуры по отношению к народному хозяйству, что прямо влияет на эффективность его функционирования и развития.

При определении экономической эффективности транспортной инфраструктуры необходимо учитывать, что она проявляется не только во внутренних показателях самой транспортной инфраструктуры, но и находит свое основное выражение в результирующих показателях обслуживаемых ею отраслей и производств. В этой связи различают внутриотраслевой и вне отраслевой (внешний) эффект транспортной инфраструктуры.

Количественное определение внутриотраслевого эффекта транспортной инфраструктуры связанно с эффектом, получаемым непосредственно в результате выполняемых ею объемов услуг (объемы перевозок, поставки продукции, оказываемых транспортно-экспедиционной работы и др.), а также уровнем затрат, определяемым в зависимости от параметров, характеризующих технико-экономические и технико-эксплуатационные показатели самой транспортной инфраструктуры или ее элементов (состояние сети путей сообщения, терминального хозяйства, постоянных устройств, подвижного состава, обеспеченности элементами транспортной инфраструктуры и т.д.)

Другими словами, внутриотраслевая эффективность отражает экономические результаты, полученные в ходе выполнения самой транспортной инфраструктурой необходимых объемов работ (услуг) при определенном технико-экономическом уровне обслуживания.

Внеотраслевой эффект инфраструктуры связан с образованием эффекта в обслуживаемых ею отраслях народного хозяйства, но его количественное определение затруднено. Необходимо отметить, что объекты транспортной инфраструктуры играют важную роль в процессе решения как экономических, так и социальных задач. Поэтому возникает задача определения социально-экономической эффективности транспортной инфраструктуры, т.е. результатов функционирования транспортной инфраструктуры, которые отражаются в народнохозяйственных и рыночных показателях деятельности обслуживаемых ею базисных отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

При классификации внеотраслевых эффектов транспортной инфраструктуры необходимо различать, как положительные, так и отрицательные эффекты (потери). В числе основных внеотраслевых эффектов следует выделить снижение (увеличение) затрат на развитие базовых отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства) вследствие развитости (неразвитости) транспортной инфраструктуры в данном регионе или по хозяйству в целом; улучшение кооперирования и специализации производства, связанное с рационализацией транспортно-коммерческой деятельности; повышение (понижение) эффективности управления вследствие достаточной (недостаточной) обеспеченности отрасли и населения транспортными средствами; ускорение (замедление) оборачиваемости оборотных средств и обусловленное им сокращение (увеличение) запасов в производящих отраслях, связанное с качеством работы транспорта, материально-технического обеспечения; снижение (повышение) себестоимости продукции в этих отраслях, вызванное функционированием (или развитием) транспортной инфраструктуры; материальный ущерб, связанный с некачественным обслуживанием транспортной инфраструктуры народного хозяйства (в процессе транспортировки, хранения и т.п.) социальные эффекты функционирования развития транспортной инфраструктуры (повышение качества медицинского обслуживания населения, культуры, образования и др.).

Потери классифицируются на прямые и скрытые (недополученный эффект). Прямыми считаются потери, связанные с отказом в обслуживании (например, гибель не вывезенного леса, порча сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия транспорта, тары и т.д.); некачественным обслуживанием (при транспортировке, хранении и т.д.); повышением себестоимости конкретных продуктов в базисных отраслях материального производства; повышением эксплуатационных расходов в самой транспортной инфраструктуре вследствие нерационального режима ее функционирования.

К скрытым потерям (эффектам) можно отнести, например, эффект от подготовки продукции производственно-технического назначения к конечному производственному потреблению, эффект от совершенствования дорожной сети и увеличения доли дорог с твердым покрытием, контейнеризации и организации контейнерных и пакетных перевозок и др. К последним следует также относить эффект от комплексности развития транспортной инфраструктуры в рамках отдельно рассматриваемых территорий - регионов, территориально-производственных комплексов, промузлов, городских агломераций и др. С другой стороны, при комплексной оценке эффективности транспортной инфраструктуры определяется сопутствующий эффект от экономии времени передвижений; от снижения транспортной усталости; от снижения дорожно-транспортных происшествий; от сокращения вредных выбросов в воздушную среду; от снижения транспортного шума; от экономии территории.

Для определения экономической эффективности инфраструктуры предлагаются различные методы и подходы.

Эффективность транспортного производства определяется как отношение полезных конечных результатов к объему используемых или затраченных ресурсов с помощью показателей производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и окупаемости транспортно-инфраструктурных затрат и др. В масштабе страны эффективность транспортного производства может быть выражена как отношение прироста валового внутреннего продукта за тот или иной период к стоимостной величине затраченных ресурсов.

В условиях рыночной экономики при оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования предлагаются три типа показателей эффективности: показатели финансовой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и местного бюджета; учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостные измерения.

Информация о работе Экономические показатели эффективности транспортной инфраструктуры