Экономические реформы Н.С.Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить экономические реформы Н.С. Хрущёва в народном хозяйстве.
Задачами данного исследования является
исследование теоретического обоснования реформ;
проведение реформ в сфере сельского хозяйства;
изменения в индустриальном производстве;
попытка реформирования управления народным хозяйством.

Файлы: 1 файл

хущев.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 

Актуальность темы. Для реформ 50-60-х годов характерно отсутствие массовой и сильной социальной опоры, что значительно облегчило последующую победу консервативно-номенклатурного блока. Реформы были непопулярны, как среди населения, так и среди руководящего состава. Этим можно объяснить тот факт, что в СССР в течение всего послевоенного периода так и не было проведено ни одной реформы, меняющей систему экономических интересов и создающей социальный слой, экономически заинтересованный в продолжении реформаторской политики.

История России в ХХ веке не может иметь однозначной оценки: велики достижения страны, но достигнуты они огромными жертвами наших соотечественников, как физическими, так и моральными. Революции, последовавшее за ними преобразования, включившие активность огромного числа людей, распространение утопической идеологии всемирного  коммунизма, огромные жертвы на пути построения «светлого будущего», великое единение всего советского народа перед лицом военной опасности - это непростые этапы строительства социалистического государства в отдельно взятой стране.

Интеграция современной России  в систему мировых демократических ценностей идет стремительно, но не всегда гладко. Но, придерживаясь мнения, о том, что эволюция общества и его история имеет спиралевидный путь, можно утверждать об особой ценности исторических знаний: без понимания, систематизации и обобщения истории страны, невозможно осуществлять строительство нового типа государства, не повторяя ошибок прошлого.

Учитывая изложенное, и, считая тему актуальной по приведенным основаниям, объектом курсовой работы являются закономерности, векторы и последствия экономической политики КПСС в годы руководства ею Н.С.Хрущёва.

Предмет курсовой работы - попытка руководства КПСС за счёт реформирования отдельных сторон хозяйства страны придать экономике динамичный темп развития.

Цель работы: изучить экономические реформы Н.С. Хрущёва в народном хозяйстве.

Задачами данного исследования является

исследование теоретического обоснования реформ;

проведение реформ в сфере сельского хозяйства;

изменения в индустриальном производстве;

попытка реформирования управления народным хозяйством.

В ходе работы были применены такие общеисторические методы, как объективности, полноты исследования, историзма, хронологический, так и специально-исторические: сравнительного анализа, количественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реформаторские начинания Н.С. Хрущева

 

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Однако, на первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. Кроме того, устарела и требовала своего обновления система управления промышленными предприятиями: широкая география промышленно потенциала страны побуждала к децентрализации управления.

Все это обусловило необходимость экономических реформ 50 годов и коснулись в первую очередь промышленного комплекса страны и сельского хозяйства.

 

1.1 Реформы в  сельском хозяйстве

 

Сельскохозяйственному производству в послевоенное время уделялось особенно много внимания. Стране, восстанавливающей свой демографический потенциал, наращивающей темпы индустриализации, нарушенные в ходе недавней войны,  требовалось все больше продовольствия1.

В то же время, сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%.

После не урожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьёзной, что надо было принимать чрезвычайные меры.

И такие меры были предложены Хрущёвым:  увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию, ввести авансирование труда колхозников (ранее члены колхоза имели расчет один раз в год).

В целях увеличения площади пахотных земель, расширения посевов хлебных культур, решили осваивать целинные и залежные земли. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективным выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

Отметим, что освоение целинных земель требовало немало усилий специалистов различных направления: для повышения урожайности существующих культур – требовалась работа сельскохозяйственных ученых, ирригационные мероприятия, техническое оснащения – требовало участия специалистов инженерных специальностей. Кроме этого, требовалось большое количество трудовых ресурсов по рабочим сельскохозяйственным специальностям. И такие ресурсы были найдены - осваивать целинные земли в Заволжье, Сибири и Казахстане отправились около 300 тыс. добровольцев, в основном молодёжь.

На целинных землях Казахстана весной 1954г. насчитывалось свыше 120 совхозов, которые к осени выдали 40% валового сбора зерна всей страны. Первыми результатами освоения целинных земель стало повышение продовольственного снабжения населения.

Наряду с положительными результатами, наблюдался и ряд проблем: урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение осуществлялось без научно-обоснованной системы земледелия.

Не была устроена правильным образом инфраструктура зернового хозяйства: недостаточно зернохранилищ, техники, горюче-смазочных материалов. Экстренные меры по доставке и постройке повышали себестоимость сельскохозяйственной продукции. К негативным последствиям освоения целинных земель можно отнести и то, что на второй план было отодвинуто возрождение старопахотных земледельческих районов России. На освоение новых земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого в тяжелом состоянии. Страна во многом стала зависеть от урожаев на целине, большие массивы которой (особенно в Казахстане) находились в зоне рискованного земледелия. Особенно пострадала целина от песчаных бурь в 1963 и 1965 годах2.

В конце 1958г. советскими партийными органами принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Система, сложившаяся в двадцатые годы двадцатого столетия, при которой сельскохозяйственная находилась в собственности МТС (машинно-тракторных станций), не позволяла крестьянам иметь личные сельско-хозяйственные машины, это приводило к бесхозяйственному отношению к ним.

Решение о разрешении продажи колхозам техники было принято неоднозначно населением. С одной стороны – это могло ухудшить и,  ухудшало при покупке, финансовое положение колхозов, так как средств на не хватало, и, предприятия оформляли покупку в рассрочку.

С другой стороны, механики и ремонтники МТС, в соответствии с законодательными нормами, должны были перейти в колхозы, что означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они мигрировали с целью трудоустройства в города.

Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для её хранения в зимнее время. Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

При всех этих недостатках, партийные органы были уверены в совершенстве существующей системы сельскохозяйственного производства.

Визит в США подтолкнул Хрущева к мыли о том, что производство мясной продукции может быть осуществлено вкупе с организацией кормобазы, т.е. назрела необходимость изменения структуры посевов сельскохозяйственных культур.

В этот период, стремясь «догнать и перегнать Америку» по части производства мяса и молока, на селе образовался перекос в рациональной организации личного мясомолочного хозяйства крестьян: с целью выполнения повышенных обязательств по сдаче продукции, на местах крестьян принуждали сдавать личный скот в счет госпоставок.

Перекос произошел и в растениеводстве. Стала повсеместно высаживаться кукуруза, посадки которой были организованы даже в местности, не отвечающей требованиям данной агрокультуры по температурным условиям. Данный аспект реформирования сельского хозяйства не нашел отклика в среде крестьян, вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии её возделывания в тех районах, где она могла дать полноценный рост, способствовали приращению зерна и корма для скота, действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства.

Учитывая, что бюрократическое руководство сельским хозяйством было нацелено на достижение поставленных обкомами целей любой ценой, без осознания негативных последствий неоправданных действий, агропромышленный комплекс страны достаточно быстро подошел к кризисной точке своего развития.

Рост аграрного производства был ниже, чем промышленный рост, однако решение данной ситуации было найдено не в экономическом аспекте, а в аппаратном: в 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращённое в консультативный орган. Хрущёв сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство, но все усилия были тщетны. Желаемого рывка так и не произошло3.

Стала усиливаться миграция сельского населения в город, с 1959г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Колхозники были изгнаны с рынков, торговля сельскохозяйственными товарами перешла в руки перекупщиков.

В 1962 году правительством приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количество мяса, но создали нездоровую атмосферу в городах. Начались волнения и несанкционированные демонстрации. Государственный аппарат внутренних дел справился с задачей по сохранения общественного порядка в стране. В то время, как с задачей обеспечения продовольствием населения страны сельское хозяйство, существовавшее в системе запретов и ограничений справиться не могла. Данная ситуация закономерно привела к  возникновению перебоев не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Для решения продовольственных вопросов, в первую очередь обеспечения населения хлебом, стали осуществляться закупки продовольствия (зерна) за границей (в США  и Канаде).

Подводя итог вышесказанному отметим, что улучшение правового положения крестьянина (выдача паспортов, перевод на ежемесячный расчет заработной платы) – это положительные результаты сельскохозяйственной реформы. Однако, они имели косвенное отношение к главной функции комплекса сельского хозяйства страны – обеспечению продовольствия. Отрицательные результаты реформы сельского хозяйства, осуществляемой под руководством и при активном участи Н.С.Хрущева, можно охарактеризовать достаточно просто – сельское хозяйство не смогло выйти из кризиса начала 50-х годов, причем к концу десятилетия, кризис еще более  углубился, обострилась продовольственная проблема в стране.4

 

1.2 Реформы в промышленности

 

СССР имел могучую промышленную основу. Производство составляло до трех четвертей общего подъема промышленного поризводства. Флагманами, объем которых вырос почти в пять раз, были такие отрасли, как промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Отрасли легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленностей развивались значительно медленнее – рост объемов их производств едва достигал двукратного значения. Среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов (например в 2012 году рост промышленного производства в Росси составил 4%, в 2013 планируется до 2%)5.

Такие высокие темпы достигались методами административно-плановой экономики. Кроме того, планировалось все большее увеличение объемов производств. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Промышленное производство, в то же время, работало на морально старом оборудовании – в СССР не уделялось внимание научно-технической стороне производства.

Промышленность была высокотрудозатратной – до 40 процентов сотрудников предприятий промышленности были заняты тяжелым физическим трудом.

Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. С целью рационального использования сырьевых ресурсов, устранения изолированности и ведомственных барьеров, было принято решение о децентрализации руководства промышленными предприятиями. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Реформа свелась к бюрократической реорганизации. Управление перешло от министерств, к местным органам - совнархозами6.

Информация о работе Экономические реформы Н.С.Хрущева