Экономические законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Рыночные отношения, т.е. отношения между покупателями и продавцами, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
5
1.1 Понятие рынка и его функции
5
1.2 Рынок как система конкуренции
6
2 МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ

10
2.1 Механизм и законы микроэкономического рынка
10
2.2 Эффекты микроэкономического рынка
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономические законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 


НОУ ВПО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента и экономической теории

 

Специальность____________________

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: «Экономические законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков»

 

 

 

По  дисциплине: «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент_1_курса__Эз-114_группы_Зюзина М.С.                                                                                         (Фамилия, инициалы)

Руководитель_______________________________________

(подпись, дата)          (Фамилия, инициалы)

 

Защищено_________                          Оценка_____________                                                       

(дата)

 

 

 

 

 

 

 

НОВОВОРОНЕЖ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ

3

1 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

5

     1.1 Понятие рынка и его функции

5

     1.2 Рынок как система конкуренции

6

2 МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ  МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ

 

10

     2.1 Механизм и законы микроэкономического  рынка

10

     2.2 Эффекты микроэкономического рынка

18

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Рыночные отношения, т.е. отношения между покупателями и продавцами, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. На рынке определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики. [3 стр.57]

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Объектом исследования является рыночная экономика.

Предметои исследования являются микроэкономические рынки.

Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:

- раскрыть понятие «рынок», его функции и виды;

- рассмотреть законы и механизмы рынка;

- изучить эффект рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

1.1 Понятие рынка и его функции

 

Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: а) товарного производства и б) рынка. Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы - товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;

б) одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Одна функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют не только количество, но и качество товаров.

Законодательство поддерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношении количества и качества реализуемого товара.

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). 

Следующие виды микроэкономических рынков:

 

Таблица 1- Основные виды рынков

по виду продаваемого товара 

по масштабам охвата территории 

с точки зрения соответствия действующему законодательству 

по уровню конкуренции 

1

- рынок сырья;

- мировой рынок

- легальный (официальный) рынок

- рынок совершенной конкуренции (высококонкурентный, свободный);

- рынок материалов;

- зональный рынок

- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок

- рынок монополистической конкуренции,

- рынок драгоценностей;

- региональный рынок

 

- рынок олигополии,

- рынок средств производ-ва;

- национальный рынок

   

- рынок недвижимости;

- внутренний и внешний рынок (применительно  к каждой стране)

[2 стр.112]

   

 

 

 

1.2 Рынок как система конкуренции

 

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения. Такая совокупность образовалась окончательно во второй половине нынешнего столетия под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в результате:

- масштабного преобразования натурального производства в товарное;

- распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной части трудящихся;

- быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ;

- превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает в массовых количествах огромный спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких вещей не может происходить на каком-то одном рынке.

В-третьих, углубившееся в XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей самых разнообразных товаров и услуг.

В-четвертых, в XX в. активно развивались акционерные общества и кредитные отношения. Поэтому объектом массовой купли-продажи стали акции, облигации, другие долговые обязательства на специализированном рынке ценных бумаг.

Наконец, интенсивный рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Следовательно, мы не можем представить себе современное товарное производство без многозвенного разделения труда. Столь же немыслима нынешняя сфера обращения без свойственной ей системы разделения труда. В данной сфере проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда.

В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности:

- рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

- рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

- рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

- рынок труда (для работодателей  и наемных работников);

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);

- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые осуществляется покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

- рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всем комплексом необходимых субъективных, материальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще существование и значение товарного производства. Так подчеркивается то новое состояние экономического организма, когда все его «клеточки» испытывают воздействие рыночных отношений. Как осуществляется такое воздействие, зависит от типов взаимодействия агентов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ  МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ

 

2.1 Механизм и законы микроэкономического  рынка

 

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

      1. Рынок средств  производства 

      Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.

Информация о работе Экономические законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков