Экономический кризис и его проявление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретический аспект экономики, кризиса, выяснить причины экономического кризиса, его влияние на жизнь нашей страны и всех сфер общества, возможные пути выхода из этой кризисной ситуации и создать пособие, в котором были бы описаны четко что такое кризис, какая ситуация складывается в нашей стране на сегодняшний день, динамику последних лет и пути решения проблемы.

Содержание работы

Введение

3
Глава I. «Что такое кризис и его влияние на сферы жизни общества»
1.1 Экономика и кризис

5
1.2 Психологические и духовные факторы, способствующие

возникновению кризисной ситуации

7
1.3 Кризис с политической точки зрения

9
Глава II. «Кризис-копилка 2008-2013гг. в Российской Федерации»
2.1. Причины экономического кризиса в стране

13
2.2. Факты экономического кризиса в 2008-2013 годах

15
2.3. Основные проблемы экономического кризиса

22
2.4. Последствия экономического кризиса для России

26
2.5. Возможные пути выхода страны из кризисной ситуации

27
Заключение

29
Литература

31

Файлы: 1 файл

Экономический кризис.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

Помимо неутешительных перспектив развития рыночной экономики, эксперты говорят и о том, как не допустить сильной волны кризиса, своевременно и безболезненно купировать его последствия. Некоторые экономисты считают, что если ведущие страны мира переведут свои финансовые средства в реальный сектор экономики, то кризисы вообще можно будет исключить даже из словарей. Однако эта точка зрения находит очень много опровержений.

Профессор Нью-Йоркского  университета Рубини утверждает, что для того, чтобы кризис не стал полноправным хозяином мировой экономики, властям необходимо задействовать инновационные пути стимулирования экономики и производства. И делать это нужно не в перспективе, а уже сегодня.

В случае если такие способы  не будут найдены, мир рискует  вновь окунуться в Великую  депрессию. Одновременно сам автор  теории подчеркивает, что главной  проблемой предотвращения кризисных  явлений является то, что инструменты  оздоровления финансовой среды практически  исчерпаны.

Поэтому продуктивнейшим умам современного общества нужно в самые короткие сроки придумать такие технологии, которые смогут эффективно противостоять наступающим застойным явлениям.

Российские политологи и  экономисты уверены, что население  страны кризиса может практически  не заметить, однако все же рекомендуют  придерживаться нескольких весомых  советов. Прежде всего, следует воздержаться от значимых трат, к примеру, отложить покупку новой машины или перенести  дорогостоящий отдых.

Не обращайте внимания также на распродажи, которые, скорее всего, будут все чаще появляться в кризисное время. Следует помнить, что каждая распродажа – это очередной  способ получить прибыль. И главное  – не стоит поддаваться общим  негативным настроениям, ведь под воздействием плохого настроя можно совершить  множество ошибочных действий. А  в нынешних условиях существования  рынка любая, самая незначительная ошибка, может слишком дорого стоить.

В новом году нас ожидает  ослабление отечественной валюты до 35 рублей за доллар. С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно сползает в рецессию, уже  не спорит даже правительство, судя по прогнозам того же Минэкономразвития. В новом году к существующим бедам  отечественной промышленности – произволу монополий, коррупционным поборам и недостатку денег на развитие, добавится еще и сокращение госрасходов на национальную экономику. Поэтому, как прогнозируют независимые эксперты, в 2013 году даже при сохранении среднегодовых цен на нефть в диапазоне 110-115 долларов за баррель, темпы роста экономики сожмутся. По итогам года ВВП России вырастет всего на 2,3-2,5%, что станет худшим показателем с кризисного 2009 года. Реальная инфляция подскочит до 10-12%, а российская валюта имеет все шансы обесцениться до 34,5-35 рублей за доллар. Все это крайне негативно скажется на доходах населения и будет способствовать расширению имущественной пропасти, а также социальной напряженности в стране.

Своим прогнозом на 2013 год  со «Свободной Прессой» поделился экономист  Владислав Жуковский, а мы приведем полностью текст интервью:

«…дальнейшему падению темпов роста отечественной экономики будут способствовать сразу несколько рисков. Риск первый – это опережающие темпы роста импорта по сравнению с приростом экспорта товаров из России, что будет усиливать отток иностранной валюты в рамках внешнеторгового баланса и ослаблять рубль. С этим тесно связан второй риск: практически наверняка сохранится ситуация с чистым оттоком капитала за рубеж, хоть его масштабы несколько и сократятся - с 60-63 млрд в 2012-ом, до 45-50 млрд долларов в 2013 году. Тем не менее, это также будет способствовать ослаблению рубля.

Третий риск, который вытекает из двух предыдущих. По итогам года чистые инвестиционные убытки российской экономики увеличатся с нынешних 50 млрд до 55-57 млрд долларов на фоне удорожания кредитных ресурсов в иностранной валюте, необходимости рефинансирования внешних долгов и расширения дивидендных выплат иностранным акционерам. Кстати, большинство из них являются российскими гражданами с оффшорной пропиской. Это также будет оказывать давление на курс российского рубля. Четвертым риском является дальнейшее расширение дефицита во внешней торговле услугами – с нынешних 35,9 до 45-47 млрд. долларов по итогам 2013 года. Вместе с ростом отрицательного сальдо баланса оплаты труда (разницы в размере зарплат, переведенных российскими гражданами, работающими за рубежом, и зарплат, отправленных иностранными рабочими из России), которое вырастет с 9,5 до 11-12 млрд долларов, это заметно прибавит показатель вывоза валюты из российской экономики, 70% которой поступает за счет распродажи невосполнимых нефтегазовых ресурсов. Что тоже будет давить на рубль, который по итогам года может опуститься до 35 рублей за доллар.

Дело в том, что Центробанк, который практически полностью  свел всю эмиссию национальной валюты к притоку в Россию иностранной  валюты в виде нефтедолларов, иностранных кредитов, спекулятивного капитала, как никогда заинтересован в девальвации рубля. И в этом заключается пятый риск российской экономики. Судя по всему, в нынешней ситуации он даже будет готов пожертвовать своей главной целью, прописанной в законе «О Центральном банке РФ» - обеспечением устойчивости национальной валюты.

Причина в том, что в  настоящий момент цены на североморскую  смесь Brent в рублевом эквиваленте составляют порядка 3,3 тыс. рублей за баррель, что является недостаточным уровнем для поддержания необходимого объема денежного предложения в стране. И Банк России уже сегодня на ежедневной основе поддерживает вливание в финансовую систему порядка 3 трлн. рублей. При сохранении нынешних цен на нефть, он будет заинтересован в ослаблении рубля по отношению к доллару до 35-35,5 рублей.

И не только он. Шестым и, пожалуй, самым главным риском является то, что в обесценении рубля заинтересовано и Министерство финансов России, которое обязано изыскать дополнительные доходы в бюджет для исполнения предвыборных обещаний президента. Но сделать это чиновники хотят без радикального оздоровления бюджетной системы. Не желая повышать качество бюджетной системы, снижая масштабы воровства и нецелевого использования бюджетных ресурсов, увеличивая собираемость налогов с сегодняшних 70% до общеевропейских 85%, не желая повышать налоговую нагрузку на сырьевые отрасли, спекулятивные и торгово-посреднические операции, министерство финансов не имеет других возможностей пополнения бюджета, кроме обесценения рубля. В результате чего в казну будет поступать больше рублей от обмена нефтедолларов.

В данной ситуации радуют только две вещи. Первая – у России все  еще есть запас прочности, который  позволит ей при более-менее адекватном государственном управлении продержаться на плаву 3-4 года при нынешних ценах  на нефть, и как минимум 1-1,5 года в  случае падения цен на нефть до 75-80 долларов за баррель. В настоящий  момент объем золотовалютных резервов России превышает 520 млрд. долларов, что эквивалентно 130%-ам годового федерального бюджета. В условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и разрастания кризисных явлений в мире, это создает хоть и временные, но существенные преимущества для России.

Во-вторых, насколько можно  судить, в высших коридорах власти происходит медленное, но верное осознание  тупиковости того пути, по которому вели Россию идейные наследники «младореформаторов» и «прорабов перестройки» на протяжении последних одиннадцати лет. Не случайно президент Путин впервые за многие годы подверг критике действия Центробанка, превратившегося, судя по его действиям, в филиал ФРС США, и ставшего удавкой на шее российской экономики.

Конечно, «надежда умирает  последней», но с каждым годом все  больше «умирает». Потому что все  эти пространные разговоры и  обещания власти мы слышим далеко не первый год, а механизм их реализации в условиях разгула коррупции, произвола монополий  и сокращения бюджетного финансирования экономики, науки, образования и  здравоохранения, по-прежнему остается неопределенным. Хотя у России еще  есть какое-то, весьма ограниченное по продолжительности время для  радикальной смены проводимой социально-экономической  политики и перехода к самостоятельной  национально ориентированной стратегии  развития.

Сейчас на уровне слов, предвыборных тезисов и пожеланий уже появились  позитивные сдвиги, осталось лишь на деле реализовать тот колоссальный потенциал, которым обладает Россия. И который  должен быть направлен на повышение  уровня жизни российских граждан  и рост конкурентоспособности отечественной  экономики, а не на обогащение узкого круга приближенных к коррумпированным чиновникам монополистов и олигархов…»

 

 

2.3 Основные проблемы экономического кризиса

Президент Путин представил бюджетное послание на 2013–2015 годы. Бюджетное послание президента принимается  правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на этот период. С 2009 года президент лично  представляет основные тезисы бюджетного послания правительству и парламенту.

«Надо стимулировать экономический  рост, реализовывать масштабные социальные программы и застраховать российский бюджет от резких колебаний цен на энергоносители»

Дмитрий Медведев после выступления  Путина пообещал, что правительство  уже на следующем заседании рассмотрит основные характеристики федерального бюджета на 2013–2015 годы, в основу которого ляжет бюджетное послание Путина.

Экономика России к началу 2012 года полностью восстановилась после  кризиса 2008 года, уверяет президент  в послании. Правда, отдельные проблемы пока остаются – их насчиталось  ровно семь, и Путин их перечислил.

Первой проблемой является значительный ненефтегазовый дефицит в условиях высокой степени зависимости бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. До кризиса ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составлял порядка 2–3% ВВП, но в 2010 году этот показатель составил 12,6% ВВП, в 2011 году, правда, сократившись до 9,7% ВВП. Однако министр финансов Антон Силуанов говорит, что безопасным уровнем является дефицит в 5% ВВП. Поэтому правительство ставит задачу в ближайшее время сократить ненефтегазовый дефицит бюджета с 10,6% до 7–8% ВВП и в дальнейшем выйти на пятипроцентный уровень.

Вторая проблема, по мнению Путина, это неоптимальная структура  бюджетных расходов. По его мнению, недостаточно средств направляется на инфраструктурные проекты, а также  на проекты в сфере образования  и науки.

Существует также проблема низкого уровня финансово-экономического обоснования решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Четвертой задачей Путин считает  необходимость повышения эффективности  бюджетных расходов.

Пятая проблема заключается  в том, что межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на создание условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности. «Высока  зависимость региональных и местных  бюджетов от финансовой помощи, поступающей  из других бюджетов бюджетной системы  РФ», – отметил он.

Кроме того, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, «необходимость и суть конкретных решений  и действий органов государственной  власти в этой сфере должным образом  не раскрываются».

Седьмая проблема, по мнению президента, кроется в том, что  практикуются постоянные фрагментарные  изменения налогового законодательства. В итоге бизнесу приходится постоянно  отслеживать изменения налоговой  политики, что даже ведет к дополнительным затратам.

 

Резерв на случай кризиса

Путин отметил важность создания резерва в бюджете на 2013 год  для реализации в случае необходимости  антикризисных мер. В случае кризиса  в проекте федерального бюджета  на 2013 год должна быть заложена возможность  перераспределения расходов в пользу поддержки реального сектора  экономики и социальной сферы, говорится  в бюджетном послании президента. Резерв будет составлять 200 млрд. рублей.

Президент также заявил о  необходимости повышать доходность от размещения средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния и потребовал решить вопрос о создании Российского финансового агентства. Росфинагентство, которое будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами, должно приступить к работе в начале 2013 года, заявил Путин. Правительство разрешило использовать дополнительно 200 млрд. рублей на антикризисные меры в 2012 году.

Вводится также еще  одно новое бюджетное правило. При  жесткой бюджетной политике за основу будет браться цена на нефть за пять прошедших лет, а ежегодный  расчетный период будет увеличиваться  на один год. «Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться, уже исходя из средней цены на нефть  за 10-летний период», – напомнил суть нового бюджетного правила президент.

По его словам, дефицит  федерального бюджета при введении бюджетного правила не должен превышать 1% ВВП, если фактическая цена на нефть  будет соответствовать базовой  цене.

 

Бюджет России на 2012 год

Если фактическая цена на нефть окажется выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. При этом надо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. «Средства  сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального  благосостояния. Как я уже говорил, следует продумать механизм использования  части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх  объемов, необходимых для трансферта Пенсионному фонду», – отметил  глава государства.

 

Социальная сфера

Новый порядок финансирования бюджетной сферы не отменяет бесплатное образование и здравоохранение, а также социальную помощь, сказал президент, потребовав прекратить спекуляции на эту тему.

Информация о работе Экономический кризис и его проявление в России