Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа
В последнее время одной из главных тенденций в мировой экономике стало образование интеграционных объединений. У одних групп стран это получается хорошо, у других – сопряжено с определенными проблемами. К ним относятся и государства-участники СНГ.
Введение
3
Проблема экономической интеграции стран СНГ
5
Проблемы развития экономик стран СНГ и проблемы внешней торговли
15
Инвестиции в переходной экономике
21
Вступление стран СНГ в ВТО
26
Заключение
33
Приложение
34
Список используемой литературы
38
В настоящее время совершенно ясно, что ССТ являются наиболее подходящей формой РТС в положении стран СНГ. Хоть некоторые страны СНГ и планируют более глубокие формы интеграции, а именно, между Россией и Беларусью, вряд ли удастся это осуществить одновременно с процессом вступления в ВТО. На практике одно может помешать другому из-за сложности механизма достижения поставленных целей одновременно.
В действительности региональная интеграция может больше продвинуться вперед не благодаря подписанию дополнительных РТС, а благодаря тщательному подходу к целому ряду вопросов, относящихся к:
Как показал предварительный анализ, при возникновении проблем с торговлей между странами СНГ правительства имеют тенденцию игнорировать положения РТС и устанавливают новые барьеры.
Действительно,
в этом отношении вступление в
ВТО может привести к возникновению
конкуренции между
Несмотря
на конкуренцию в процессе вступления
в ВТО и трудности гармонизации
правил внешней торговли, следует
отметить несколько преимуществ установл
Предыдущий анализ показал, что в рамках ЗСТ тарифные ставки могут естественным образом совпадать благодаря торговому отклонению. Более того, процесс вступления в ВТО может гарантировать, что такая конвергенция происходит, если ставки ниже тех, что в настоящий момент применяются политическими деятелями в СНГ. Например, если Россия и другие члены Евразийского Экономического Союза получают выгоду от своих обещаний сформировать Таможенный союз и начать применять общую экономическую политику, то им, может быть, придется понизить их уровень пошлин до уровня Кыргызской Республики. В противном случае, Кыргызская Республика может быть исключена из Экономического союза и сохранит право только на заключение соглашения о ЗСТ с другими странами-участницами Евразийского Экономического Союза.
Региональные торговые соглашения вряд ли впредь будут столь нечетко определены. Так как рыночные структуры СНГ начинают более эффективно передавать ценовые сигналы и другие рыночные сигналы, то польза от торговли через производство, основанное на сравнительном преимуществе, и экономическое стремление к рыночной интеграции может стать более очевидным. Тем не менее, в настоящее время ряд нетарифных барьеров, а также процесс либерализации импорта и его диверсификации означает, что экономическая обоснованность более близких торговых отношений значительно искажена. Только когда факторы, стимулирующие “де-факто” интеграцию, начнут функционировать, “де-юре” соглашения начнут применяться на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас перед странами СНГ в условиях ухудшающейся мировой хозяйственной конъюнктуры стоит задача сохранить и повысить свой потенциал стабильности. В этих условиях важную роль будет играть обеспечение согласования проводимой экономической политики. Благодаря достижению относительной стабильности у стран СНГ появилась возможность быстрее наращивать свой экономический потенциал. От этого в конечной степени главным образом и будет зависеть скорость их вхождения в мирохозяйственную систему, возможность создания на базе СНГ нового центра мирового социально-экономического развития.
Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал Содружества в национальных интересах его участников, преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальных государств Запада и Востока, активно использовать процессы интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и дружбу наших народов в стремительно теряющем стабильность мире.
Страны СНГ обладают колоссальными преимуществами перед другими странами мирового сообщества. Однако, чтобы ими воспользоваться, нужно решить раз и навсегда: либо им нужно идти вместе (предпочтительный вариант), решая все проблемы сообща, либо стоит забыть обо всём, что в течение долгого времени связывало их, и продолжить развитие по отдельности, не тормозя и не дёргая развитие друг друга.
Приложение.
Таблица 1. Товарная структура экспорта различных регионов (в % к итогу) [4, стр. 17].
Товарные группы |
ЕС (1997) |
НАФТА (1998) |
МЕРКОСУР (1999) |
СНГ (1999) |
Ближний Восток |
Африка (без ЮАР) |
Сырье и полуфабрикаты |
24,4 |
21,2 |
52,3 |
54,8 |
65,8 |
80,3 |
Продовольствие и сельскохозяйственное сырье |
9,8 |
11 |
40 |
8,9 |
5,7 |
20,1 |
Минеральное топливо |
2,7 |
3,8 |
2,9 |
34,7 |
52,3 |
56 |
Руды и металлы |
11,9 |
6,4 |
9,4 |
11,2 |
7,8 |
4,2 |
Готовые изделия |
75,6 |
78,8 |
47,7 |
45,2 |
34,2 |
19,7 |
Химические продукты |
11,6 |
8,4 |
6,2 |
8,3 |
5 |
4 |
Машины и транспортные средства |
38,3 |
50,6 |
20,9 |
8,1 |
5,5 |
2,1 |
Прочие готовые изделия |
25,7 |
19,8 |
20,6 |
28,7 |
23,7 |
13,6 |
Таблица 2. Доля дальнего зарубежья в экспорте стран СНГ (в % к общему объему их экспорта) [6, стр. 135].
Страны СНГ |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
2001 |
Азербайджан |
9,4 |
19,6 |
54,9 |
51,6 |
90,4 |
Армения |
5,3 |
10,5 |
36,4 |
57,2 |
74,3 |
Белоруссия |
12,5 |
26,9 |
36,9 |
35,1 |
39,8 |
Грузия |
2,2 |
28,4 |
36,2 |
40,5 |
55 |
Казахстан |
11,9 |
16,9 |
44,2 |
53,2 |
69,6 |
Киргизия |
7,6 |
13,4 |
33,4 |
45,3 |
64,7 |
Молдавия |
11,2 |
14,7 |
36,6 |
34,5 |
39,3 |
Россия |
33,2 |
37,2 |
72,2 |
80,8 |
85,7 |
Таджикистан |
20,6 |
52,6 |
65,5 |
61,4 |
67,5 |
Туркмения |
6,1 |
30,7 |
49,7 |
52 |
48,2 |
Узбекистан |
13,8 |
27,2 |
44,8 |
64,5 |
65,9 |
Украина |
19,3 |
20 |
46,1 |
58,8 |
71,3 |
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели стран СНГ (2000 г. в % к 1991 г.) [21, стр. 82].
Страна |
ВВП |
Продукция промышленности |
Продукция сельского хозяйства |
Инвестиции основной в капитал |
Перевозка грузов |
Розничный товарооборот |
Азербайджан |
60 |
35 |
64 |
174 |
28 |
69 |
Армения |
77 |
56 |
112 |
4 |
60 | |
Белоруссия |
90 |
102 |
75 |
47 |
20 |
109 |
Грузия |
48 |
23 |
90 |
26 |
17 |
33 |
Казахстан |
78 |
58 |
68 |
29 |
35 |
66 |
Кыргызстан |
72 |
51 |
101 |
54 |
8 |
53 |
Молдова |
60 |
37 |
56 |
13 |
5 |
14 |
Россия |
68 |
59 |
64 |
31 |
21 |
90 |
Таджикистан |
58 |
42 |
73 |
5 |
0,9 | |
Узбекистан |
100 |
122 |
102 |
81 |
102 |
113 |
Украина |
47 |
54 |
60 |
24 |
17 |
35 |
СНГ в целом |
66 |
60 |
72 |
33 |
24 |
76 |
Таблица 4. Экономический рост, инфляция и безработица в странах СНГ (в %) [21, стр. 82].
Страна |
Экономический рост |
Инфляция |
Безработица | |||
1991 г. |
2000 г. |
1991 г |
2000 г. |
1991 г. |
2000 г. | |
Азербайджан |
-0,7 |
7,5 |
107,0 |
1,5 |
н/д |
13,9 |
Армения |
-11,7 |
3,5 |
274,0 |
-0,5 |
н/д |
11,6 |
Белоруссия |
-1,2 |
2,0 |
94,1 |
168,0 |
0,1 |
2,1 |
Грузия |
-20,6 |
3,0 |
79,0 |
4,4 |
0,1 |
14,9 |
Казахстан |
-13,0 |
8,2 |
78,8 |
13,2 |
0,1 |
14,1 |
Кыргызстан |
-5,0 |
5,0 |
85,0 |
18,6 |
н/д |
н/д |
Молдова |
-17,5 |
-3,0 |
98,0 |
32,0 |
0,0 |
2,0 |
Россия |
-5,0 |
6,5 |
92,7 |
20,7 |
н/д |
11,7 |
Таджикистан |
-7,1 |
5,1 |
112,0 |
24,2 |
0,0 |
1,8 |
Туркменистан |
-4,7 |
20,0 |
103,0 |
10,0 |
2,0 |
н/д |
Узбекистан |
-0,5 |
1,0 |
82,2 |
30,0 |
0,0 |
0,6 |
Украина |
-11,6 |
3,0 |
91,0 |
28,0 |
0,0 |
4,3 |
Информация о работе Экономические проблемы Содружества Независимых государств