Экономические проблемы Содружества Независимых государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало образование интеграционных объединений. У одних групп стран это получается хорошо, у других – сопряжено с определенными проблемами. К ним относятся и государства-участники СНГ.

Содержание работы

Введение
3
Проблема экономической интеграции стран СНГ
5
Проблемы развития экономик стран СНГ и проблемы внешней торговли

15
Инвестиции в переходной экономике
21
Вступление стран СНГ в ВТО
26
Заключение
33
Приложение
34
Список используемой литературы
38

Файлы: 1 файл

eёon_problems_of_SNG.doc

— 782.50 Кб (Скачать файл)

Структуры импорта  и экспорта стран Содружества  свидетельствуют о том, что в  дальнее зарубежье устойчиво  поставляются невозобновляемые товары, а в ближнее поступают потребительские товары. Кроме того, нет эффективного механизма, который переориентировал бы выручку от внешнеэкономической деятельности стран СНГ в сферу реального производства. Она уходит либо в оффшоры, либо пополняет спекулятивный капитал, будоражащий финансовый рынок. Все это создает предпосылки для закрепления той модели хозяйствования, при которой преимущественное развитие получают сырьевые отрасли.

Одна из острейших  проблем экономического развития стран  СНГ в начале XXI в. - погашение и обслуживание внешнего долга. Суммарный объем государственного внешнего долга России в 2000 г. составил 158,4 млрд. долл., в том числе 103,6 - долги бывшего СССР и 54,8 - РФ. Украина же входит в число 30 стран мира, имеющих внешний долг более 12 млрд. долл. По относительному уровню задолженности лидирует Кыргызстан, чей внешний долг составил по отношению к ВВП 104%, а к экспорту товаров и услуг - 228%. По затратам на обслуживание внешнего долга Туркменистаном выделяется 14,5% к ВВП и 31% к экспорту (5-е место в мире) [21, стр. 86].

Несбалансированность торговли и низкая платежеспособность стран-участниц СНГ привели к образованию их крупной задолженности России - свыше 8 млрд. долл. Несмотря на то, что часть долгов была переоформлена в технические кредиты, просроченная задолженность за поставки по прямым хозяйственным договорам постоянно растет и может быть отнесена к разряду безнадежных долгов. Только за энергоресурсы страны ближнего зарубежья задолжали России более 2,5 млрд. долл., в том числе Украина - 1,4 млрд. долл. При этом Россия продает газ странам Запада по 110 долл. за 1000 м3, а Украине - по 80, Армении - по 53 и Грузии - по 50 долл. [8, стр.136]. Правительство РФ и сейчас рассматривает возможности увеличения объемов кредитования партнеров по интеграции, тогда как предоставление новых кредитов следовало бы увязать с возвращением долгов, их трансформацией в государственные долги, или, что более действенно, имущественным обеспечением долга. В счет погашения задолженности государство-должник может передавать свои объекты собственности или пакеты акций приватизированных предприятий, представляющих интерес для кредитора.

Таким образом, можно обозначить ряд проблем, связанных  с  экономическим развитием стран-участниц СНГ: деиндустриализация производства и снижение его эффективности, деформации воспроизводственного процесса, превращение стран СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка по причине слишком сильного развития добывающей промышленности, снижение доли готовых товаров в экспорте стран СНГ, проблемы с погашением внешнего долга. Эти проблемы являются на данный момент самыми острыми и требуют безотлагательного решения.

 

3. Инвестиции в переходной экономике.

В мировой  практике инвестиции исчисляются как  разность между стоимостью произведенной продукции и размером текущего потребления (в статистике стран СНГ этот показатель называется валовым накоплением). В широком смысле слова они отражают общий объем сбережений, включая капиталовложения в производство, социальную сферу, человеческий капитал, индивидуальное жилищное строительство, ценные бумаги, банковские счета и даже сбережения «в чулке». В развитых индустриальных странах сбережения, по данным Всемирного банка, составляют в среднем 20-23% ВВП (в ФРГ - 22%, США - 16%), а средний темп его прироста в 90-х гг. - соответственно 1,5 - 2,5% в год. В молодых государствах накопления в среднем достигают 17%. При быстрых (в сравнении с Европой и Японией) темпах роста населения прирост ВВП там составляет 3-4% в год, а в расчете на душу населения - 1,5-1,8% [15, стр. 113].

Объем внутренних инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27-30% ВВП (в 1996 г. - 21%). С 1997 г. ВВП СНГ увеличивается, причем весьма медленно - менее чем на 1%.

Для оплаты растущего  объема импорта необходимо увеличить  «дальний» экспорт продукции  добывающих отраслей. Поэтому в странах  Содружества, несмотря на снижение доли средств, направляемых в производственные инвестиции (с 67% в 1991 г. до 59% в 2000 г.), возросла доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику: в Азербайджане - с 73 до 84%, в России - с 40 до 57, на Украине - с 31 до 46% [7, стр. 137]. Увеличилась также доля инвестиций, направляемых в металлургию, но повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность.

Опасно, что  данные тенденции имеют нарастающий  характер. Чем интенсивнее добывающие отрасли стран СНГ «врастают» в систему мирохозяйственных связей, тем глубже спад производства в их обрабатывающих отраслях. Это в свою очередь неизбежно подталкивает государства Содружества к еще более энергичным усилиям по развитию торговли с дальним зарубежьем, в основе которой - ускоренное развитие добывающих отраслей и их ориентация на мировой рынок, что, разумеется, препятствует интеграции в СНГ, превращая его участников в ресурсные придатки мирового рынка.

Россия в 1994-2000 гг. инвестировала в экономику  стран ближнего зарубежья немалую сумму - 1,5 млрд. долл. Однако факт ее «инвестиционного присутствия» в большинстве стран нередко рассматривают как угрозу суверенитету и усиление зависимости от России, нуждаясь в разносторонней помощи. Вместе с тем настороженно воспринимают проекты надгосударственного характера, тщательно ограждают свою самостоятельность, особенно когда речь идет о выходе на мировые рынки, получении зарубежной помощи и привлечении иностранных инвестиций.

Структура и  географическая направленность внешнеторгового  оборота отражают стремление отдельных стран Содружества удержать традиционные и проникнуть на новые, более привлекательные по условиям торговли сырьевые рынки «третьих стран», сохранить конкурентную способность экспортоориентированных отраслей и производства, а также поддержать и расширить ассортимент потребительских товаров.

Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет переломить ситуацию в целом: для изменения структуры экономики на 1% требуются финансовые ресурсы, эквивалентные 2-3% ВВП. С одной стороны, финансовые ограничения способствуют относительной устойчивости структуры спроса и оправдывают усилия по сохранению прежней специализации и кооперирования в рамках СНГ. С другой - неопределенность экономической политики подталкивает ряд стран Содружества к поиску ресурсов (в том числе и внешних) для проведения структурных преобразований в целях обеспечения экономической безопасности.

Финансовый  кризис 1998 г. негативно отразился  на банковской системе стран Содружества  и привел к уходу многих иностранных  инвесторов с их рынков. Однако в настоящее время наблюдается некоторая стабилизация в сфере инвестирования реального сектора экономики, о чем свидетельствует динамика инвестиций в основной капитал. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем инвестиций в основной капитал в среднем по странам Содружества увеличился на 5%, что достигнуто благодаря четырем участникам интеграции: Казахстану (8%), России, Узбекистану и Украине (по 1-3%). В Армении объем инвестиций сохранился на уровне 1998 г., тогда как в Грузии сократился на 57%, в Молдове - на 25, Киргизии, Азербайджане и Белоруссии - на 2-5%. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. объем инвестиций в основной капитал в среднем по Содружеству возрос на 15%, правда, по сравнению с 1991 г, он составил лишь 33%. В Белоруссии, Казахстане и Туркменистане капитальные вложения на душу населения в 1999 г. превысили уровень 200 долл., в России они составили 187, Узбекистане - 177, Азербайджане - 141, Украине - 86 долл. В третью группу вошли Армения - 39 долл., Грузия - 34, Кыргызстан - 36, Молдова - 41, Таджикистан -16 долл. [15, стр. 95].

Сложность переходной экономики заключается в том, что одновременно приходится решать задачи системных и структурных преобразований, а также антикризисной макроэкономической стабилизации. Системные преобразования неизбежно сопровождаются трансформационным спадом производства и инвестиций. Собственных источников финансирования для преодоления рецессии, и тем более для назревших структурных изменений, все еще недостаточно. Новые формы хозяйствования нуждаются в финансовой поддержке, для чего не хватает внутренних ресурсов. При этом для успешного развития экономики важны прямые иностранные инвестиции. Они способствуют структурным реформам базовых отраслей экономики, росту научно-технического потенциала и коммуникационных связей. С 1989 по 1998 гг. в экономику России вложено в этой форме 510 млн. долл., Казахстана – 2761 млн., Украины – 1167 млн., Узбекистана – 342 млн., Молдовы – 150 млн., Киргизии – 132 млн., Белоруссии – 110 млн. Грузии – 94 млн., Армении – 47 млн. долл. Показатели весьма скромные. К тому же предпочтение отдастся сырьевым отраслям. Так, в Туркменистане и Азербайджане преобладающая часть инвестиций направляется на развитие нефтегазового сектора и обслуживающие его отрасли, горно-добывающую и обрабатывающую промышленность, в Узбекистане, помимо топливно-энергетического комплекса, - в машиностроение и автомобилестроение, в золотодобывающую отрасль.

Во всех странах  Содружества снижается доля валового накопления, что явилось результатом  уменьшения удельного веса инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП (при некотором росте в нем доли изменяющихся запасов материальных оборотных средств). В 2000 г. в среднем по СНГ удельный вес инвестиций в основной капитал оценивался (в текущих ценах) примерно в 22%, что меньше, чем в 1994 г. Без накопления любая страна неотвратимо «проедает» накопления, распродаёт свою собственность, что предопределяет утрату государственного суверенитета.

Финансовые  ресурсы практически всех государств-участников СНГ все еще не в полном объеме выполняют важнейшую функцию  денег - средства платежа (расчетов по товарным и нетоварным операциям). Они недостаточно обеспечивают нужды взаимной торговли стран Содружества. Прямая взаимная конвертируемость национальных валют, хотя и осуществляется, тем не менее, объемы ее пока не велики. На 300 валютных биржах в странах СНГ среднедневной оборот составляет всего 0,3 млрд. долл. (в мире - 2 трлн. долл.) Так, на Московской межбанковской валютной бирже ежедневно объем торгов за рубли составляет 100-200 млн. долл., объем конвертации украинской гривны в месяц не превышает нескольких сотен тысяч долларов, казахстанских тенге - нескольких десятков тысяч долларов. Для решения интеграционных задач, в том числе для создания зон свободной торговли, крайне важно быстрейшее формирование единого биржевого пространства, налаживание механизма текущих котировок мягких валют.

Следует озаботиться  партнерам и увеличением доли национальных валют в обслуживании взаимного товарооборота, что предполагает соответствующую организацию расчетов в рамках эффективной платежной системы. При этом важно не потерять перспективу, которая связана с движением к взаимоконвертируемости валют государств Содружества, применению обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением. Необходимо как можно быстрее договориться о взаимном присутствии валют в резервах национальных банков государств-участников СНГ. Иначе национальные «мягкие» валюты не смогут обслуживать взаимный товарооборот больше, чем на сегодняшние 15% [11, стр. 121].

 

4. Вступление стран СНГ в ВТО.

По прошествии 10 лет после распада СССР страны СНГ до сих пор пытаются найти  подходящую структуру управления их взаимных торговых отношений. В настоящее  время множество наполовину выполняемых  двусторонних соглашений и ряд бумажных соглашений регулируют внутренние торговые отношения СНГ.

Прогресс  в области исполнения торговых положений  двусторонних и многосторонних торговых соглашений между странами СНГ затруднен  либерализацией импорта. Страны СНГ  участвуют в процессе либерализации  торговли с 1992 г., открывая свою экономику для импорта и инвестиций из стран не СНГ. Вступление в ВТО обозначит кульминацию процесса посредством кодирования либерализации торговли в законы для каждой страны-претендента.

Пока страны СНГ продолжают зависеть от рынков друг друга в области экспорта, в последние десять лет каждая из них пыталась диверсифицировать свои ресурсы и ассортимент импорта. Для каждой страны стало возможным участие в РТС, при этом обеспечивая продолжительный доступ к рынкам СНГ, однако значительно сократив концессии при входе на их рынки продукции от “традиционных поставщиков”. В результате чего даже там, где применялись двусторонние соглашения, продукты чувствительных секторов были освобождены, а нетарифные барьеры стали растущим препятствием в законной торговле.

До тех  пор, пока не завершится процесс вступления в ВТО, маловероятно, что произойдут какие-либо серьезные сдвиги в сторону  более глубокой формы интеграции, а именно, таможенных или экономических  союзов. Так как механика процесса вступления в ВТО включает в себя как двусторонние, так и многосторонние переговоры по входным импортным концессиям, то странам намного легче договориться, если они не ограничены обсуждением таких вопросов с остальными партнерами по таможенному союзу. Ввиду того, что ССТ (система сертификации услуг на транспорте) позволяют странам устанавливать уровень тарифной защиты и другие ограничения в торговле на свое усмотрение (до тех пор, пока это не коснется торговли между самими этими странами), то подобные договоренности намного проще, чем когда страны замешаны в таком сложном процессе, как вступление в ВТО.

Вступление  в ВТО может обусловить намерения  к дальнейшей региональной интеграции в СНГ. Например, большинство связанных  ставок пошлин, которые Кыргызская Республика согласовала в ходе своих переговоров о вступлении, варьируется (в большинстве своем) от 5% до 10%. Связанные тарифные ставки Грузии составляют 10-15%. В результате, экономическая выгода от участия в соглашении с Грузией будет выше ввиду упомянутых установленных тарифов. Так как вступление в ВТО коснется снижения тарифных и нетарифных барьеров в торговле при пересечении границы, то это также может сократить тарифные стремления к региональной интеграции по региону. Тем не менее, необходимо отметить, что для стран СНГ подобная либерализация должна, в конце концов, стать процессом, создающим торговлю, даже если к имеющимся у стран проблемам на пути к рыночной экономике добавится либерализация.

К тому же правила  ВТО по РТС означают, что РТС  пересматриваются в рамках региона. Правила ВТО требуют, чтобы срок действия временных договоренностей, ведущих к заключению РТС, составлял более 10 лет только в исключительных случаях. Существующие многосторонние соглашения не предусматривают какого-либо расписания по выполнению обязательств. В результате упомянутых выше процессов, в ближайшем будущем выполнение этого соглашения представляется маловероятным. Отсюда следует, что преобразование торговых отношений может произойти только при завершенном процессе вступления в ВТО. Подписание Евразийского Экономического Союза и внешняя поддержка в формировании ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) могут стать первыми шагами в этом процессе.

Информация о работе Экономические проблемы Содружества Независимых государств