Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:27, курсовая работа
Целью работы является изучение истории Европейского союза, особенностей его развития, места в мировом хозяйстве и влияния на мировую экономику.
В курсовой работе будут рассмотрены процессы социально-экономического развития в условиях интеграции. Основное внимание будет направлено на изучение проблемы неравномерности социально-экономического развития стран-членов Европейского союза. Поэтому будут рассмотрены экономические показатели отдельных стран-участников и группировку их согласно экономическому развитию. А также региональная политика Европейского союза, направлена на сглаживание социально-экономического развития внутри союза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕС 6
ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 15
2.1 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 15
2.2 ГРУППЫ СТРАН В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 23
ЧАСТЬ 3. СГЛАЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Составлено по: [25.].
Из таблицы 8, видно что по номинальному объему ВВП в млн. евро Германия, Франция, Италия и Великобритания уверенно занимают первые позиции. Далее за ними следует Испания, хотя объемы ВВП у этой страны и высоки, в ней существует еще множество проблем, которые усугубил Мировой кризис, к примеру, на данный момент эта страна имеет наибольшую безработицу, среди всех стран Евросоюза, и это не позволяет отнести Испанию к лидерам в экономике ЕС.
Мировой финансовый кризис ощутимо задел Испанию, прервав траекторию ее динамичного развития последних десятилетий. Упал потребительский спрос, снизилась предпринимательская активность, затормозился рост внешней торговли, сократились доходы от туризма, острейшей проблемой стала безработица, уровень которой достиг рекордных показателей. Негативные внешние эффекты, вызванные глобальными потрясениями, усугубили внутренние диспропорции и узкие места, что акцентировало слабости, присущие испанской экономике.
Что же касается изменения объемов ВВП, можно рассмотреть только наиболее развитые страны Европейского Союза Германию, Францию, Италию и Великобритани, так как, как упоминалось ранее, эти державы определяют путь и общие тенденции развития всего Союза. См. рис. 5.
Рис.5. Изменение размера ВВП в Германии, Франции, Италии и Великобритании в 2001-2010 гг., млн. евро.
Составлено по: [25.].
Как мы можем видеть из рисунка 5, после 2008 года во всех странах-лидерах наблюдалось падение ВВП в разной степени. В наибольшей степени кризис затронул Великобританию – здесь наблюдалось падение более чем на 300 млрд. евро.
На экономику Великобритании повлияли как внутренние, так и внешние факторы. Процентная ставка Банка Англии не устанавливалась на столь же низком уровне, как в США, однако другие, не менее серьезные факторы дестабилизировали финансовую систему Великобритании.
Хозяйство Великобритании высоко интернационализировано. Свыше 15% ее ВВП реализуется за границей, а импортная квота превышает 20%. То есть Великобритания гораздо больше зависит от состояния мировой экономики чем Германия, Франция и Италия, что и повлияло на столь сильное падение ВВП в 2008 году.
Уровень жизни в отдельных странах Европы в значительной мере отличается: существенны на сегодняшний день различия между старыми и новыми странами-членами Евросоюза. Так, например, покупательная способность в новых странах Европейского союза почти на 55% ниже среднеевропейского уровня. Доля людей, которые вынуждены отказывать себе в таких основных удобствах, как отопление, а также в новой одежде или отдыхе, значительно выше, чем в остальных странах Европы.
Данная проблема также обостряется тенденцией старения европейского населения. Менее всего довольны своими условиями жизни люди в новых странах-членах ЕС, а также в Италии, Португалии и Греции. Больше всего удовлетворены условиями жизни жители северных стран Европы. Большое воздействие на уровень жизни оказывают ценовые различия в различных странах Евросоюза, влияющие на неравенство в потреблении.
Расширение Евросоюза на Восток сопровождается не только появлением в его составе множества экономически отсталых регионов, но и увеличением числа государств с разительными внутренними контрастами. Межрегиональные различия в уровне экономического развитии осложняются разной глубиной социальных проблем. Один из лучших индикаторов – безработица, так как даже в условиях динамичного роста наличие значительного числа людей, не способных найти работу(особенно среди молодежи), негативно влияет ни весь социальный климат, а в условиях мирового кризиса вообще является крайне острой проблемой(см рис. 6).
Рис.6. Уровень безработицы в странах ЕС, %.
Составлено по: [25.].
В наиболее благополучном 2007 году уровень безработицы в среднем по ЕС лишь немного превысил 7%, в том числе среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составил чуть более 15%. В то же время ситуация в разных странах ЕС была неодинакова – по данным евростата, самый высокий уровень безработицы наблюдался в Словакии – 11,1%, Польше – 9,6%, Германии – 8,4%, Греции, Испании и Франции – 8,3%; самый низкий уровень безработицы был зафиксирован в Нидерландах – 3,2%, Дании – 3,8%, Кипре – 4%, Люксембурге – 4,1%.
Таким образом, Европейский союз заслуженно является одним из лидеров мировой экономики. Страны входящие в его состав ЕС являются лидерами по различным показателям. Однако это также огромный политический институт, со множеством внутренних различий и разногласий. Когда он форсировано расширялся, предполагалось что отстающие страны постепенно подтянутся до уровня передовых. Однако, кризис показал, что этого не происходит. Отстающие страны не догоняют лидеров, а наоборот – все больше отстают от них. Решить эту проблему может региональная политика направленная на сглаживание неравенств в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов.
В исследованиях организации по экономическому сотрудничеству и развитию отмечается, что объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода региональные неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экономического развития отдельных регионов, в условиях предпринимательства и т.д. Региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона, причем не только в экономическую.
Цель региональной политики - свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран.
Существуют две главные формы региональной политики. Первая из них - региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ); они могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма - региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики в ЕС являются наднациональными.
По мере становления
и углубления процесса международной
экономической интеграции в Западной
Европе страны-участницы этого
Основы для проведения такой политики были декларированы еще в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (Рим, 1957 г.), предписывавшем гармоничное развитие стран путем сокращения существующих между многими их регионами различий и отсталости, находящихся в менее благоприятном положении территорий.
Практические основы для активного проведения региональной политики в ЕС были созданы после организации ряда специализированных структурных фондов и, прежде всего, Европейского фонда регионального развития в 1975 г. Целью этого фонда являлось решение задач по исправлению региональных и структурных диспропорций внутри Сообщества. При этом для каждой страны устанавливалась квота в процентах от объема всех ассигнований из данного фонда для развития инфраструктуры или поддержки фирм в регионах, которым оказывалась помощь по усмотрению национальных органов управления. Поскольку система квот была постоянным предметом споров и разногласий между странами-членами ЕС, то в 1979 г. была проведена реформа деятельности Европейского фонда регионального развития, предусматривающая постепенный, поэтапный отказ от принципа «квотирования». При этом ресурсы определялись на долгосрочную перспективу на уровне ЕС и по установленным им критериям направлялись в регионы, в том числе и на «нефизические» инвестиции для поддержки малого и среднего бизнеса.
Начиная с 1985 г. Европейский фонд регионального развития вообще отказался от квотирования. Вместо этого для каждой страны на три года устанавливается верхний и нижний лимит помощи, которую она потенциально может получить от фонда. Этот лимит во многом зависит от остроты региональных проблем каждой конкретной страны. Кроме того, часть ресурсов фонда может быть использована для финансирования собственных программ ЕС, так называемых инициатив Сообщества.
В 1986–1989 гг. после подписания Единого европейского акта об укреплении экономической и социальной сплоченности стран-членов ЕС проводится очередная масштабная коррекция супранациональной региональной политики. В результате этой реформы были определены 5 следующих приоритетов работы структурных фондов ЕС:
1) содействие в развитии
и исправлении структуры
2) конверсия или преобразование регионов, серьезно пострадавших от промышленных спадов;
3) борьба с застойной безработицей в регионах;
4) содействие включению молодежи в профессиональную деятельность;
5) реформа общей аграрной политики (содействие развитию аграрных регионов и исправление структуры сельского хозяйства).
Региональная политика набирала свой вес в деятельности ЕС по мере включения новых, разнородных стран в эту интеграционную группировку. До вступления в 1973 г. Великобритании и Ирландии только Италия была по-настоящему заинтересована в проведении общей региональной политики ЕС, имея в виду низкий уровень развития Юга страны. Количество государств-членов, проявляющих большой интерес к наднациональной региональной политике, в очередной раз увеличилось в 80-е годы со вступлением экономически менее развитых стран Южной Европы. Хотя в Римском договоре 1957 года говорится о том, что европейская интеграция должна объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении экономических контрастов между отдельными территориями, до 70-х годов на уровне ЕС предпринимались весьма скромные усилия по сглаживанию территориальных диспропорций.
Поворотным моментом для региональной политики ЕС стало вступление в Сообщество Испании и Португалии с огромными территориями невысокого уровня социально-экономического развития и дальнейшее углубление интеграции, выразившееся в принятии Единого европейского акта в 1986 г. В конце 80-х годов была проведена реформа структурных фондов ЕС (включая принципы их координации с Европейским инвестиционным банком), детально разработан механизм реализации и инструментарий региональной политики, уточнены ее цели и задачи. По сути, на уровне ЕС стало осуществляться самостоятельное регулирование территориального развития – координируемое с государствами-членами, но не подчиняющееся, в отличие от предыдущего этапа, только логике реализации их политики. Соответственно выросли и объемы финансирования наднациональной региональной политики. В период 1989–1993 гг. на ее нужды фондами ЕС ежегодно выделялось в среднем по 14 млрд. ЭКЮ, то есть объем финансирования стал в 30 раз больше, чем за 15 лет до того. При этом удельный вес ассигнований на региональную политику в расходах общего бюджета ЕС достиг уже 20%.
Дальнейшее развитие интеграции не изменило базовой цели региональной политики ЕС, состоящей в сокращении разрыва между регионами в уровне развития с целью усиления экономического и социального сплочения Сообщества. Вместе с тем создание в 1993 году на базе Европейских сообществ Евросоюза, а также присоединение в 1995 году высокоразвитых Швеции, Финляндии и Австрии, а затем в 2004 и 2007 годах - значительно менее благополучных государств способствовали ощутимой трансформации наднационального регулирования территориального развития в ЕС в сторону большей прозрачности его механизмов. Произошло немало изменений и конкретных деталей реализации региональной политики в ЕС, включая переход на принцип многолетних финансовых перспектив.
На современном этапе региональная политика включает в себя все уровни в масштабах от ЕС до местного: Соглашением ЕС заложена ее правовая основа и ее приоритеты, она осуществляется национальными и региональными субъектами совместно с Европейской комиссией. Программа региональной политики разрабатывается на срок от 7 лет.
В 2007–2013 гг. в рамках региональной политики ЕС (политики сплочения) планируется выделить 347,4 млрд. евро. Финансирование политики сплочения осуществляется в рамках нескольких сотен операционных программ, объединяющих 2 млн. проектов разной направленности. Фактическое выделение средств происходит в три этапа – небольшие авансовые платежи, ассигнования в процессе реализации проекта и подводящие баланс завершающие платежи на основе представленных на уровень ЕС документов о расходах (принимаются до конца 2015 г., то есть в течение 2 лет по завершении 7-летней перспективы). Ведущими получателями помощи ЕС станут регионы Польши, которая заметно опережает другие страны.
Финансирование заметно перераспределилось в пользу «новых» стран-членов из Центральной и Восточной Европы. В период 2007–2013 гг. к ареалу цели отнесены территории, на которых проживает чуть больше 1/3 всего населения ЕС.
Сегодня, несмотря на существенный прогресс отстающих стран ЕС, достигнутый за последние десятилетия, проблема сближения уровней развития государств-членов остается. Разные страны ЕС по-разному реагируют на условия интеграции и далеко не в одинаковой мере справляются с возникающими проблемами. Забегая вперед, отметим, что показатели развития Испании, Португалии, Финляндии с вступлением в ЕС улучшились, а Греция до сегодняшнего дня не смогла с пользой для себя вписаться в интеграционный процесс, Австрия по ряду оценок на сегодняшний день пока больше проиграла, чем выиграла, и т.д. Равномерное развитие экономики стран ЕС может рассматриваться только как предельный и на практике недостижимый случай. Именно в этих целях разрабатывается стратегия совместного развития. Так, в марте 2010 года была одобрена новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет – «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».
Информация о работе Экономическое развитие европейского союза в начале XXI века