Экономический рост: сущность, источники, основные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….с. 3 -4
Глава 1 Экономический рост и его измерение……..……..………с. 5 -5
§ 1. Понятие экономического роста……………………….……..с. 5 -8
§ 2. Показатели динамики экономического роста………....…......с. 9 -9
§ 3. Основные модели экономического роста……………...…....с.10-23
§ 4. Факторы экономического роста………………………….…с. 23-24
§ 5. Типы экономического роста……………………………...…с. 24-26
Глава 2 Источники экономического роста …………………….с. 27 -30
Глава 3 Основные тенденции экономико-политического развития…………………………………………………………..с. 31 -33
§ 1. Проблемы экономического роста………………….....…….с. 33 -35
§ 2. Экономический рост и безработица…………...…………...с. 35 -37
§ 3. Экономический рост и природные ресурсы………………..с. 37-38
Заключение…………………………………………………….....с. 39 -41
Список литературы………………………....

Файлы: 1 файл

Макроэкономика КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.docx

— 257.62 Кб (Скачать файл)

Проблемы экономического роста

   Вопросы экономического роста остаются в числе главных при проведении экономико-политических дискуссий. Речь сегодня идёт всё больше, во-первых, о конкретных способах обеспечения экономического роста, а не о его принципиальных (альтернативных) моделях. Во-вторых, проблема удвоения ВВП, хотя официально и не отменена, но перестаёт интересовать политическую элиту страны, что надо только приветствовать. Как известно, всякая фетишизация количественных показателей может дестимулировать реальный рост, сопровождаемый структурными реформами.

   Макроэкономическая и политическая стабильность, развитие институтов современного рынка и активное государственное вмешательство в организацию хозяйственной жизни в настоящее время являются краеугольным камнем государственной политики. Пока внешнеэкономическая конъюнктура позволяет совмещать макроэкономическую стабильность с государственным вмешательством, такая конфигурация может сохраняться довольно долго, но не вечно. И всё равно придётся сделать выбор в пользу преимущественной опоры на ту или иную последовательную модель роста.

Проблема стимулирования промышленного роста была одной  из основных в промышленных дискуссиях. В центре внимания были вопросы, связанные  не с замедлением темпов роста, а  с неудовлетворительным его качеством: в нём доминировали торговля и  иные сектора услуг (причём отнюдь не высокотехнологичные). Развитие высоких  технологий не может не интересовать правительство любой страны, тем  более претендующей на самостоятельную  роль в глобальном экономико-политическом пространстве.

В последнее время осмысление проблем промышленной политики, похоже, перешло в новую фазу, что свидетельствует  о повышении зрелости отечественной  элиты. Теперь речь преимущественно  идёт о формировании системы стимулов для развития различных промышленных секторов без жёсткого выделения  их приоритетов.

Во-первых, Президент сформулировал  национальные приоритеты, направленные на развитие человека. Акцент на образовании, здравоохранении, жилищных условиях и  собственно воспроизводстве человека (проблема отрицательной рождаемости) - принципиально важный шаг.

Во-вторых, количественные ориентиры  роста всё больше уступают место  обеспечению качества роста, прежде всего инновационной базы. Тема инновационности становится одной из центральных при обсуждении задач и механизмов экономической политики.

В современной экономике  отпадает необходимость в разделении на отрасли передовые и отсталые. Теперь каждая отрасль может относиться к высокотехнологичной: всё дело в глубокой переработке сырья, в  том, насколько передовыми являются используемые технологии. Отнюдь не только электроника, биотехнологии или  самолётостроение должны относиться к  передовым секторам. Нефтепромышленность (включая нефтепереработку и нефтехимию) и лесоперерабатывающая промышленность вполне могут стать высокотехнологичными, если удастся провести решительную  модернизацию секторов.

Правительство РФ занималось проработкой перспектив развития отдельных  отраслей промышленности, приоритетных для национальной экономики: автомобильной  и авиационной промышленности, новых  технологий и т.п.

Экономический рост и безработица

   Согласно ежегодному докладу Международного бюро труда “Глобальные тенденции в сфере занятости”, несмотря на высокие показатели экономического роста, в 2011 г. количество безработных в мире оставалось очень большим. На фоне того, что в глобальном масштабе численность работающих выше, чем когда-либо, уровень безработицы значительный - 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста (195,2 млн. человек). Лишь немногие из 1,37 млрд. работающих бедных (тех, кто зарабатывает менее 2 долл. в день на человека) смогли выбраться из нищеты.

 

 Значительный экономический рост, зафиксированный, в последние пять лет, весьма слабо повлиял на численность работников и их семей, живущих за чертой бедности: количество работающих бедных снизилось в немногих странах. Таким образом, экономический рост не привел к сокращению глобальной безработицы, и самое главное, в условиях динамичного экономического роста в мире сохраняется серьезная озабоченность по поводу перспектив создания достойных рабочих мест и дальнейшего сокращения числа работающих бедных.

Чтобы уменьшить уровень  безработицы, необходимо усилить взаимосвязь  между экономическим ростом и  организацией рабочих мест, подчеркивается в докладе. Создание именно достойных  и производительных рабочих мест, а не просто рабочих мест - залог  снижения безработицы и сокращения числа семей, работающих, но живущих  в бедности. Это, в свою очередь, сформирует предпосылки для будущего развития и экономического роста.

После распада СССР страны СНГ столкнулись с более значительным и продолжительным экономическим  спадом, нежели государства Центральной  и Восточной Европы. Однако с 1999 г. в регионе происходило активное восстановление стабильности. Так, темпы  экономического роста выросли с 2,4% в 1999 г. до 12,7% в 2011 г., на 3% превысив показатель, достигнутый странами с развитой экономикой и государствами Евросоюза.

Основные задачи стран  Центральной и Восточной Европы и государств СНГ - ликвидация высокой  безработицы и повышение занятости  с тем, чтобы обеспечить полноценное  использование потенциала населения  трудоспособного возраста. Это станет возможным только в результате проведения макроэкономической политики, стимулирующей приток инвестиций и создание рабочих мест при условии, что рынок труда и меры социальной политики будут способствовать интеграции людей (особенно молодежи) на рынке труда и сокращению бедности.

Экономический рост и природные  ресурсы

   Интенсивные экономические исследования особенностей роста экономики, обладающих большим количеством природных ресурсов, начались с работы Дж. Сакса и Э. Уорнера, в которой был выдвинут тезис о том, что такая экономика растет медленнее других. Он нашёл подтверждение и в ряде других исследований, так что данная точка зрения стала господствующей. Однако в нескольких недавних статьях этот факт был подвергнут серьёзному сомнению. Новые эмпирические результаты приводят к необходимости переформулировать гипотезу влияния ресурсного богатства на экономический рост.

   Когда говорят об избыточности, изобилии ресурсов, обычно имеют ввиду, что экономика не в состоянии сама их перерабатывать с должной эффективностью, а потому оказывается целесообразным экспортировать ресурсы, причём экспортные доходы от их продажи существенно влияют на благосостояние населения.

Гипотеза о «проклятии ресурсов» в её традиционном понимании  состоит в том, что страны, обладающие большим объёмом сосредоточенных  природных ресурсов - нефти, газа, угля, цветных металлов, - как правило, развиваются медленнее, чем близкие  по характеристикам, но менее богатые  ресурсами экономики. Недавние исследования показывают, что в этом «сильном»  смысле «проклятие ресурсов» не имеет  места: в регрессиях влияние природного богатства на рост либо не значимо, либо положительно. Гораздо более обоснована «слабая» версия гипотезы о проклятии: большинство стран, богатых природными ресурсами, использует их менее эффективно, нежели другие виды капитала. Казалось бы, страны, наделённые ресурсами, при прочих равных условиях должны развиваться быстрее других, однако на практике темпы роста ресурсо - избыточных экономий могут быть как выше, так и существенно ниже темпов роста аналогичных стран, не имеющих ресурсов.

Характер влияния ресурсного изобилия на макроэкономические показатели не очевиден. С одной стороны, высокие  экспортные доходы облегчают задачи балансирования государственного бюджета, поддержания низкой инфляции и высокого уровня инвестиций. С другой, стороны  они порождают соблазн чрезмерных заимствований, ведущих к кризисам в результате неэффективного использования  доходов и неожиданного снижения экспортных цен.

Важный вывод состоит  в том, что «ресурсное проклятие» не является неизбежным уделом всех стран, богатых природными ресурсами, а  грозит лишь тем из них, где слабы  институты и не проводится правильная макроэкономическая политика, позволяющая  эффективно распорядится доходами от производства ресурсов.

 

 

 

 

 

   Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Экономический рост можно  определить как рост реального ВНП  или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост  производства, используемый для решения  внутренних и международных социально-экономических  проблем.

Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

Экономический рост определяется факторами различного рода.

К экстенсивным факторам роста  относятся: увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии; увеличение числа занятых  работников; рост объемов потребляемого  сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста  относятся: ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т. д.); повышение квалификации работников; улучшение использования  основных и оборотных фондов; повышение  эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При экстенсивном экономическом  росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить  темпы роста. Но это явление временно, т. к. состояние полной занятости  не может восполняться ежегодно и  на следующий год темп роста будет  такой же.

 

При интенсивном типе развития экономический рост достигается  более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих.

Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников

Государство может играть значительную роль в экономическом  росте при правильной налоговой  политике и политике инвестирования, для перехода на интенсивный путь.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном  регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных  объектов, целиком и полностью  принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики  страны, но не выгодно с точки  зрения частного капитала. В целом  государственный сектор-это объекты  инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия  в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства.

Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что  экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

И, наконец, мы подтвердили, что экономика нашей страны также  описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законам развития рыночного хозяйства.

 

 

 

 

Список литературы

1. Агапова. Т.А., Серегина  С.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.  153с.

2. Е. Ф. Борисов. Экономическая  теория. - М.: Юрайт, 2000.

3. Барановская Т.П., Лойко В.И. Информационные системы и технологии в экономике. МФПА, 2005. 416с.

4. Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан М.С. Информационные технологии в экономике и управлении. ЕАОИ, 2008. 120с.

5. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Введение в экономическую теорию. УГТУ-УПИ, 2009. 210с.

6. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику. Основы экономического анализа. ТГТУ, 2005. 140с.

7. Глазьев С. Будет ли  новый финансовый кризис? // Вопросы  экономики. 2006. № 5. С. 7-8.

8. Дубинин Ю.В. Мастерство  переговоров. 2009. 304 с.

9. Клейнер Г.Б. Диверсификация экономики и экономический рост // Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного произ-ва: Учеб. пособие. М.: Омега - Л, 2004. 360 с.

10. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2005. № 4. . 6-8с.

11. Кобец Е.А., Корсаков М.Н. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. Таганрог: ТРТУ, 2006. 200 с.

12. Колташов В. Кризис глобальной экономики. 2009. 448с.

 


Информация о работе Экономический рост: сущность, источники, основные тенденции