Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:45, реферат
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами - экономическими законами.
Экономические законы - это законы развития экономических явлений.
Экономические законы и категории
В экономике, как и в
любой другой области общественной
жизни и в природе, сквозь внешне
кажущийся хаос и нагромождение
случайностей прокладывает себе путь
закономерность развития. Экономические
процессы в обществе управляются внутренними,
присущими им законами - экономическими
законами.
Экономические законы
- это законы развития экономических явлений.
Всякий закон выражает собой сущность
явления, закон и сущность - понятия однородные
(однопорядковые), выражающие углубленные
познания человеком явления, мира. Экономический
закон - это необходимое, существенное
в экономических явлениях и процессах.
Закон - это устойчивое,
прочное, многократно повторяющееся явление,
выражение внутренней, существенной, причинно-следственной
взаимосвязи (отношения), свойственной
данному явлению или процессу. То,
что типично, постоянно и выражает внутреннюю
сущность экономических явлений и процессов,
определяет экономический закон.
Поскольку экономические явления носят
объективный характер, то и законы их развития
- объективны. Экономические законы не
зависят от воли и сознания людей, хотя
и не отделены от их субъективной деятельности.
Объективный характер действия экономических
законов объединяет их с законами природы.
Но это единство не позволяет их смешивать
с законами природы, так же как и с законами
естествознания, так как имеется ряд существенных
и принципиальных различий: 1) естественные
законы - это законы природы, экономические
- законы развития общественной жизни,
производственной деятельности людей;
2) естественные законы - вечные, экономические
носят исторический характер; 3) открытие
и применение естественных законов происходит
более или менее гладко, а экономические
законы встречают сильное противодействие
со стороны отживающих сил общества.
В современных условиях исследование
экономических законов имеет исключительное
значение; в условиях роста взаимосвязи
и взаимозависимости развития мирового
хозяйства, целостности современного
мира важно рассматривать общественное
развитие как единый мировой глобальный
процесс. Необходимо познание экономических
законов, управляющих всемирным хозяйством.
Экономические законы сами по себе не
действуют, экономический процесс автоматически
не осуществляется. Для этого необходимы
действия людей, а люди действуют в соответствии
со своими потребностями и интересами.
Потребности
- это объективная нужда людей в чем-либо.
Они разнообразны. Могут быть материальные
и духовные, рациональные и иррациональные,
абсолютные и действительные потребности
в здравоохранении, образовании, одежде,
обуви и т. д.
В тесной связи с потребностями находятся
и экономические интересы
как форма проявления экономических потребностей,
форма проявления экономических отношений
людей в производстве, распределении,
обмене и потреблении.
Экономические интересы
выражают хозяйственную пользу, выгоду,
реализуя которые хозяйственный субъект
обеспечивает самостоятельность, саморазвитие.
Без этого он не может быть достойным партнером
в следующем цикле хозяйственных связей,
не сможет сохранить и воспроизвести себя,
так как обанкротится.
Многообразие хозяйственных субъектов
порождает многообразие экономических
интересов. Классификация экономических
интересов осуществляется с учетом использования
различных критериев. Различают общественные,
коллективные, личные интересы, национальные
и интернациональные, региональные, ведомственные,
групповые, семейные, интересы различных
социальных групп (работающих, неработающих,
молодежи, пенсионеров и т. д.). Особые группы
составляют интересы текущие и перспективные,
рациональные и нерациональные, подлинные
и ложно понятые, финансовые, трудовые
и морально-нравственные и т. д. Все эти
интересы существуют в единстве, но между
ними имеются и противоречия. Так, личный
интерес в получении наибольших благ может
находиться в противоречии с коллективным
интересом.
Экономическое противоречие
- это объективно необходимое динамическое
отношение взаимоисключающих и взаимополагающих
противоположностей, имманентных каждому
экономическому процессу, это одновременное
проявление в одном и том же экономическом
процессе, в одном и том же явлении взаимоисключающих
тенденций и свойств. Например, спрос и
предложение.
Противоречие является сущностью и источником
самодвижения экономических процессов.
Раскрытие сущности отдельных экономических
явлений требует формирования определенных
логических понятий, отражающих реальную
экономическую действительность в ее
развитии.
Логические понятия,
отражающие наиболее общие и существенные
стороны экономической жизни общества,
называются экономическими категориями.
Такими категориями являются, например,
спрос, предложение, кредит, собственность,
рынок, заработная плата, прибыль и многие
другие.
Экономическая система и собственность. Модели организации экономических систем
Экономика каждой страны - это
большая система, в которой много
разных видов деятельности, и каждое
звено системы может
Таким образом, экономическая система
- это особым образом упорядоченная система
связей между производителями и потребителями
благ и услуг.
Это означает, что в экономической системе
хозяйственная деятельность всегда оказывается
организованной, скоординированной.
М. Фридмен в книге "Капитализм и свобода"
рассматривает два способа координации
экономической деятельности людей. Первый
- это централизованное руководство, сопряженное
с принуждением, или иерархия. Таковы методы
армии, современного тоталитарного государства.
Второй - это добровольное сотрудничество
индивидов или спонтанный, стихийный порядок;
главный сигнал к действию здесь - цены.
Понижение или повышение цен на ресурсы
и результаты труда показывает хозяйственникам,
в каком направлении нужно действовать.
Так как экономические системы многомерны,
их можно формализовать:
ES = f(A1, A2, . . . , AN),
где ES - экономическая система,
определяемая свойствами (Ai), существующими
в "N" количестве. Эти свойства могут
выступать критериями при дифференцировании
экономических систем, определении их
типа.
Свойства хозяйственной системы как целого
не тождественны простой сумме свойств
входящих в нее структурных элементов;
появляются новое качество, новые свойства.
Система всегда находится в развитии и
обладает определенными свойствами: целостностью,
упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью,
устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.
В любой экономической системе определяющую
роль играет собственность, которая
выражает отношения присвоения (отчуждения)
средств производства и создаваемых с
их помощью материальных благ в процессе
их производства, распределения, обмена
и потребления.
Следует различать экономическую и
юридическую категории собственности.
Как экономическая категория собственность
выражает отношения присвоения и отчуждения
между людьми. Как юридическая категория
собственность есть субъективное толкование
объективно сложившихся отношений присвоения,
проявление общественной потребности
закрепить то, что уже сложилось на практике.
В этом случае собственность есть право.
Отношения собственности
- это объективно-субъективные отношения,
где объектом выступают материальные
условия производства и жизни человека
(средства производства и рабочая сила),
а также результаты производства (материальные
блага, услуги), а субъектами - человек,
товарищества, ассоциации, коллективы,
представители государства, работники
государственного аппарата.
Собственность тесно связана с властью.
Строго говоря, управление производством
является функцией собственности, одной
из ее обязательных сторон.
Главным, определяющим в содержании собственности
является присвоение. Присвоение
есть отчуждение объекта собственности
субъектом от других субъектов, осуществляемое
наряду с экономиче-скими, также насильственными
и юридическими способами.
От собственности как полной формы присвоения
и отчуждения следует отличать владение,
пользование и распоряжение.
Владение - это
неполное, частичное присвоение. Владелец
- представитель средств производства.
Он является персонифицированным представителем
собственника. Владение - функционирующая
собственность при условиях, определяемых
собственником. Например, аренда, кредит,
которые предполагают срочность, платность,
возвратность, а также присвоение части
дохода.
Пользование
- фактическое применение вещи в зависимости
от ее назначения. Пользование представляет
собой форму реализации владения и собственности.
Если владение есть функция собственно-сти,
то пользование есть функция владения.
Распоряжение
- это принятие решений владельцем или
другим лицом по поводу функционирования
объекта собственности, описанное на праве
предпринимателя передавать в пользование
имущество в пределах, дозволенных собственником.
Итак, собственность - это
целое, а ее элементами (частями целого)
являются владение, пользование и распоряжение.
Теория прав собственности позволяет
выделять трансакционные издержки.
Трансакционные,
или операционные, издержки - это издержки
в сфере обмена, связанные с передачей
прав собственности (рис. 1.1).
С анализом трансакционных издержек связана
теорема Коуза, которая гласит: "Если
права собственности всех сторон тщательно
определены, а трансакционные издержки
равны нулю, конечный результат (максимизирующий
ценность производства) не зависит от
изменений в распределении прав собственности
(если отвлечься от эффекта дохода)".
Формы собственности
всегда находятся в постоянном развитии.
По мере развития цивилизации менялись
и отношения собственности, принимая разнообразные
формы. Это дает основание утверждать,
что собственность есть
историческая категория.
Многообразие форм собственности с учетом
различных критериев можно показать на
следующей схеме (рис. 1.2).
Нередко утверждают, что основой рыночных
отношений может быть лишь частная собственность,
под которой понимают собственность отдельных
лиц, или индивидуальную частную собственность.
Мировой опыт свидетельствует, что развитая
экономика, цивилизованный рынок опираются
на различные формы собственности. Объясняется
это тем, что основой рынка является конкуренция,
которая требует большого количества
рыночных субъектов. Он безразличен к
формам собственности. Но не безразличен
к тому, насколько самостоятельны рыночные
субъекты и насколько они свободны в своей
хозяйственной деятельности (в рамках
закона), не безразличен к условиям конкуренции.
Специфика российской экономики, определявшаяся
тотальным господством государственной
собственности, диктует необходимость
разгосударствления и приватизации как
основных методов перехода к реальному
многообразию форм собственности, как
основы формирования рыночного хозяйства,
как метода оптимизации структуры предпринимательства.
Разгосударствление
- это совокупность мер по преобразованию
государственной собственности, направленных
на устранение чрезмерной роли государства
в экономике.
Разгосударствление означает снятие с
государства большинства функций хозяйственного
управления, передачу соответствующих
полномочий на уровень предприятий, замену
вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление
не означает полного ухода государства
из экономической сферы. Современное
производство не может успешно развиваться
без государственного регулирования,
которое эффективно лишь в определенных
пределах. Если эти пределы нарушаются,
эффективность общественного производства
снижается.
Разгосударствление может осуществляться
по различным направлениям:
Таким образом, разгосударствление
направлено на преодоление монополизма,
развитие конкуренции и
В тесной связи с разгосударствлением
находится приватизация.
Приватизация - одно
из направлений разгосударствления собственности,
заключающееся в передаче ее в частную
собственность отдельным гражданам и
юридическим лицам.
Различие между приватизацией и разгосударствлением
сводится к тому, что первая отражает процесс
коренной трансформации отношений собственности,
а второе является понятием, охватывающим
весь комплекс преобразований существующей
хозяйственной системы, направленных
на разрушение в ней государственного
диктата и создание условий для функционирования
экономики в большей степени независимой
от государства.
Масштабы приватизации в той или иной
стране зависят от того, насколько широко
использовался в них метод национализации
частного сектора в предшествующий период.
В странах, где метод национализации применялся
редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации
проявлялась слабо. В тех странах, где
процесс национализации зашел сравнительно
далеко (Великобритания, Франция), приватизация
осуществляется в широких масштабах. В
странах развитой рыночной экономики
и переходной экономики цели приватизации
различны (рис. 1.3).
Различают следующие модели организации
экономической системы: традиционная,
рыночная, командно-централизованная
и смешанная.
Традиционная экономика
основана на традициях, передающихся от
поколения к поколению. Эти традиции определяют,
какие товары и услуги производить, для
кого и каким образом. Перечень благ, технология
производства и распределение базируются
на обычаях данной страны. Экономические
роли членов общества определяются наследственностью
и кастовой принадлежностью. Такой тип
экономики сохраняется сегодня в некоторых
развивающихся странах, куда технический
прогресс проникает с большими трудностями,
так как он, как правило, подрывает устоявшиеся
в этих системах обычаи, традиции.
Рыночная экономика
характеризуется частной собственностью
на ресурсы, использованием системы рынков
и цен для координации экономической деятельности
и управления ею. Что, как и для кого производить
определяет рынок, цены, прибыль и убытки
хозяйствующих субъектов. Производитель
стремится производить ту продукцию, которая
удовлетворяет потребности покупателя
и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель
сам решает, какой товар ему купить и сколько
за него заплатить денег.
В такой экономической системе правительство
не вмешивается в экономику. Его роль сводится
к защите частной собственности, установлению
законов, облегчающих функционирование
свободных рынков.
Командно-централизованная
экономика основана на государственной
собственности на все материальные ресурсы.
Отсюда все экономические решения принимаются
государственными органами посредством
централизованного (директивного) планирования.
Каждому предприятию производственным
планом предусматривается, что, в каком
объеме производить; выделяются определенные
ресурсы, техника, рабочая сила, материалы
и др., что определяет, как производить;
указываются не только поставщики, но
и покупатели, т. е. решается вопрос для
кого производить. Выделение ресурсов
предприятию осуществляется на основе
долговременных приоритетов, в силу чего
производство товаров постоянно отрывается
от потребностей членов общества.
Смешанная экономика
предполагает использование регулирующей
роли государства и экономической свободы
производителей. Предприниматели и рабочие
перемещаются из отрасли в отрасль по
собственному решению, а не по правительственным
директивам. Государство осуществляет
антимонопольную, социальную, фискальную
(налоговую) и другие виды экономической
политики, что в той или иной степени способствует
экономическому росту и повышению жизненного
уровня населения.