Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы не может вызывать сомнений. Ведь последствия экономических кризисов и неравномерности экономического развития разрушительно действуют на экономику стран, понижая достигнутый уровень производства и жизни народа, удовлетворения потребностей человека и общества. Но, для того чтобы это избежать, экономическая политика государства должна быть направлена на экономический рост во всех экономических показателях.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Существенные изменения произошли в последнее время в области фискальной политики. Руководством страны принят ряд решений о финансировании государством крупных инфраструктурных проектов с использованием на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это – долгосрочные проекты суммарной стоимостью в несколько триллионов рублей. Их реализация, несомненно, будет содействовать экономическому росту в России. В частности, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа расширит возможности выхода экспортеров на быстро растущие рынки АТР.

По моему мнению, меры фискального стимулирования экономического роста могут быть расширены. Это, прежде всего, относится к стимулированию инвестиций на уровне всей страны, а не только в отдельных регионах (Дальний Восток) и отраслях (льготы нефтяникам при разработке месторождений на Крайнем Севере и на шельфе). Необходимо вернуть налоговую скидку по инвестициям в основной капитал, существовавшую до 1 января 2002 г. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, такого мнения придерживаются подавляющее большинство российских предпринимателей. Выпадающие в результате введения инвестиционной налоговой скидки доходы можно компенсировать за счет повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Помимо этого, необходимо совершенствовать налоговое льготирование предприятий, проводящих НИОКР, и (или) принять меры к тому, чтобы уже существующие льготы начали работать более эффективно. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в регионах – членах Ассоциации инновационных регионов России – показывает, что ряд принятых в них мер налогового стимулирования инновационной деятельности не работает.

С позиций экономического роста в долгосрочном плане государство может и должно увеличить финансирование науки и образования, в особенности – высшего образования. Российский бизнес в ближайшей перспективе не готов к серьезным инвестициям в эти важнейшие сферы экономики, и государство может выступить здесь в качестве локомотива, за которым с определенным временным лагом пойдут деньги частного сектора. Да, возможно, это приведет к некоторому увеличению дефицита государственного бюджета и росту государственного долга. Отношение государственного долга к ВВП может составить не 13%, как это имеет место в настоящее время, а 15–20%. Однако такое изменение пропорций представляется не критичным. Критичной является перспектива постепенной утраты национального суверенитета в результате безнадежного отставания в области ключевых направлений развития науки и образования. В частности, долгожданное реальноезначительное увеличение расходов на высшее образование даст эффект в виде притока квалифицированных специалистов в экономику, что значительно укрепит возможности ее роста в среднесрочном и долгосрочном плане. Помимо этого, рост в разумных пределах государственных затрат сам по себе является одним из известных стандартных инструментов ускорения экономического развития страны.

Разумеется, мы не призываем к искусственному наращиванию государственного долга. Нужно принимать во внимание не только внешний долг государства, который на 1 октября 2013 г. составлял примерно 55,8 млрд долл. (1723 млрд руб. по среднегодовому курсу доллара США к рублю в 2013г.), но и внешние долги российских компаний и банков. Они намного более существенны. На 1 июля 2013 г. величина внешнего долга РФ с учетом долгов субъектов РФ, компаний и банков была равна 706,1 млрд долл. С учетом внешних долгов субъектов РФ, компаний и банков суммарный (внутренний плюс внешний) долг России по состоянию на начало четвертого квартала 2013г. – примерно 44%. При этом отношение государственного долга (без учета долгов компаний и банков) к ВВП в Европейском союзе во втором квартале 2013 г. составляло примерно 87% ВВП, в США – около 100%.

Отмечу, что добавление внешнего долга компаний и банков к госдолгу РФ является достаточно условным приемом, так как по долгам фирм (в том числе с государственным участием) государство не несет ответственности. Однако такой прием полезен, поскольку если крупные компании, влияющие на всю российскую экономику, окажутся на грани банкротства, то государство вынуждено будет участвовать в их спасении. Но в этом случае при сопоставлении с другими странами надо учитывать и внешние долги банков и предприятий этих стран.

Следовательно, говоря о возможном увеличении государственных расходов, мы лишь привлекаем внимание к тому обстоятельству, что в настоящее время у России есть определенная степень свободы в использовании этого рычага экономической политики как одного из методов ускорения роста экономики. Нам представляется, что этот метод в разумных пределах должен быть использован. При оценке последствий этого шага необходимо принимать во внимание эффект мультипликатора, когда суммарный прирост ВВП может значительно превосходить сумму вызвавших его государственных затрат. В этом случае с определенным временным лагом соотношение госдолга и ВВП не только не ухудшится, но и может даже сократиться.

 

2.4 Перспективы экономического роста в России

 

Темпы экономического роста в России в ближайшие три года не превысят 2,5% в год, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев на Гайдаровском форуме - 2014. 

Прошедший 2013 год характеризуется продолжением негативных тенденций в российской экономике, начавшихся после кризиса 2008-2009 гг. В действительности, эти тенденции не должны вызывать удивления. Фаза интенсивного экономического роста 2000–2007 гг., в значительной степени обусловленного благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей завершилась перегревом, а в дальнейшем – спадом экономики. 

В экспертном сообществе доминирует мнение о том, что модель роста, основанная на стимулировании внутреннего спроса, действующая до кризиса, исчерпала свои возможности и, соответственно, для достижения высоких и устойчивых темпов роста российской экономики в будущем требуется, прежде всего, более высокое качество имеющихся факторов, таких как производственные мощности, рабочая сила и совокупная факторная производительности. Только в этих условиях можно говорить о поиске новых источников роста, таких как инновации. 

Для интенсификации факторов роста требуются серьезные меры, направленные на структурную перестройку экономики и смещение акцента с нефтегазового сектора на другие отрасли производства. Одним из основных факторов в новой модели роста должен стать человеческий капитал, однако, повышение качества человеческого капитала требует реформирование социальной сферы экономики, в том числе, образования, здравоохранения и пенсионной системы. При этом, совершенно очевидно, что реализация структурных реформ должна происходить на благоприятной почве, а именно при высоком качестве институтов, таких как права собственности, судебная система и т.д. Благоприятный институциональный климат имеет принципиальное значение с точки зрения привлекательности экономики для инвесторов, а оживление инвестиционного спроса также является одним из важных факторов экономического роста. 

Вместе с тем, начало 2013 г. ознаменовалось крайне, на наш взгляд, оптимистичным заявлением МЭР о том, что прогноз роста российской экономики на 2013 г. составляет 4% по сравнению с предыдущим периодом. При этом на неоднократно высказывавшиеся опасения относительно стагнации экономики РФ и ее перехода в фазу рецессии отвергались несмотря на ухудшающиеся экономические показатели, такие как динамика ВВП, инвестиций, промышленности, бюджетных показателей и др. Кроме того, делался акцент на слом этих негативных тенденций в середине года, а также по итогам лета за счет хорошего урожая. 

Вопреки ожиданиям, уже весной стало понятно, что слома тенденций не произойдет. Одновременно с этим между представителями органов власти (МЭР и ЦБ) разгорелся спор о влиянии мер денежно-кредитной и бюджетной политики на темпы экономического роста в России на нынешнем этапе. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось экспертами, сейчас, когда экономика достигла потенциала своего развития (т.е. находится на кривой производственных возможностей) и имеющихся факторов производства недостаточно для достижения более высоких темпов роста, меры, эффективные в краткосрочном периоде (напомним, тогда обсуждалось повышение государственных расходов или снижение процентных ставок), приводят к росту не ВВП, а инфляции. Иными словами, вопрос экономического роста России лежит не в монетарной или бюджетной сфере, и для его стимулирования, как было сказано выше требуются глубокие структурные реформы (транспорт, инфраструктура, реформы институтов, социальной сферы и др.).

Однако пока меры по структурному реформированию российской экономики не выходят за рамки словесных дискуссий. В то же время, ожидаемого слома отрицательных тенденций в экономике так и не произошло, а международные организации (МВФ, ОЭСР, Всемирный банк) уже с лета начали пересмотр своих прогнозов относительно темпов роста ВВП России в 2013 г., что стало сигналом пессимизма относительно перспектив экономики РФ и лишним свидетельством в пользу того, что прежних темпов роста (в среднем 6-7% за период 2000–2007 гг.) без серьезных мер уже не достичь.  Опасения экспертов относительно рецессии подтвердились пересмотром МЭР в декабре 2013 года прогноза темпов роста ВВП в 2013–2030 гг. в сторону самого пессимистичного варианта. Был понижен и прогноз на 2013 г. (до 1,4% по сравнению с 2012 г.). Таким образом, власти официально признали, что в обозримой перспективе траектория развития российской экономики не изменится и ни о какой модернизации институтов и наращивании фундаментальных факторов экономического роста речи не идет. Таким образом, как отметил в конце года замминистра экономического развития Андрей Клепач, с точки зрения поиска новых факторов экономического роста и противодействия рецессии, прошедший год стал «годом упущенных возможностей». 

Таким образом, по итогам 2013 года остается только надеяться, что все пессимистичные прогнозы относительно роста экономики России в будущем не останутся незамеченными российскими властями, однако до какой степени – покажет время.

«В 2014 году у нас скромный рост, но все-таки рост – где-то 0,5-0,6%. В 2015 году мы планируем рост 1,2%, потом – 2,3 % и на следующий год – 3% роста. В целом это не те показатели, которые бы нам хотелось видеть, но это все-таки рост, и мы уверены, что добьемся этих показателей», – заявил Путин в интервью немецкому телеканалу ARD.

14.11.2014г. во втором  чтении был принят проект федерального бюджета на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение всех трех лет.

Ранее министр финансов Антон Силуанов, выступая в Госдуме на первом чтении бюджета России на 2015–2017 годы, предложил разработать запасной вариант бюджета на этот же период на случай неблагоприятной ситуации в экономике.

Правительство 30 сентября 2014г. внесло на утверждение Госдумы проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение трех лет.

Перед этим премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что готовить бюджет пришлось в сложных обстоятельствах, когда замедление темпов экономического роста усугубилось введением антироссийских санкций. При этом он заявил, что считает бюджет трудным и тяжелым, однако приемлемым.

В свою очередь министр экономического развития России Алексей Улюкаев отметил, что проект бюджета на 2015–2017 годы плохой, но лучший в сложившейся ситуации.

По словам Алексея Улюкаева, инвестиции в российской экономике в следующем году вырастут до 2% после падения на 2,4% в 2014 году. При этом инвестиции инфраструктурного сектора будут снижаться вследствие снижения инвестпрограмм в электроэнергетике. В итоге рост инвестиций в основной капитал в 2016 году, по мнению Алексея Улюкаева, составит 1,6%, в 2017 году – 2,9%.

 

 

  1. Проблемы и последствия экономического роста

 

Проблемы эффективности и качества экономического роста в настоящее время имеет особую значимость для всех сторон мира. Это обусловлено прежде всего нехваткой дополнительных ресурсов. Приходится включать в хозяйственный оборот полезные ископаемые, находящиеся в отдаленных и труднодоступных районах. Все это привело к удорожанию ресурсов и падению доходности производства. Таким образом, потребность перехода к интенсивному типу экономического роста вызвана природными условиями и интернационализации хозяйства в целом.

В условиях интенсивного типа роста экономики приобретает динамизм не только за счет расширения производства, но и за счет прогрессивных структурных перестроек. Решение такой двойственной задачи приводит к тому, что наращивать темпы становится гораздо труднее. Кроме того, в условиях насыщенного рынка наращивание темпов не всегда целесообразно. Развитие в этом случае осуществляется за счет совершенствования структуры. Это становится неизбежным в связи с тем, что производство модально устаревает за более короткий срок, и новые ресурсы направляются в него уже с новым уровнем эффективности и качества, в новом сочетании.

Таким образом, темпы экономического роста – важный, но не единственный показатель характеризующий динамизм хозяйственной системы. Другим не менее важным показателем в росте экономики является структурная перестройка, предусматривающая развитие наукоемких отраслей, широкое использование прогрессивных технологий в процессе производства, автоматизация и его компьютеризация, совершенствование организации и управленческой деятельности.

Органической составной частью проблем, связанных с повышением эффективности и качества экономического роста является увеличение инвестиций в человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Инвестиции в человеческий капитал со временем окупаются, давая отдачу как индивидууму, так и обществу в целом. Индивидуум получает отдачу в виде более высокой заработной платы или способности выполнять работу, приносящую удовлетворение, а общество – в виде дополнительного объема продуктов и услуг более высокого качества.

Информация о работе Экономический рост