Экономический потенциал и национальная модель экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:12, доклад
Описание работы
Это, прежде всего обширность и периферийность ее территории, разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов, неравномерность заселения и хозяйственного освоения. Высокая контрастность географических (региональность) объективных факторов, обусловленных природой и (или) историей, в значительной степени формируют принципы ведения экономической деятельности. Этим во многом определяется специфика и эффективность экономики в различных регионах.
Содержание работы
Формирование национальной модели экономики в России 2. Роль региональной структуры экономики. 3. Социокультурные факторы национальной модели экономики России. 4. Отличительные черты российской национальной экономики.
Определенная селекция и наращивание
прав собственности способствуют превращению
юридических лиц в экономические лица,
ведут к возникновению новых экономических
персон, т.е. лиц как носителей социально-экономических
отношений.
Экономическая природа собственности
формируется через социально-экономическую
сторону процесса производства, которая
определяется характером соединения основных
факторов производства, экономической
властью, экономической зависимостью
или свободой.
В этом смысле собственность
есть присвоение благ в социально определенной
форме, процесс образования и приумножения
объектов собственности.
Юридическую форму собственности
образует спецификация или закрепление
правомочий на эти объекты.
В рамках римской (классической)
традиции пользование
- это применение вещей (ресурсов в соответствии
с их назначением). Владение – включает
предпринимательские моменты. Владелец
содержит имущество, соответственно соотносит
издержки и расходы. Владение включает
пользование.
Распоряжение называют «полной собственностью,
т.к. включает два предыдущих права как
более простых». Для предпринимательства
не обязательна частная собственность
как высшее правомочие (аренда, лизинг).
В этом смысле происходит утрата полной
частной собственностью своего доминирующего
положения.
В неоклассическом направление
экономической теории наиболее популярной
является классификация прав собственности
английского юриста А. Оноре которую называют
«хрестоматийной». А. Оноре предложил
систему из 11 правомочий:
Право владение
Право собственности
Право управления, т.е. решение,
как и кем вещь может быть использована
Право на доход
Право на «»капитальную стоимость
вещи», предполагающее право на отчуждение,
потребление, изменение или уничтожение
вещи
Право на безопасность, т.е.
иммунитет от экспроприации
Право на переход вещи по наследству
или по завещанию
Бессрочность
Запрещение вредного использование
Ответственность в виде взыскания,
т.е. возможность отъёма вещи в счет уплаты
долга
Остаточный характер, т.е. возврат
переданных полномочий по истечению срока
передачи.
В условиях переходной экономики
России существует актуальная проблема
перераспределения прав собственности
с целью стимулирования роста эффективности
реального процесса присвоения.
Формы собственности
и их основные черты
Формы собственности представляют
собой различные комбинации выделенных
выше правомочий. Рассмотрим их:
Индивидуальная собственность
– концентрирует с одном лице труд, управление,
распоряжение доходом и имуществом (ЛПХ,
например).
Частная собственность – основные
полномочия сконцентрированы в одном
лице (в т.ч. юридическом лице).
Общая собственность - эту
форму образуют объединение лиц, имеющих
права индивидуальных собственников.
Она может быть долевая, когда
выделены имущественные доли участников,
и совместная, когда доли не выделяются.
Государственная собственность
- права находятся у государственного
института политической и экономической
власти.
Муниципальная собственность
Распорядителем имущества МП
являются органы местной власти.
Смешанные формы
Комбинированные формы (совместные
предприятия, финансово-промышленная
группа – единственная «Вятка Лес Инвест» и т.п.) – где каждый участник
делегирует такой объем полномочий, который
не ведет к утрате базового качества каждой
из форм собственности.
Акционерная собственность
имеет следующие особенности:
По составу участников она является
смешанной и комбинированной одновременно.
АО создают эффект мультипликативного
распоряжения чужим имуществом и чужими
активами, причем на добровольной основе.
Она порождает признаки переходной
формы – сочетает черты частной и общественной
собственности.
Особенности преобразования
собственности в российской экономике.
Прежняя экономическая система,
существовавшая в СССР, характеризовалось
наличием государственной, кооперативной
и личной форм собственности при господствующей
роли гос. собственности.
Перераспределение прав собственности,
которое происходило внутри существовавших
форм собственности, не затрагивало перераспределения
экономической власти в целом экономической
систем.
Лишь во второй половине 80-х
годов 20 века начались интенсивные изменения
собственности, затрагивающие не только
перераспределение прав, но и изменения
форм собственности.
В 1986г. был принят Закон СССР
«Об индивидуальной трудовой деятельности».
Он послужил основой легализации частного
предпринимательства и ИТД.
В 1988г. был принят Закон СССР
«О кооперации в СССР», разрешающий применение
наемного труда в кооперативах.
Через связи с кооперативами
как самостоятельными юридическими лицами
и через создане кооперативов при госпредприятиях
развернулся широкомасштабный процесс
превращения средств гос. предприятий
в частно-групповую и частнокапиталистическую
собственность.
В 1989г. был принят ряд документов
об аренде, создавших правовую основу
для перераспределения прав собственности
и для изменения форм собственности.
Выбор направлений и форм преобразований
собственности после 199г. осуществляется
в ходе острых дискуссий.
Однако приватизация в России
было осуществлена в радикальном варианте
по характеру, масштабам, темпам, срокам
и методам.
Можно выделить следующие особенности
российского варианта приватизации:
Директивности
Приоритетность одной формы
– превращение гос. собственности в частную.
Приоритет социально-политических
целей над экономическими.
Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.
Форсирование развитие фондового
рынка – курсовое поведение акций предприятий,
акционерных в порядке приватизации, не
отражало реальные инвестиционные процессы
и экон. эффективность предприятий.
Несмотря на то, что в России
пройдены крупные этапы в процессе приватизации,
перераспределение прав собственности
еще не завершено.
Активно ведутся поиски оптимальной
концентрации правомочий у физических
и юридических лиц, обеспечивающей наиболее
эффективные формы развития собственности,
совершенствуется система корпоративного
управления.
Критерий экономической эффективности
становится все более определяющим.
Тема №4 «Экономическая
роль государства. Государственное регулирование
экономики»
Содержание и направления экономической
роли государства.
Функции государства в экономике
страны.
Методы и инструменты государственного
регулирования. Прямое государственное
регулирование.
Косвенные методы и инструменты
регулирования.
Содержание и направления
экономической роли государства.
Экономическая роль государства
изменяется на различных этапах развития
общества.
Государство по своей природе
не является частью или институтом экономической
сферы. Оно принадлежит к политической
сфере жизни общества и представляет собой
организацию политической власти общества.
Государство присущими ему способами
и методами независимо от этапа развития
осуществляет организацию деятельности
все страны, направленную на достижение
целей государства и национальной экономики.
В этом качестве оно выступает как представитель
"общественного интереса". Экономическая
роль государства в обществе обеспечивается
не только экономическими функциями, но
и всей совокупностью форм и методов его
деятельности. Она осуществляется через
основные направления взаимодействия
государства и экономики: При прямом участии
государства и его институтов разрабатываются
основные направления стратегии развития
национальной экономики и формируется
экономический курс страны.
Определение форм и содержания
экономической политики государства -
это одно из ключевых направлений экономической
деятельности государства.
Институциональное обеспечение
деятельности экономики государством
- вытекает из природы организации государственной
власти в стране, закрепленной в ее Конституции.
Определение методов и форм
регулирования экономики.
Гос участие в экономической
деятельности в различных формах, прежде
всего в распределении и перераспределении
госбюджета, а также участие в акционерных
обществах и других предприятиях.
По мере развития экономики
роль государства становится все более
заметной. Определилась четкая тенденция
- необходимость сознательного регулирования
экономики, всего народного хозяйства.
Государство перешло от мер
воздействия на экономику, определения
основ ее экономической политики, к системе
мер и методов координации экономической
деятельности субъектов рыночной экономики.
Логическим следствием развития
сознательного регулирования рыночной
экономики явилось создание смешанной
экономики во второй половине 20 века в
развитых странах с сохранением определяющей
роли рыночной основы. В экономике России
просматриваются как общемировые тенденции,
так и конкретно-историческая специфика
страны. Экономика страны еще не вышла
из периода трансформации и может быть
отнесена к странам со становящимся рынком.
Более весомая роль государства
в России предопределяется объективными
факторами и целями национального экономического
развития и их ближайшими последствиями:
Специфика крупномасштабной
экономики, требующей в условиях огромной
страны большей координации;
Высокая мобильности экономики
как реакция на внешнюю уязвимость и действие
стихийных сил природы в условиях огромных
пространств и сурового климата;
Особое значение проблем безопасности,
а также недопущение дезинтеграции страны,
обеспечения единого экономического пространства
и этноэкономической гармонии;
Необходимость контроля за деятельностью естественных монополий;
Ограниченные возможности частного
бизнеса совершить структурную перестройку
крупномасштабной экономики и обеспечить
технологический рывок.
Более высокая роль государства
в России должна быть отнесена и к социальной
экономики.
Разнообразие региональных
условий, суровость природы объективно
требуют от государства более активной
и масштабной политики, более высоких
объемов перераспределения национального
дохода в социальных целях, в т.ч. в целях
выравнивания уровней социального развития
различных регионов страны.
Активная социальная роль государства
в России обуславливается и многонациональным
составом населения. Важнейшая социальная
сторона экономики - рынок труда. Для его
полноценного функционирования необходимы
особые усилия государства по формированию
эффективных институтов инфраструктуры
рынка труда, по повышению социальной
ответственности бизнеса.
Функции государства
в экономике страны.
Функции могут быть классифицированы
следующим образом:
Институциональные
функции:
Координационная - предполагает
активное функционирование институтов
гражданского общества и механизмов участия
граждан в деятельности государственных
структур;
Административно-правовая функция
- выработка законодательства, нормативной
базы и контроля их соблюдения;
Охранная - состоит в обеспечении
национальной безопасности (защита страны,
правопорядок, экономическая информационная
безопасность), защита прав собственности.