Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:31, контрольная работа
В последние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуют введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимаемых платежей.
Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием и подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципом установления платы за загрязнение окружающей среды был принцип "загрязнитель платит". Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правовая и методическая базы, исходя из него решались вопросы управления и контроля.
Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом России велась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям. Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы подготовлены списки экологически опасных предприятий по регионам страны. Минприроды ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма природопользования. Планируется отработать такие новые направления, как разработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включая социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическая сертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического страхования; учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологических услуг. Такая работа могла бы вестись более эффективно при наличии Концепции устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе и экономические, отрабатывались бы комплексно.
Глубокие политические
и социально-экономические
Регионы и предприятия в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.
В настоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный механизм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.
Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование экономических методов управления природопользованием в переходный период будет происходить в следующих направлениях.
1. Учет и социально-
2. Планирование
охраны окружающей среды и
рационального использования
3. Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологического страхования, экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.
4. Экологическое
страхование. Внедрение
5. Развитие экологических
банков. Формирование федерального
и региональных экобанков.
6. Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.
7. Экономическое
стимулирование. Установление налоговых,
кредитных и иных льгот
8. Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.
9. Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.
10. Экономическое
воздействие на нарушителей
11. Совершенствование
организационно-экономических
12. Учет экологического фактора при приватизации. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.
Управление природопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждого уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий стремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое достижение в развитие управлением природопользованием .
Вариант 7.
В Ростовской области (в Сальских степях) за исследуемый год доля засоленных почв в общей площади пастбищ возросла с 2 до 6%, а доля площади подвижных песков увеличилась с 2 до 4%. Годовой доход с одного гектара принять равным 600 тыс. руб. Продолжительность периода восстановления почв 10 лет. Площадь деградированных земель составляет 100 га. Определить ущерб от деградации почв.
Дано:
Наименование угодья: Сальские степи
Площадь (гa)S: 100 га
Тип деградации: засоление и подвижные пески
Степень деградации по данным обследований
Засоление 3 степень
Предыдущих 2% - степень 2
Контрольных 6% - степень 3
Подвижные пески 1 степень
Предыдущих 2% - степень 0
Контрольных 4% - степень 1
Нормативы стоимости нового освоения, тыс. руб., Нс: под сенокосы и пастбища - 1155
Годовой доход с единицы площади, тыс. руб., Д: 600
Коэффициенты:
по экологической значимости, Кэ Северо-Кавказский 1,9
по времени восстановления, Кв Коэффициент пересчета 10 лет 5,6
по степени деградации, Кс Коэф перерасчета 0,3
Найти:
Размер ущерба, тыс. руб., Ущ
Решение:
Ущ= Нс · S · Кэ · Кс · Кп + Дх · S · Кв =
=1155*100*1,9*0,3*1+600*100**
= 65835+336000=401835 тыс. руб.
Ответ: Размер ущерба от деградации почв составил 401835 тыс. руб.
Вариант 7.
Временно согласованный выброс золы промышленной котельной, расположенной в Волго-Вятском районе, 456 т в год, норматив предельно допустимого выброса золы 350 т в год, фактический выброс золы за год составил 642 т. Определить размер платежей за загрязнение атмосферы запой.
Дано:
Норматив платы за выброс 1 т вредных веществ в пределах установленных нормативов выбросов (руб.): Зола – 825
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха: Волго-Вятский р-н – 1,1
Норматив предельно допустимого выброса, т, ПДВ: 350
Временно согласованный выброс, т, ВСВ: 456
Фактический выброс, т, ФВ: 645
Найти:
Размер платежей за загрязнение атмосферы, руб., П
Решение:
Найдем размер выплаты за 1 тонну с учетом коэффициента экологической ситуации: Р=825*1,1 = 907,50 руб.
Найдем размер итогового платежа за загрязнение атмосферы:
П = ПДВ · Р + (ВСВ - ПДВ) · 5Р + (ФВ - ВСВ) · 25Р=
= 350*907,50 + (456-350) * 5 * 907,50 + (642-456) * 25 * 907,50 =
= 317 625 + 480 975 + 4 219 875 = 5 018 475 руб.
Ответ: Размер платежей за загрязнение атмосферы составит 5 018 475 руб.
1.Папенов Т.В.Экономика и природопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. – С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика и природопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 – С.159-167.
3.Дмитриев М.Ю., Кошечкин
С.А. Финансирование и
4.Ласкина Л.В. Прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. М.: Юстицнадзор, 2007. – 366 с.
Информация о работе Экономические принципы управления использованием природных ресурсов