Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель: изучить теоретический аспект экономики, кризиса, выяснить причины экономического кризиса, его влияние на жизнь нашей страны и всех сфер общества, возможные пути выхода из этой кризисной ситуации и создать пособие, в котором были бы описаны четко что такое кризис, какая ситуация складывается в нашей стране на сегодняшний день, динамику последних лет и пути решения проблемы.
Введение
3
Глава I. «Что такое кризис и его влияние на сферы жизни общества»
1.1 Экономика и кризис
5
1.2 Психологические и духовные факторы, способствующие
возникновению кризисной ситуации
7
1.3 Кризис с политической точки зрения
9
Глава II. «Кризис-копилка 2008-2013гг. в Российской Федерации»
2.1. Причины экономического кризиса в стране
13
2.2. Факты экономического кризиса в 2008-2013 годах
15
2.3. Основные проблемы экономического кризиса
22
2.4. Последствия экономического кризиса для России
26
2.5. Возможные пути выхода страны из кризисной ситуации
27
Заключение
29
Литература
31
Помимо неутешительных перспектив развития рыночной экономики, эксперты говорят и о том, как не допустить сильной волны кризиса, своевременно и безболезненно купировать его последствия. Некоторые экономисты считают, что если ведущие страны мира переведут свои финансовые средства в реальный сектор экономики, то кризисы вообще можно будет исключить даже из словарей. Однако эта точка зрения находит очень много опровержений.
Профессор Нью-Йоркского университета Рубини утверждает, что для того, чтобы кризис не стал полноправным хозяином мировой экономики, властям необходимо задействовать инновационные пути стимулирования экономики и производства. И делать это нужно не в перспективе, а уже сегодня.
В случае если такие способы не будут найдены, мир рискует вновь окунуться в Великую депрессию. Одновременно сам автор теории подчеркивает, что главной проблемой предотвращения кризисных явлений является то, что инструменты оздоровления финансовой среды практически исчерпаны.
Поэтому продуктивнейшим умам современного общества нужно в самые короткие сроки придумать такие технологии, которые смогут эффективно противостоять наступающим застойным явлениям.
Российские политологи и экономисты уверены, что население страны кризиса может практически не заметить, однако все же рекомендуют придерживаться нескольких весомых советов. Прежде всего, следует воздержаться от значимых трат, к примеру, отложить покупку новой машины или перенести дорогостоящий отдых.
Не обращайте внимания
также на распродажи, которые, скорее
всего, будут все чаще появляться
в кризисное время. Следует помнить,
что каждая распродажа – это очередной
способ получить прибыль. И главное
– не стоит поддаваться общим
негативным настроениям, ведь под воздействием
плохого настроя можно
В новом году нас ожидает ослабление отечественной валюты до 35 рублей за доллар. С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно сползает в рецессию, уже не спорит даже правительство, судя по прогнозам того же Минэкономразвития. В новом году к существующим бедам отечественной промышленности – произволу монополий, коррупционным поборам и недостатку денег на развитие, добавится еще и сокращение госрасходов на национальную экономику. Поэтому, как прогнозируют независимые эксперты, в 2013 году даже при сохранении среднегодовых цен на нефть в диапазоне 110-115 долларов за баррель, темпы роста экономики сожмутся. По итогам года ВВП России вырастет всего на 2,3-2,5%, что станет худшим показателем с кризисного 2009 года. Реальная инфляция подскочит до 10-12%, а российская валюта имеет все шансы обесцениться до 34,5-35 рублей за доллар. Все это крайне негативно скажется на доходах населения и будет способствовать расширению имущественной пропасти, а также социальной напряженности в стране.
Своим прогнозом на 2013 год со «Свободной Прессой» поделился экономист Владислав Жуковский, а мы приведем полностью текст интервью:
«…дальнейшему падению темпов роста отечественной экономики будут способствовать сразу несколько рисков. Риск первый – это опережающие темпы роста импорта по сравнению с приростом экспорта товаров из России, что будет усиливать отток иностранной валюты в рамках внешнеторгового баланса и ослаблять рубль. С этим тесно связан второй риск: практически наверняка сохранится ситуация с чистым оттоком капитала за рубеж, хоть его масштабы несколько и сократятся - с 60-63 млрд в 2012-ом, до 45-50 млрд долларов в 2013 году. Тем не менее, это также будет способствовать ослаблению рубля.
Третий риск, который вытекает из двух предыдущих. По итогам года чистые инвестиционные убытки российской экономики увеличатся с нынешних 50 млрд до 55-57 млрд долларов на фоне удорожания кредитных ресурсов в иностранной валюте, необходимости рефинансирования внешних долгов и расширения дивидендных выплат иностранным акционерам. Кстати, большинство из них являются российскими гражданами с оффшорной пропиской. Это также будет оказывать давление на курс российского рубля. Четвертым риском является дальнейшее расширение дефицита во внешней торговле услугами – с нынешних 35,9 до 45-47 млрд. долларов по итогам 2013 года. Вместе с ростом отрицательного сальдо баланса оплаты труда (разницы в размере зарплат, переведенных российскими гражданами, работающими за рубежом, и зарплат, отправленных иностранными рабочими из России), которое вырастет с 9,5 до 11-12 млрд долларов, это заметно прибавит показатель вывоза валюты из российской экономики, 70% которой поступает за счет распродажи невосполнимых нефтегазовых ресурсов. Что тоже будет давить на рубль, который по итогам года может опуститься до 35 рублей за доллар.
Дело в том, что Центробанк, который практически полностью свел всю эмиссию национальной валюты к притоку в Россию иностранной валюты в виде нефтедолларов, иностранных кредитов, спекулятивного капитала, как никогда заинтересован в девальвации рубля. И в этом заключается пятый риск российской экономики. Судя по всему, в нынешней ситуации он даже будет готов пожертвовать своей главной целью, прописанной в законе «О Центральном банке РФ» - обеспечением устойчивости национальной валюты.
Причина в том, что в настоящий момент цены на североморскую смесь Brent в рублевом эквиваленте составляют порядка 3,3 тыс. рублей за баррель, что является недостаточным уровнем для поддержания необходимого объема денежного предложения в стране. И Банк России уже сегодня на ежедневной основе поддерживает вливание в финансовую систему порядка 3 трлн. рублей. При сохранении нынешних цен на нефть, он будет заинтересован в ослаблении рубля по отношению к доллару до 35-35,5 рублей.
И не только он. Шестым и, пожалуй, самым главным риском является то, что в обесценении рубля заинтересовано и Министерство финансов России, которое обязано изыскать дополнительные доходы в бюджет для исполнения предвыборных обещаний президента. Но сделать это чиновники хотят без радикального оздоровления бюджетной системы. Не желая повышать качество бюджетной системы, снижая масштабы воровства и нецелевого использования бюджетных ресурсов, увеличивая собираемость налогов с сегодняшних 70% до общеевропейских 85%, не желая повышать налоговую нагрузку на сырьевые отрасли, спекулятивные и торгово-посреднические операции, министерство финансов не имеет других возможностей пополнения бюджета, кроме обесценения рубля. В результате чего в казну будет поступать больше рублей от обмена нефтедолларов.
В данной ситуации радуют только две вещи. Первая – у России все еще есть запас прочности, который позволит ей при более-менее адекватном государственном управлении продержаться на плаву 3-4 года при нынешних ценах на нефть, и как минимум 1-1,5 года в случае падения цен на нефть до 75-80 долларов за баррель. В настоящий момент объем золотовалютных резервов России превышает 520 млрд. долларов, что эквивалентно 130%-ам годового федерального бюджета. В условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и разрастания кризисных явлений в мире, это создает хоть и временные, но существенные преимущества для России.
Во-вторых, насколько можно судить, в высших коридорах власти происходит медленное, но верное осознание тупиковости того пути, по которому вели Россию идейные наследники «младореформаторов» и «прорабов перестройки» на протяжении последних одиннадцати лет. Не случайно президент Путин впервые за многие годы подверг критике действия Центробанка, превратившегося, судя по его действиям, в филиал ФРС США, и ставшего удавкой на шее российской экономики.
Конечно, «надежда умирает
последней», но с каждым годом все
больше «умирает». Потому что все
эти пространные разговоры и
обещания власти мы слышим далеко не первый
год, а механизм их реализации в условиях
разгула коррупции, произвола монополий
и сокращения бюджетного финансирования
экономики, науки, образования и
здравоохранения, по-прежнему остается
неопределенным. Хотя у России еще
есть какое-то, весьма ограниченное по
продолжительности время для
радикальной смены проводимой социально-экономической
политики и перехода к самостоятельной
национально ориентированной
Сейчас на уровне слов, предвыборных
тезисов и пожеланий уже
2.3 Основные проблемы экономического кризиса
Президент Путин представил бюджетное послание на 2013–2015 годы. Бюджетное послание президента принимается правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на этот период. С 2009 года президент лично представляет основные тезисы бюджетного послания правительству и парламенту.
«Надо стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и застраховать российский бюджет от резких колебаний цен на энергоносители»
Дмитрий Медведев после выступления Путина пообещал, что правительство уже на следующем заседании рассмотрит основные характеристики федерального бюджета на 2013–2015 годы, в основу которого ляжет бюджетное послание Путина.
Экономика России к началу 2012 года полностью восстановилась после кризиса 2008 года, уверяет президент в послании. Правда, отдельные проблемы пока остаются – их насчиталось ровно семь, и Путин их перечислил.
Первой проблемой является значительный ненефтегазовый дефицит в условиях высокой степени зависимости бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. До кризиса ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составлял порядка 2–3% ВВП, но в 2010 году этот показатель составил 12,6% ВВП, в 2011 году, правда, сократившись до 9,7% ВВП. Однако министр финансов Антон Силуанов говорит, что безопасным уровнем является дефицит в 5% ВВП. Поэтому правительство ставит задачу в ближайшее время сократить ненефтегазовый дефицит бюджета с 10,6% до 7–8% ВВП и в дальнейшем выйти на пятипроцентный уровень.
Вторая проблема, по мнению Путина, это неоптимальная структура бюджетных расходов. По его мнению, недостаточно средств направляется на инфраструктурные проекты, а также на проекты в сфере образования и науки.
Существует также проблема
низкого уровня финансово-экономического
обоснования решений, приводящих к
новым расходным
Пятая проблема заключается
в том, что межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на создание условий для
Кроме того, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, «необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются».
Седьмая проблема, по мнению
президента, кроется в том, что
практикуются постоянные фрагментарные
изменения налогового законодательства.
В итоге бизнесу приходится постоянно
отслеживать изменения
Резерв на случай кризиса
Путин отметил важность создания резерва в бюджете на 2013 год для реализации в случае необходимости антикризисных мер. В случае кризиса в проекте федерального бюджета на 2013 год должна быть заложена возможность перераспределения расходов в пользу поддержки реального сектора экономики и социальной сферы, говорится в бюджетном послании президента. Резерв будет составлять 200 млрд. рублей.
Президент также заявил о
необходимости повышать доходность
от размещения средств Резервного фонда
и Фонда национального
Вводится также еще одно новое бюджетное правило. При жесткой бюджетной политике за основу будет браться цена на нефть за пять прошедших лет, а ежегодный расчетный период будет увеличиваться на один год. «Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться, уже исходя из средней цены на нефть за 10-летний период», – напомнил суть нового бюджетного правила президент.
По его словам, дефицит федерального бюджета при введении бюджетного правила не должен превышать 1% ВВП, если фактическая цена на нефть будет соответствовать базовой цене.
Бюджет России на 2012 год
Если фактическая цена на нефть окажется выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. При этом надо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. «Средства сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального благосостояния. Как я уже говорил, следует продумать механизм использования части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансферта Пенсионному фонду», – отметил глава государства.
Социальная сфера
Новый порядок финансирования бюджетной сферы не отменяет бесплатное образование и здравоохранение, а также социальную помощь, сказал президент, потребовав прекратить спекуляции на эту тему.
Информация о работе Экономический кризис и его проявление в России