Экономические принципы управления использованием природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Минприроды  РФ совместно с Госкомимуществом России велась разработка порядка учета  экологического фактора, условий безопасного  ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям. Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы подготовлены списки экологически опасных предприятий по регионам страны. Минприроды ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма природопользования. Планируется отработать такие новые направления, как разработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включая социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическая сертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического страхования; учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологических услуг. Такая работа могла бы вестись более эффективно при наличии Концепции устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе и экономические, отрабатывались бы комплексно.

2.4 Направление  природоохранной деятельности

 

Глубокие политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации  в последние годы, породили новые  проблемы в области экономики  природопользования. Возникли дополнительные факторы, негативно воздействующие на экологическую ситуацию, — разрушение единого экономического пространства, экономический кризис, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.

Регионы и предприятия  в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.

В настоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный механизм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.

Исходя из анализа  существующей практики, а также тенденций  на ближайшую перспективу, представляется, что формирование экономических методов управления природопользованием в переходный период будет происходить в следующих направлениях.

1. Учет и социально-экономическая  оценка природно-ресурсного потенциала  и экологического состояния территорий. Осуществление количественного  и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.

2. Планирование  охраны окружающей среды и  рационального использования природных  ресурсов. Разработка инновационных  механизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций.

3. Финансово-кредитный  механизм природопользования. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологического страхования, экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.

4. Экологическое  страхование. Внедрение обязательного  и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы экологического страхования от стихийных бедствий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

5. Развитие экологических  банков. Формирование федерального  и региональных экобанков. Создание  специальных банков для реализации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда банковских услуг.

6. Экологические  фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.

7. Экономическое  стимулирование. Установление налоговых,  кредитных и иных льгот предприятиям  и организациям, в том числе  и экологическим фондам, осуществляющим  природоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсе или аукционе "купли-продажи" лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.

8. Формирование  рынка экологических работ и  услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.

9. Платность  природопользования. Развитие видов  платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.

10. Экономическое  воздействие на нарушителей природоохранного законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.

11. Совершенствование  организационно-экономических методов  природопользования. Лимитирование  и квотирование природопользования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологической сертификации и паспортизации.

12. Учет экологического  фактора при приватизации. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

 

Заключение

 

Управление  природопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждого уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий стремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое достижение в развитие управлением природопользованием .

 

Задача №1.

Вариант 7.

В Ростовской области (в Сальских степях) за исследуемый год доля засоленных почв в общей площади пастбищ возросла с 2 до 6%, а доля площади подвижных песков увеличилась с 2 до 4%. Годовой доход с одного гектара принять равным 600 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 10 лет. Площадь деградированных земель составляет 100 га. Определить ущерб от деградации почв.

 

Дано:

Наименование угодья: Сальские степи

Площадь (гa)S: 100 га

Тип деградации: засоление и подвижные пески

Степень деградации по данным обследований

Засоление 3 степень

Предыдущих 2% - степень 2

Контрольных 6% - степень 3

Подвижные пески 1 степень

Предыдущих 2% - степень 0

Контрольных 4% - степень 1

Нормативы стоимости нового освоения, тыс. руб., Нс: под сенокосы и пастбища - 1155

Годовой доход с единицы площади, тыс. руб., Д: 600

Коэффициенты:

по  экологической значимости, Кэ Северо-Кавказский 1,9

по  времени восстановления, Кв  Коэффициент пересчета 10 лет 5,6

по  степени деградации, Кс  Коэф перерасчета 0,3

 

Найти:

Размер  ущерба, тыс. руб., Ущ

 

Решение:

Ущ= Нс · S · Кэ · Кс · Кп + Дх · S · Кв =

=1155*100*1,9*0,3*1+600*100**5,6 =

= 65835+336000=401835 тыс. руб.

 

 

Ответ: Размер ущерба от деградации почв составил 401835 тыс. руб.

 

Задача №2.

Вариант 7.

Временно согласованный  выброс золы промышленной котельной, расположенной в Волго-Вятском районе, 456 т в год, норматив предельно допустимого выброса золы 350 т в год, фактический выброс золы за год составил 642 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы запой.

 

Дано:

Норматив  платы за выброс 1 т вредных веществ  в пределах установленных нормативов выбросов (руб.): Зола – 825

Коэффициенты  экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха: Волго-Вятский р-н – 1,1

Норматив  предельно допустимого выброса, т, ПДВ: 350

Временно  согласованный выброс, т, ВСВ: 456

Фактический выброс, т, ФВ: 645

 

Найти:

Размер платежей за загрязнение атмосферы, руб., П

 

Решение:

Найдем размер выплаты за 1 тонну с учетом коэффициента экологической ситуации: Р=825*1,1 = 907,50 руб.

Найдем размер итогового платежа за загрязнение  атмосферы:

П = ПДВ · Р + (ВСВ - ПДВ) · 5Р + (ФВ - ВСВ) · 25Р=

= 350*907,50 + (456-350) * 5 * 907,50 + (642-456) * 25 * 907,50 =

= 317 625 + 480 975 + 4 219 875 = 5 018 475 руб.

 

 

Ответ: Размер платежей за загрязнение атмосферы составит 5 018 475 руб.

 

Список использованной литературы

 

1.Папенов Т.В.Экономика  и природопользование / Т.В. Папенов  – М.: Московский университет, 1997. – С.233-246.

2.Голуб А.А.Экономика и  природопользование / А.А. Голуб,  Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс  ,1995 – С.159-167.

3.Дмитриев М.Ю., Кошечкин  С.А. Финансирование и финансовые  аспекты экологии. Учебник для  ВУЗов, М.: ЮНИТИ, 2007

4.Ласкина Л.В. Прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. М.: Юстицнадзор, 2007. – 366 с.

 


Информация о работе Экономические принципы управления использованием природных ресурсов