Экономический потенциал и национальная модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:12, доклад

Описание работы

Это, прежде всего обширность и периферийность ее территории, разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов, неравномерность заселения и хозяйственного освоения.
Высокая контрастность географических (региональность) объективных факторов, обусловленных природой и (или) историей, в значительной степени формируют принципы ведения экономической деятельности. Этим во многом определяется специфика и эффективность экономики в различных регионах.

Содержание работы

Формирование национальной модели экономики в России
2. Роль региональной структуры экономики.
3. Социокультурные факторы национальной модели экономики России.
4. Отличительные черты российской национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Экономика России (IIсем).docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Производство общественных товаров - общедоступное образование и здравоохранение, транспортные коммуникации, оборона и т.п.;

Учет внешних эффектов - содействие положительным внешним эффектам и минимизировать отрицательные (загрязнение среды и т.п.)

Содействие развитию конкуренции - снижение всевозможных барьеров выхода на рынок, ограничение монополизма и т.п.

  1. Макроэкономические функции:

 Макроэкономическая стабилизация - недопущение высоких уровней  инфляции, безработицы, минимизация  спадов;

Структурная функция - совершенствование институционально-организационной и отраслевой структуры экономики с целью обеспечения эффективного функционирования народного хозяйства;

Социальная функция - состоит в сглаживании социальных противоречий рыночной экономики (особенно в сфере распределения доходов и занятости), в поддержке социальной сфере.

 

Центральная проблема экономической роли государства в современной экономике - это проблема соотношения роли рынка и государства. Деятельность субъектов рыночной экономики далеко не всегда соответствует общественным интересам. Необходимость участия государства в координации экономической деятельности предопределена и неизбежно связана с противоречиями рыночной системы.

 

  1. Методы и инструменты государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики - это использование совокупности мер экономического, правового и организационного характера в целях обеспечения эффективного и устойчивого функционирования национальной экономики. Воздействие государства на объекты регулирования предполагает сочетание рыночного саморегулирования  с государственными регуляторами.

Государственные регуляторы - это методы и инструменты гос власти по налаживанию экономической деятельности на базе нормативных и правовых документов.

Государственные регуляторы могут быть направлены как на решение собственных экономических задач (воздействие на структуру рынка, поведение фирм), так и на достижение социальных целей (социальные регуляторы).

К основным государственным инструментам регулирования относят следующие: социальные компенсации, санкции, стандарты, сертификаты, лицензии, квоты, ставки, нормативы, тарифы, налоги, пошлины, банковские проценты.

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики - это установление правил поведения экономических агентов, а также контроль за их исполнением.

 

В зависимости от характера процесса воздействия государства на регулируемые объекты методы гос регулирования делят на прямые и косвенные.

Прямые методы оказывают непосредственное воздействие на хозяйственные субъекты.

Они базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому их иногда называют директивными или административными.

К числу методов и инструментов прямого госрегулирования относится:

  • Контракты на поставку продукции (госзаказ);
  • Государственные целевые программы;
  • Государственная поддержка хозяйствующего субъекта;
  • Государственное техническое регулирование с помощью стандартизации и сертификации;
  • Лицензирование;
  • Госрегулирование финансового рынка в т.ч. рынка ценных бумаг;
  • Регулирование цен (тарифов);
  • Порядок начисления амортизации;
  • Управление госсобственностью;
  • Управление рынком труда.

 

4. Косвенные методы  и инструменты регулирования.

Важнейшим косвенным методом воздействия государства на экономику является система налогообложения.

Сложнейшей задачей государства является оптимизацией налогообложения. Экономические методы регулирования рынка труда являются методами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики государства (регулирование оплаты труда…)

Среди косвенных методов госрегулирования на рынке денежных ресурсов следует выделить норму обязательных резервов и ставку рефинансирования.

Во внешнеэкономической политике главным является регулирование обменного курса с помощью валютных инвестиций. Операции на открытом рынке ЦБ также является косвенным воздействием государства на деятельность хозсубъектов.

Плата за пользование природными ресурсами в виде земельного налога, лесных податей и т.п., также является методом косвенного регулирования в связи с отменой монополии государства на землю.

Также используются различные лимиты на выбросы с точки зрения окружающей среды.

Таможенно-тарифное регулирование (квоты, пошлины) - методы во ВЭД.

 

 

 

 

Тема №5 «Основы социального устойчивого экономического развития национальной модели экономики России»

 

    1. Содержание социально устойчивого экономического развития.

Она неразрывно связана с судьбами и целями деятельности людей, каждого человека   ржание социально устойчивого экономического развития

Развитие экономики является самоцельно.

Поэтому….

Сбалансированность, координация и единство экономических и социальных преобразований – основа выработки социально-экономической политики и успешного развития экономики общества.

Важным признаком 21в. является социально устойчивое ее развитие, предполагающее стабильность положения граждан общества при росте их благосостояния.

Формирование социально стабильной, устойчивой экономики стало главной целью современных экономических систем в  силу ряда причин:

  1. Экономика технологически представляет  сложную совокупность производственных, технических и финансовых систем, которые взаимодополняют друг друга. Социальная нестабильность может быстро инициировать цепную реакцию нарушений  во всех экономических процессах.
  2. Резко возросло значение человеческого фактора в экономике. Современная высокотехнологическая экономика, информатизация требуют крупных вложений в развитие человека, образование, безопасные и комфортные условия труда и отдыха, способы коммуникации и т.д.

Социальная нестабильность – прямая угроза воспроизводству  не только этого ключевого ресурса, но и долгосрочной эффективной экономики.

  1.  Формирование «новой экономики», основанной на знаниях и инновациях, выдвигает проблему обновлений знаний, совершенствования человеческого фактора на передний план. Это еще более обостряет проблему социальной устойчивости.

Следует различать внешние проявления социально устойчивой экономики и ее экономическое содержание.

  Проявление социально стабильности и устойчивости экономики в целом являются результатом стабильного экономического развития.

Систематический рост общественной безработицы, низкая инфляция, стабильные цены и другие экономические параметры обеспечивают стабильность в уровне жизни населения, в его доходах,  в потреблении основных благ, доступе к общественным благам и т.п.

Социально-экономическая устойчивость – воспроизводство социальной стабильности экономики и общества.

Следует различать условия и основы социально устойчивой экономики.

Непременными экономическими условиями социальной устойчивости являются рост общественного производства в соответствии с ростом населения и повышения эффективности экономики.

При прочих равных условиях это обеспечивает постоянный уровень потребления даже при вовлечении в производство новых ресурсов. Ограниченность же может быть преодолена толь путем роста эффективности. Однако имеются и специфические условия социальной устойчивости. Увеличение доходов населения, затраты на социальные цели общества  не должны подрывать источники будущего экономического роста.

Развитие экономики может быть лишь социально устойчивым лишь тогда, когда рост благосостояния, социальная стабильность достигаются в меру роста эффективности. Это основа социальной устойчивости. Сам характер  экономических отношений должен быть таким, чтобы обеспечивать социальную ответственность всех субъектов экономических отношений за социально устойчивое развитие.

Рост социальной ответственности граждан за экономическую и социальную устойчивость достигаются при выполнении следующих требований:

  • Улучшение  экономического и социального положения населения страны в соответствии с ростом деловой активности.
  • Оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности граждан.
  • В обществе должен быть достигнут оптимальный уровень соотношения затрат на социальные цели, которые осуществляют государство, непосредственно граждане из своих доходов и предприниматели.
  • Широкое участие граждан во владении и в управлении собственностью.

 

    1. Справедливое распределение и формирование национальной модели экономики.

Определяющей тенденцией второй половины 20 века стало формирование стабильных государств на основе концепции государство всеобщего благосостояния. Кму свойственны системы перераспределения доходов пользу более бедных слоев и формирование системы социального обеспечения,  включающей пенсионное обеспечение, различные виды страхования, помощи бедным и т.п.

Можно выделить государства, ориентированный на высокий уровень перераспределения доходов и социальные цели, активное участие всех членов семьи в производстве, низкий уровень бедности (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) – «Шведская модель социализма».

Вторая модель – «социально рыночное хозяйство»

(ФРГ, Австрия, Бельгия)

Достигается совместным участием государства, граждан и работодателей в системе социального обеспечения граждан.

Третья модель характеризуется наименьшим объемом перераспределительных процессов на социальные цели пр слабой поддержке семьи и занятости (Греция, Испания, Португалия).

У нас должен учитываться опыт развития социально устойчивых экономик.

Исходя из сложившейся структуры российской экономики и ее исторических особенностей, можно выделить ряд социальных ограничений рыночных преобразований, свойственных национальной модели экономики России

Требуется достаточно высокий уровень перераспределительных процессов на социальные цели в силу действия долговременных факторов прежней системы всеобщих гарантии и высокой доли бедного населения. Этого требует и национальный фактор.

  1. Демографическая и экологическая ситуация, а также традиции и низкий уровень доходов предполагают вовлечение женщин в производство.

Все это требует создание системы стимулирования женщин и мужчин, а также перераспределения ресурсов на цели поддержания системы воспитания детей.

  1. Регионализация уклада жизни предопределяет сильную дифференциацию региональных социальных трансфертов.

Эти и другие  особенности неизбежно ведут к формированию модели национальной экономики с относительно высокой долей перераспределения ВВП на социальные цели.

Экономическая политика, не учитывающая данных особенностей, неизбежно будет воспроизводить социальную нестабильность и тем самым разрушать основы социально устойчивого экономического развития.

 

    1. Радикальный характер социальных преобразований.

В переходный период  изменяется весь уклад жизни людей, его материальные и идеологические принципы и основы. Реализм, постепенность и продуманность мер по реформированию социального сектора – единственная гарантия успешности трансформации экономики в целом. Становление новой системы создает предпосылки для формирования социальной устойчивости на новой основе:

  • Увеличиваются возможности зарабатывания средств гражданами и обеспечения себя и членов семьи социальными услугами
  • Появляются новые источники удовлетворения потребностей через реализацию возможностей частной предпринимательской деятельности
  • Формируется система стимулов к активной деятельности, основанная на развитии частной инициативы, рынка и предпринимательства.
  • Расширяются альтернативные формы получения социально значимых услуг на платной основе для создающейся новой системы социальной защиты.

Информация о работе Экономический потенциал и национальная модель экономики