Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы не может вызывать сомнений. Ведь последствия экономических кризисов и неравномерности экономического развития разрушительно действуют на экономику стран, понижая достигнутый уровень производства и жизни народа, удовлетворения потребностей человека и общества. Но, для того чтобы это избежать, экономическая политика государства должна быть направлена на экономический рост во всех экономических показателях.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие факторов экономического роста зависит часто от внешнего влияния на их поведение, в первую очередь, со стороны государственного управления, которое можно выделить в качестве надстроечного фактора. Государственные программы экономического развития включают цели обеспечения экономического роста. Государство как минимум обеспечивает правовую основу экономических отношений. А это по-разному может влиять на протекание экономических процессов. В данном случае речь идет о степени влияния государства на экономические процессы, о формах и методах госрегулирования.

 

1.4 Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста

 

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном — путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.

В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

При интенсивном типе роста главное- повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным. Главное здесь - совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производительность труда, П - созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

В условиях научно - технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост.

Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем.

Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондообразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).

Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т.д. Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогами года и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание - уменьшение фондов оплаты и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск.

При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микроуровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников.

Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%).

Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты до освоения новшества носят авансовый характер. В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТ0 целесообразно дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости. Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но и формирование новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры продукции.

Гласность поощрения означает, что его условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение соответствующих фондов между работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого коллектива.

По его решению могут поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействование успеху нововведения.

Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.

 

  1. Особенности экономического роста в России

 

2.1 Существующая социально-экономическая ситуация

 

Существующая социально-экономическая ситуация характеризуется триадой: стагнация, рецессия, стагфляция. 

Стагнация - отсутствие заметного экономического роста - наступила в России в 2013 году, после того как в 2012 году были восстановлены докризисные показатели, обвалившиеся в период глубокого финансово-экономического и социального кризиса 2008-2009 годов. До этого в 2010-2012 годах валовый внутренний продукт (ВВП) увеличивался по 4% в среднем в год, промышленность - по 5%, инвестиции - по 7%, внешнеторговый оборот - по 2%, розничная торговля - по 6%, реальные доходы населения - по 3%. Затем темпы социально-экономического роста (прирост ВВП) стали резко снижаться.

В 2013 году рост промышленности составил 0,3%, инвестиции - минус 0,3%, грузооборот железных дорог - минус 1-2%, экспорт - минус 1,2%, значительно сократились рыночная капитализация российских компаний и финансовый результат их деятельности.  

Рецессия наступила в 2014 году. Сначала как техническая рецессия - в первом и втором кварталах, когда ВВП стал снижаться по сравнению с предшествующим кварталом, а с июля-июня началась полная рецессия - сокращение квартальных показателей в годовом выражении. При этом в прошедшие месяцы 2014 года заметно сократились строительство, импорт и объем внешней торговли в целом, усилилось снижение инвестиций, впервые стали сокращаться реальные доходы населения.

Заметим, что переход к стагнации и рецессии произошел до введения с марта этого года санкций против России со стороны США и ЕС в связи с событиями на Украине. В то же время эти санкции, особенно их второй этап, с августа негативно влияют на экономический рост, дополнительно снижая ВВП (в расчете на год на 1-2%).

Стагфляция вызвана тем, что переход к стагнации и рецессии сопровождался ускорением инфляции - ростом потребительских цен. Стагфляция ухудшает социально-экономическую ситуацию, серьезно затрудняет преодоление рецессии.

Основные причины перехода к стагнации и рецессии - падение инвестиций в кризис (на 16%) и их медленное восстановление, сопровождаемое огромным оттоком капитала из страны в 2008-2014 годах, превысившим за период $0,5 трлн. Плюс возросший внешний долг России (с $467 млрд на 1 января 2010 года до $732 млрд на 1 января 2014 года) в подавляющей части предприятий и банков. Ведь именно инвестиции в основной капитал определяют темпы социально-экономического развития, являются главным двигателем экономики, особенно в условиях устаревшей материально-технической базы страны и отсталой, с креном в топливно-энергетические и сырьевые отрасли, структуры народного хозяйства.

Инвестиции являются вложениями в будущее.  Вот уже два года они не растут, а снижаются. Их доля в ВВП сократилась с 20 до 19%. Между тем в указе президента "О долгосрочной экономической политике" 2012 года предусматривается рост этой доли до 25% в 2015 году и до 27% - в 2018 году. Для этого они должны были в эти годы не сокращаться, а увеличиваться в среднем по 12% за год. Если бы этот указ выполнялся, у нас сегодня не было бы ни стагнации, ни рецессии.

Объем инвестиций снизился в бюджете России, и теперь бюджетные инвестиции составляют всего 19% всех инвестиций в стране, в то время как консолидированный бюджет составляет 37% ВВП. Из-за повышения кредитных ставок сокращается объем инвестиционного кредитования, чья доля в активах банковской системы составляет менее 2% - около 1 трлн из 55 трлн руб. Жесткая экономическая политика привела также к ухудшению условий инвестирования для предприятий, которые тоже стали сокращать инвестиции, особенно в государственном секторе ("Газпром", "Роснефть", РЖД, "Интер РАО", объединение гидростанций, электросети и др.).

Выход из состояния стагнации, рецессии и стагфляции ясен и указан в программном выступлении Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года. В нем была поставлена задача перейти к политике стимулирования экономического роста и осуществления технологической революции, что предполагает форсированный рост инвестиций. С этой целью намечено создать условия для доступа предприятий к дешевым инвестиционным кредитам, снизив здесь кредитные ставки, перейти к проектному финансированию, дополнительно капитализировать коммерческие банки, создать механизм льгот и госгарантий для инвестирования, технологического перевооружения производства и создания новых предприятий, импортозамещения, экспорта неэнергетических товаров.

Расчеты показывают, что если с 2015 года обеспечить рост инвестиций 8-10% в год (дополнительные инвестиции - 1-1,5 трлн руб.), то к 2018-2020 годам стагнация и рецессия будут преодолены при росте ВВП по 3-4% (несмотря на негативное воздействие санкций против России). В этом случае уже к 2025 году будет достигнут рост экономики на 5-6% в год, что обеспечит повышение роли России в мировой экономике и вдвое опережает показатели развитых стран.

 

2.2 Причины замедления роста экономики России в 2013 г.

 

Существенное замедление экономического роста в России в 2013 г. стало одной из важнейших экономических новостей в последние месяцы 2013 г., широко обсуждаемой экспертами и ответственными чиновниками правительства РФ.

Действительно, темпы роста производства ВВП и валового выпуска промышленности существенно сократились по сравнению не только с периодом экономического подъема 1999–2008 гг., но и со среднегодовыми темпами роста в послекризисный период 2010–2012 гг. Прогнозируемый нами темп прироста ВВП в 2013 г. (1,5%) на 2,5 процентных пунктов ниже среднегодовых темпов прироста в 2010–2012 гг. и на 5,1 п. п. – в 1999–2008 гг. Отметим, что в 2013 г. экономика России развивается по траектории, достаточно близкой к пессимистическому варианту прогноза, опубликованному «ЭКО» год назад. Так, темп прироста ВВП в 2013 г. по базовому сценарию прогноза «ЭКО» составил 5,8%, пессимистическому – минус 1,5%, а ожидаемый темп оказался на уровне 1,5%; инвестиций в основной капитал – 10% (базовый вариант прогноза), минус 4% (пессимистический), ожидаемый темп их прироста – минус 1,4%.

Информация о работе Экономический рост