Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить аргументы за и против экономический рост, его проблемы и перспективы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
изучить понятие, сущность, типы и стадии экономического роста;
описать факторы экономического роста;
раскрыть положительные и негативные стороны экономического роста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА..........................................................................
1.1. Экономический рост: понятие, сущность, типы, стадии...............
1.2. Факторы экономического роста.......................................................
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА ЭКОНОМИКУ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ..................................
2.1. Положительные и негативные стороны экономического роста...
2.2. Показатели измерения масштабов экономического роста............
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В МИРЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................
3.1. Проблемы и перспективы глобального экономического роста…
3.2. Экономический рост в Российской Федерации: роль государства, проблемы и перспективы...........................…..........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
3

6
6
14

21
21
29

38
38

48

Файлы: 1 файл

Пример.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

Еще одно крупное изменение в прогнозе - повышение прогноза роста пяти стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Вьетнам) на 2013 год и неожиданное снижение его в 2014 году. МВФ полагает, что эти страны временно выиграют от некоторого снижения показателей Китая в этом году, но ситуация восстановится для КНР в 2014 году.

МВФ полагает, что в  целом цены на сырьевые товары в 2013 году будут на 2% ниже, чем в 2012 году, кроме того, доля стран-производителей углеводородов вне ОПЕК (названы США, Канада, Россия, Китай) в мировом экспорте будет расти. МВФ также ожидает роста российского экспорта зерна при хорошем урожае 2013 года [23].

Рассмотрим прогноз  Организации Объединенных Наций  относительно перспектив глобального  экономического роста и устойчивого  развития на 2013 год.

Как уже отмечалось, мировая экономика значительно ослабла в 2012 году. Число развитых стран, особенно в Европе, которые уже вошли в «двойной спад», растет, а в тех из них, которым угрожают неприятности с суверенным долгом, кризис углубился. Многие развитые страны попали на «траекторию нисходящей спирали» из-за высокого уровня безработицы, слабости совокупного спроса, усугубляемой жесткой экономией бюджетных средств, высокого государственного долга и финансовой неустойчивости [13].

Экономические неурядицы развитых стран распространяются на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой через ослабление спроса на их экспорт и повышение волатильности потоков капитала и цен на сырьевые товары. Однако крупные развивающиеся экономики сталкиваются также с доморощенными проблемы: в некоторых из них (включая Китай) инвестиционный спрос ослаблен из-за финансовых трудностей в одних секторах экономики и избытка производственных мощностей в других секторах.

Большинство стран с  низкими доходами до сих пор развивались относительно успешно, но в настоящее время сталкиваются с усиливающимся неблагоприятным побочным воздействием спада, как в развитых странах, так и в странах со средним уровнем доходов. Перспективы на ближайшие два года продолжают оставаться неясными, что отражает наличие неопределенностей и рисков, могущих ухудшить ситуацию [13].

Рисунок 2. Ухудшающиеся и неопределенные перспективы

мировой экономики

Рост мирового валового продукта (МВП) ожидается на уровне 2,3 процента в 2012 году и, по прогнозам, останется значительно ниже потенциального у ровня как в 2013 г оду (2,5 процента), так и в 2014 г оду (3,2 процента) (см. Рисунок 2). При таких умеренных темпах, многие страны будут не в состоянии восстановить множество рабочих мест, утраченных во время «великой рецессии» [13].

Слабеющий экономический  рост и неопределенности экономической  политики омрачают мировые экономические перспективы. Как было отмечено, в большинстве развитых стран была принята комбинация мер бюджетной экономии и стимулирующей кредитно-денежной политики, нацеленная на сокращение государственного долга и уменьшение стоимости рефинансирования долга, чтобы вырваться из порочного круга взаимосвязи между государственным долгом и нестабильностью банковского сектора. Это было сделано в надежде на то, что такая политика приведет к успокоению финансовых рынков и восстановлению уверенности среди потребителей и инвесторов. Параллельно со структурными преобразованиями в области программ социальной защиты, рынков занятости и регулирования бизнеса такие улучшенные экономические условия должны содействовать восстановлению экономического роста и снижению уровня безработицы. Однако контроль над объемом государственного долга оказался более сложной задачей, чем это представлялось разработчикам экономической политики.

Дополнительной трудностью является то, что попытки бюджетной экономии в большинстве развитых стран предпринимаются путем сокращения расходов, а не усовершенствования налогообложения. В краткосрочном плане, первая мера оказывает более негативное влияние на экономический рост, особенно если экономика находится в состоянии спада. Во многих развитых странах государственные инвестиции подвергаются более значительным сокращениям, чем другие статьи расходов, что может негативно повлиять на рост в среднесрочном плане. В большинстве случаев, сокращение расходов также затрагивает программы социальной поддержки, что незамедлительно снижает эффективность автоматических стабилизаторов в краткосрочном плане посредством урезания пенсионных выплат, сокращения периода выплаты пособий по безработице и/или перекладывания бремени расходов на медицинское обслуживание на домашние хозяйства. Более того, меры бюджетной экономии в краткосрочном плане приводят к большему неравенству, что в долгосрочном плане может ослабить социальную мобильность и рост производительности труда.

Во многих развивающихся  странах и странах с переходной экономикой состояние бюджета более удовлетворительное. В некоторых из них в связи со слабостью мировой экономики было решено отложить принятие мер бюджетной экономии. В развивающихся странах также нарастает тревога по поводу возможного неблагоприятного эффекта политики «количественного смягчения» (расширения денежной массы) на финансовую и макроэкономическую стабильность этих стран, так как эта политика может привести к повышенной нестабильности международных цен на сырьевые товары, потоков капитала и валютных курсов [13].

При сохранении текущих  тенденций экономической политики, похоже, не удастся предотвратить сползание мировой экономики в новый кризис. Ухудшающиеся перспективы мировой экономики и растущий риск спада требуют более решительных действий. Попытки предпринять такие действия столкнутся со сложностями. В то же время такие попытки предоставят возможность более эффективного согласования действий, нацеленных на решение неотложных задач, с долгосрочными целями по устойчивому развитию.

Первой задачей является уменьшение высокой степени неопределенности, связанной с тремя ключевыми рисками, которые были обсуждены в пессимистическом сценарии. Этим необходимо заняться незамедлительно путем уделения большего внимания международным последствиям мер национальной экономической политики. Несогласованный подход к решению проблемы кризиса государственного долга отдельных стран, который применялся в зоне евро в течение последних двух лет, должен быть замещен более всеобъемлющим и интегрированным подходом, который бы дал возможность справиться с системным кризисом валютного союза. Творцы экономической политики в Соединенных Штатах должны предотвратить внезапное и резкое сокращение государственных расходов и преодолеть политический тупик, все еще сохранявшийся в конце 2012 года. Ведущие развивающиеся страны, в которых сохраняется риск «жесткой посадки» экономики, должны прибегнуть к более решительной противоциклической политике, увязанной с мерами по преодолению системных проблем в среднесрочном плане. Китай, в частности, располагает обширным пространством для маневра в экономической политике для того, чтобы более решительно изменить баланс своей экономики в сторону внутреннего спроса, в том числе посредством увеличения государственных затрат на такие услуги как здравоохранение, образование и социальная защита [13].

Кроме того, бюджетная  политика должна стать более противицикличной, в большей степени содействовать созданию рабочих мест и быть более справедливой. Сегодняшний акцент на консолидацию бюджетов в краткосрочном плане, особенно в развитых странах, оказался контрпродуктивным и затянул процесс приведения долга в соответствие с новыми требованиями. Необходимо сосредоточить усилия на нескольких направлениях. Главным приоритетом корректировки бюджетной политики должна стать более прямая поддержка роста производства и занятости путем стимулирования совокупного спроса при распределении усилий по достижению бюджетной устойчивости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сверх того, во время экономического спада мультипликаторы бюджетных расходов обычно выше, чем в периоды хорошей конъюнктуры, но они могут быть увеличены еще больше, если приоритет в бюджетной политике будет отдан расходам по повышению экономического роста, отмене сокращений государственных инвестиций и увеличению субсидий по найму на работу. В дополнение к этому влияние бюджетной политики на распределение доходов также должно быть принято во внимание, и не только по соображениям социальной справедливости, но и по причине последствий для экономического роста и создания занятости. Наконец, экономическое восстановление может быть ускорено как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане путем содействия экологически чистому росту через финансовые стимулы и инвестиции в инфраструктуру и новые технологии [13].

Необходимо устранить  коренные причины нестабильности на мировых финансовых рынках. Эта задача состоит из двух частей. Во-первых, необходимо достичь лучшего взаимодействия между политикой бюджетного и политикой кредитно-денежного стимулирования. В развитых странах потребуется продолжение кредитно-денежной политики, направленной на стимулирование роста, но при этом будет необходимо ограничить дестабилизирующее побочное воздействие на потоки капитала и валютные курсы. Для этого потребуется на международном уровне достичь соглашения по объему, темпам и конкретным срокам политики «количественного смягчения» в контексте более общей цели уменьшения глобальных дисбалансов. Вторым компонентом задачи является ускорение реформы регулирования финансового сектора в целом, включая «теневые» банковские услуги. Это принципиально важно, чтобы избежать системных рисков и чрезмерно рискованных операций, которые в развитых странах создали ловушку медленного роста и финансовую нестабильность, а в развивающихся стран привели к волатильности потоков капитала.

Следует предоставить достаточно ресурсов развивающимся странам, особенно тем, у которых ограничено пространство для маневра в бюджетной политике и тем, которым необходимы средства для крупных проектов развития. Эти ресурсы потребуются для ускорения прогресса в достижении Целей Развития Тысячелетия и для инвестиций в устойчивый экономический рост, особенно в наименее развитых странах. Меры бюджетной экономии в странах-донорах повлияли на бюджеты предоставления помощи, так что официальная помощь развитию в реальном выражении в 2011 году сократилась. В перспективе ожидаются дальнейшие сокращения. Кроме выполнения существующих обязательств по помощи, страны-доноры должны попытаться создать механизмы, препятствующие увязке предоставления помощи со своими экономическими циклами, чтобы предотвратить нехватку помощи во времена кризиса, когда необходимость в такой помощи наиболее остра [13].

Создание рабочих мест и экологически чистый рост совместимы с сокращением уровня государственного долга в среднесрочном плане и уменьшением глобальных дисбалансов, согласно анализу сценариев экономической политики, проведенному на основе Глобальной модели экономической политики ООН. В случае продолжения сегодняшней экономической политики и при условии, что кризис в зоне евро не обострится, средние темпы роста мирового валового продукта составят в лучшем случае примерно 3 процента в год, что далеко не достаточно для преодоления кризиса занятости или сокращения уровня долга. Согласно альтернативному сценарию, основанному на описанной выше программе действий, мировой экономический рост в период с 2013 по 2017 годы ускорится до 4,5 процента в год, в то время как отношение государственного долга к ВВП стабилизируется и начнет сокращаться, начиная с 2016 года или ранее.

 

 

 

3.2. Экономический  рост в Российской Федерации:  роль государства, проблемы и  перспективы

 

Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций. С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013 г., продолжал стимулировать экономический рост. С другой, продолжающаяся рецессия в странах Еврозоны, а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться [1].

Прирост экономики в  целом за I квартал 2013 года составил (+1,1%). По уточнённым данным, опубликованным 17 апреля, помесячный рост ВВП в 2013 году по сравнению с соответствующим месяцем 2012 года был следующим: январь: (+1,6%); февраль: (-0,4%); март: (+2,3%). Темпы роста розничной торговли составили: январь: (+3,5%); февраль: (+3,0%); март: (+4,4%) [1].

Первые данные о экономических  показателях года оказались весьма противоречивыми. Так по первой информации от 6 февраля 2013 года о данных индекса выпуска промышленных товаров (52,0), а также о потребительских настроениях, произошло резкое улучшение микроклимата российской экономики. Однако, данные Росстата от 15 февраля 2013 года показали общее сокращение промышленного производства в январе 2013 года по сравнению с январём 2012, несмотря на то что в календаре последнего было на один рабочий день больше. Более детальный анализ данных показал значительные различия по секторам. Так наиболее заметным было сокращение добычи экспортоориентированных полезных ископаемых (-1,2%). Снижение обрабатывающих производств в целом было незначительным (-0,3%), при этом внутри этой категории продолжался рост производство основных потребительских товаров - продуктов, одежды и мебели, что позволяло судить о сохраняющемся росте на внутреннем рынке страны. Наконец, производство и распределение электроэнергии, газа и воды продемонстрировало рост в (+1,8%). В январе 2013 года продолжался рост объёмов розничной торговли (+3,5%) и строительства (+1,4%). Хотя темп роста розницы в России был самым низким за последние 35 месяцев, он был существенно выше чем в США (+0,1%), Бразилии (-0,5%) и сокращающихся странах Евросоюза. В итоге, общий прирост ВВП России за январь 2013 года составил (+1,6%) по сравнению с (+5,1%) за январь 2012 г. Основными локомотивами роста ВВП в январе 2013 года (+1,6%) стали сектор услуг (+5,3%) и инвестиции в основной капитал (+1,1%) [1].

Результаты опроса показали то что в феврале показатель индекса  выпуска промышленных товаров (52,0) продолжал указывать на дальнейший рост объёмов промышленного производства, несмотря на то что четвёртый месяц подряд происходило сокращение числа занятых в промышленности. Тем не менее, второй месяц подряд отмечалось значительные статистические противоречия между данными частных исследований рынка и государственной статистикой, согласно которой промпроизводство сократилось на 2,1% в годовом исчислении. Безработица среди населения в целом сократилась до 5,8%. Прирост объёмов розничной торговли в России оставались положительными (+2,5%), но темпы роста этого сектора продолжали замедляться. Общий прирост ВВП России за февраль 2013 года составил (+0,1%) [1].

Информация о работе Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы