Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:31, контрольная работа
В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра экономики и
менеджмента недвижимости
Контрольная работа по дисциплине
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: «Экономические принципы управления использованием природных ресурсов»
Выполнил Мамонов Михаил Евгеньевич
Студент 2 курса спец. 080200
Группа С2M221 № зачет. книжки ЭМ137/12
Подпись
Преподаватель
Должность
Подпись
Санкт-Петербург
2013
В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.
Основным экономическим инструментом развития природоохранной деятельности на территории России до принятия Закона РФ "Об охране окружающей среды" являлась плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января 1991 г. №13 "Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения".
Позднее закон обусловливает поэтапную, эволюционную замену существующей в России налоговой системы на основе предварительно разработанной программы долговременной налоговой реформы. В рамках разработки программы необходимо обосновать темпы изменения пропорций различных видов налоговых поступлений, а также сроки принятия законодательных актов, регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природных ресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться или отменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать методическую базу экономической оценки всех видов природных ресурсов и на этой основе провести такую оценку; разработать методики определения платы за пользование различными природными ресурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природных ресурсов.
При существующей налоговой системе сложно ввести эффективную плату за природные ресурсы. В этой связи важно в условиях переходной экономики сформировать эффективную систему платы за природные ресурсы, которая бы являлась составной частью налоговой системы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концепцию налогообложения, разработать такую стратегию его совершенствования, которая была бы направлена на постоянное увеличение роли платы за природопользование в формировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
В качестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы Минприроды РФ с участием научных организаций был разработан проект Закона Российской Федерации "О системе платежей за пользование природными ресурсами", в котором определены общие принципы введения, установления, определения, взимания и использования платежей за природные ресурсы.
Под руководством Минприроды РФ разработана система показателей и структура баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовлено прикладное программное обеспечение для региональных органов государственного управления в части комплексной информации о природно-ресурсном потенциале, разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионов с целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования.
Закона РСФСР
"Об охране окружающей
Правовые основы
стимулирования рационального
За последние годы особо охраняемые территории России, в первую очередь заповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникла необходимость дополнительного экономического обоснования необходимости создания и функционирования сети подобных территорий для усиления их поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важно провести анализ природоохранного потенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках, определяемых законодательством, и внедрить экономический механизм природопользования, ориентированный на привлечение дополнительных финансовых средств в такие территории без ущерба их природным ресурсам .
В целях обеспечения экологической безопасности предпринимательства подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов". В настоящее время проект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указанных видов деятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
Минприроды
РФ совместно с другими
В соответствии
с этими документами
В связи с
выходом постановления
Основные документы и материалы по экологической сертификации рассматривались на межрегиональных совещаниях и были направлены в территориальные органы. На их основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан, Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В 1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе были учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остается нерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого за границей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многих регионов. По Свердловской области, например, с участием Минприроды РФ был положительно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закупленных в ФРГ двух передвижных комплексных лабораторий. Каждый раз при возникновении подобных проблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложения" в части, касающейся ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" о распространении таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров "прямого природоохранного назначения".
Продолжается работа по совершенствованию экологической паспортизации на территории Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на эту проблему, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящее время в различных регионах составлено и согласовано значительное число экологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в том числе промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся данным, в 43 природоохранных комитетах субъектов Федерации информация экологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствование экопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов, экологическом страховании, сертификации производств и процессов, лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранее действующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуется разработать макеты
экологических паспортов
С 1994 г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетов экологических паспортов, отражающих отраслевую специфику предприятий. Департаментом речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован с Минприроды РФ макет экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФ подготовил проект макета экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия, который в настоящее время проходит производственную апробацию в нескольких регионах страны.
Госкомоборонпром РФ завершает работу над макетом экологического паспорта судостроительного завода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов с ядерными энергоустановками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций, в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортов сельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по данной проблеме.
Проводится работа по экологической паспортизации военных объектов. Военно-космическими силами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктов запуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием. Росгидромет проводит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии. Минприроды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по макетам экологических паспортов территорий и особо опасных промышленных объектов.
Для усиления эффективности данных работ необходимо подготовить проект основных направлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которых позволила бы экологическому паспорту стать одним из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения природопользователей с органами охраны природы.
В условиях осуществления Программы приватизации важно определить место и роль территориальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетом мнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации. (Программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.)
В пункте 6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизации заключается в проведении экологического аудирования, определении требований по экологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платной приватизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводе части экологически опасных предприятий за пределы городских или иных территорий. Соответствующие нормативно-методические документы, регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации, подготовлены Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшее время утверждены. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического фактора при приватизации и невозможность дальнейшего промедления в этом вопросе, было бы целесообразно утвердить соответствующие временные документы на уровне субъектов федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходим именно с точки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практике реализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасности приватизируемых предприятий, определение перечня мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. В качестве примера можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую и Тверскую области.
Информация о работе Экономические принципы управления использованием природных ресурсов