Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть и изучить экономический рост и его модели в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы развития экономического роста и его модели……….6
1.1 Понятие, типы и последствия экономического роста………………….6
1.2 Источники, факторы и темпы экономического роста…………………10
1.3 Модели экономического роста………………………………………….15
2 Анализ развития экономического роста в Республике Беларусь……………23
2.1 Экономическое развитие Республики Беларусь……………………….23
2.2 Структура производства и структура использования ВВП в
Республике Беларусь…………………………………………………….30
3 Пути совершенствования экономического роста в Республике Беларусь….33
Заключение…………………………………………………………………...39
Список использованных источников……………………………………….41

Файлы: 1 файл

экономический рост и его модели моя курсовая.docx

— 207.76 Кб (Скачать файл)
  • цены на товары и качество продукции;
  • затраты и доходы;
  • условия реализации, поставки, сервиса;
  • привлечение инвестиций с соотношением собственных и заемных средств и т.д.

Для принятия эффективных  решений в планировании и последующем  управлении производством экономическую  сущность исследуемого объекта необходимо формализовать в виде модели, где  взаимосвязанные экономические  показатели представить математически  в виде уравнений, неравенств и целевой  функции по их максимуму или минимуму при выполнении всех условий на ограничения  по конкурентным преимуществам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе:

 

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует, рассмотреть какие  меры государственного регулирования  наилучшем образом могут стимулировать  этот процесс.

  1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем,  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
  2. В  противоположность  кейнсианцам, сторонники «экономики  предложения»  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.
  3. Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.  Правительство  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ развития экономического роста в Республике Беларусь

 

 

2.1 Экономическое  развитие Республики Беларусь

 

Экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году происходило в условиях восстановления мировой экономики и экономик основных торговых партнеров. Вместе с тем сохранилось негативное воздействие на развитие страны со стороны внешних шоков, связанных с повышением для Республики Беларусь цен на энергоносители и остаточными последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Восстановление  спроса на продукцию белорусских  предприятий на внешних рынках наряду со стимулирующими внутренний спрос  мерами экономической политики предопределили ускорение темпов роста объемов  производства, потребления и инвестиций.

Реальный  темп роста ВВП в 2011 году составил 107,6 процента (в 2010 году -100,2 процента), промышленного производства - 111,3 процента (98 процентов), производства продукции сельского хозяйства - 102 процента (101,3 процента).

Инвестиции в основной капитал увеличились на 16,6 процента (в 2010 году - на 4,7 процента). При этом наиболее интенсивными темпами росли инвестиции в объекты непроизводственного назначения (121,2 процента) по сравнению с объектами производственного назначения (113,9 процента), сохранилась тенденция сокращения доли инвестиций в активную часть основных фондов в их общем объеме. Основным фактором роста инвестиций в основной капитал стала кредитная поддержка - более 2/3 прироста данного показателя обусловлено этим фактором. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал доля кредитов банков выросла на 5,7 процентного пункта при сокращении доли бюджетных средств и собственных средств организаций. Не произошло значимых подвижек в привлечении средств прямых иностранных инвесторов.

Увеличение  темпов роста производства на фоне активных государственных мер по стимулированию внутреннего спроса способствовало ускорению роста  доходов населения. Реальная заработная плата и реальные располагаемые  денежные доходы населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 14,9 процента (годом ранее реальная заработная плата снизилась на 0,4 процента, а реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,7 процента). Это повлекло за собой увеличение потребительского спроса. Розничный товарооборот за 2011 год вырос на 17,1 процента (в 2010 году - на 3,2 процента), платные услуги населению - на 11,5 процента (в 2010 году - на 2,8 процента).

Несмотря на то, что инфляция в 2011 году сложилась на уровне 2010 года (прирост индекса потребительских цен в январе - декабре 2011 г. составил 9,9 процента против 10,1 процента в январе - декабре 2010 г.), к концу года накопился определенный инфляционный потенциал. Определяющими факторами ускорения инфляционных процессов во второй половине года стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2011 году, рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения, а также опережающий рост реальных денежных доходов населения по сравнению с ростом производительности труда. Подтверждением роста инфляционного потенциала является опережающий инфляцию рост цен производителей промышленной продукции. За январь - декабрь 2011 г. они увеличились на 18,8 процента против 11,1 процента годом ранее.

Рисунок 2.1 – Изменение важнейших  макроэкономических показателей Беларуси в 2010-2011 гг., в сопоставимых ценах (процентов  к предыдущему году)

Источник: [21, с. 82]

Наряду с мерами по стимулированию внутреннего спроса государством принимались  активные меры по либерализации экономики  и улучшению институциональной  среды, направленные на повышение эффективности  использования факторов производства, рост производительности труда и  конкурентоспособности экономики.

Структура экономики не претерпела каких-либо значимых изменений, не достигнуто прогнозное снижение материало-, энерго- и импортоемкости производства промышленной продукции и экономики в целом. Материалоемкость производства промышленной продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1,1 процента (вместо снижения по прогнозу на 0,7 - 1,2 процента), энергоемкость производства снизилась на 0,6 процента (вместо снижения по прогнозу на 8 - 10 процентов). Одним из видимых результатов является также недостаточный прогресс в привлечении в страну прямых иностранных инвестиций, низкие оценки институциональной среды республики в большинстве международных социально-экономических рейтингов.

Исполнение  государственного бюджета в 2011 году характеризовалось значительным замедлением формирования доходной части, прежде всего в связи с уменьшением поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности и неналоговых доходов. За 2011 год доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 29,9 процента ВВП (за 2010 год - 34,0 процента), расходы -32,5 процента ВВП (за 2010 год - 35,8 процента). В результате дефицит консолидированного бюджета возрос с 1,8 процента ВВП в 2010 году до 2,6 процента ВВП в 2011 году.

В результате привлечения внешнего финансирования, в том числе для покрытия дефицита по счету текущих операций и поддержания  золотовалютных резервов государства, внешний государственный долг увеличился с 16,4 процента ВВП на начало2010 года до 17,8 процента ВВП (9,7 млрд. долларов США) на 1 января 2011 г. Отношение внутреннего  государственного долга (без учета  долга органов местного управления и самоуправления) к ВВП за 2010 год не изменилось и на 1 января 2011 г. составило 5,7 процента ВВП.

Несмотря на постепенное восстановление спроса на продукцию белорусских  предприятий на внешнем рынке  и улучшение условий внешней  торговли, а также принятие ряда мер по росту экспорта и снижению импортоемкости производства, несбалансированность внешнеторговых операций Беларуси в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась.

Формирование  платежного баланса в 2011 году находилось под воздействием разнонаправленных условий. С одной стороны, наблюдалось снижение воздействия внешнего шока, связанного с мировым финансово-экономическим кризисом, через торговый канал в результате восстановления деловой активности и перспектив экономического роста в странах - основных торговых партнерах, а также повышения спроса на калийные удобрения, что способствовало росту физических объемов неэнергетического экспорта.

В результате дефицит внешней торговли товарами и услугами в 2011 году превысил прогнозное значение в 1,6 раза, или на 2,8 млрд. долларов США, и достиг 7,4 млрд. долларов США. Несбалансированность достигла критического уровня (по отношению к ВВП размер отрицательного сальдо счета текущих операций увеличился с 13 процентов в 2010 году до 15,6 процента в 2011 году, в том числе в IV квартале 2011 г. дефицит составил 20,4 процента к ВВП, достигнув исторически максимального значения).

Ухудшение состояния счета текущих операций было связано с ростом дефицита внешней  торговли товарами, составившего 9,1 млрд. долларов США, на 31,1 процента, или на 2,2 млрд. долларов США, по сравнению с 2010 годом. При этом дефицит внешней торговли энергетическими товарами вырос на 1,7 млрд. долларов США, до 5 млрд. долларов США, экспорт калийных удобрений вырос на 0,9 млрд. долларов США, до 2,2 млрд. долларов США, в то время как сальдо внешней торговли прочими товарами ухудшилось на 1,4 млрд. долларов США, до минус 6,3 млрд. долларов США.

В структуре  прироста энергетического дефицита наибольший удельный вес (87,3 процента) составило увеличение расходов на импорт природного газа (на 1,4 млрд. долларов США), обусловленное как ростом цены (на 27 процентов, или на 39,9 доллара США за тыс. м3), так и физических объемов (на 22,4 процента, или на 4 млрд. м3). В то же время ухудшение сальдо внешней торговли нефтью и нефтепродуктами составило только 0,3 млрд. долларов США благодаря мерам, направленным на компенсацию негативного влияния повышения импортных пошлин.

Ухудшение сальдо внешней торговли неэнергетическими товарами без учета калийных удобрений связано с ускорением прироста внутреннего спроса (18,9 процента в IV квартале 2011 г. к соответствующему кварталу предыдущего года против 0,8 процента в I квартале 2011 г.) и, в результате, значительным увеличением спроса на импорт. Это привело к формированию, начиная с июля 2011 г., опережающих темпов роста физических объемов неэнергетического импорта (по отношению к аналогичному периоду предыдущего года) по сравнению с экспортом. В результате в декабре 2011 г. физические объемы неэнергетического импорта превысили докризисный уровень июня 2010 г. на 30,9 процента, в то время как экспорта - составили только 95,7 процента от уровня июня 2010 г.

Превышение  темпов роста физических объемов  неэнергетического импорта над  экспортом в 2011 году было частично компенсировано благоприятными условиями внешней торговли неэнергетическими товарами (отношение темпов роста цен экспорта к темпам роста цен импорта), которые улучшились на 3,4 процента по сравнению с предыдущим годом (против ухудшения на 4,4 процента в 2010 году). В то же время восстановление условий внешней торговли товарами в целом было менее значительным, составив 1,9 процента после ухудшения на 11,1 процента в 2010 году, что связано с дальнейшим выравниванием условий импорта минеральных продуктов с мировыми.

Таким образом, на протяжении 2011 года наблюдалось нарастание внешнеэкономической несбалансированности, обусловленное увеличением отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами вследствие перманентного внешнего шока, связанного с изменением условий торговли энергоносителями, а также быстрым наращиванием внутреннего спроса. В условиях недостаточности подвижек в области структурных преобразований и снижения импорто-, материало- и энергоемкости экономики эта тенденция создает риски для покрытия разрыва финансирования и обеспечения устойчивости внешней позиции.

Несмотря на дальнейшее наращивание  уровня внешнего государственного долга, а также внешних заимствований банками, в 2011 году приток иностранного капитала и финансовых ресурсов был недостаточным для покрытия потребности в финансировании.

Чистый  приток капитала и финансовых ресурсов в 2011 году составил 7,4 млрд. долларов США, что на 0,9 млрд. долларов США ниже, чем в 2010 году. При этом тенденция наращивания внешнего государственного долга для целей финансирования дефицита платежного баланса сохранилась. Несмотря на снижение в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом, чистое привлечение иностранного капитала органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования оставалось значительным, составив 2,6 млрд. долларов США.

Чистое  привлечение иностранного капитала частным сектором в 2011 году составило 4,8 млрд. долларов США, увеличившись на 1,5 млрд. долларов США по сравнению с предыдущим годом преимущественно за счет наращивания объемов долговых обязательств (на 1,2 млрд. долларов США) при снижении привлечения прямых иностранных инвестиций (на 0,5 млрд. долларов США). При этом доля краткосрочных заимствований в приросте внешнего долга частного сектора в 2011 году составила 54,1 процента.

Снижение  чистого привлечения прямых иностранных  инвестиций было обусловлено прежде всего сокращением чистого притока  в акционерный капитал на 0,5 млрд. долларов США, или в 1,6 раза.

В течение 2011 года наблюдалась тенденция наращивания банками внешнего долга, который в 2011 году увеличился на 2,2 млрд. долларов США против 0,5 млрд. долларов США в 2010 году. Краткосрочные обязательства составили 48,7 процента прироста внешнего долга банков (в 2010 году - 29,7 процента), что свидетельствует о повышении уязвимости внешней позиции банков.

Привлечение иностранного капитала нефинансовым сектором было обеспечено прежде всего коммерческими  кредитами (1,1 млрд. долларов США в 2011 году против 0,7 млрд. долларов США в предыдущем году).

Девальвационные ожидания на фоне возможности относительно недорогого кредитования в белорусских  рублях снижали стимулы для привлечения  иностранного капитала нефинансовым сектором. Так, чистое привлечение кредитов и  займов нефинансовым сектором в 2011 году составило 61,1 млн. долларов США, сократившись на 247,5 млн. долларов США по сравнению с предыдущим годом.

Информация о работе Экономический рост