Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:27, курсовая работа
Целью работы является изучение истории Европейского союза, особенностей его развития, места в мировом хозяйстве и влияния на мировую экономику.
В курсовой работе будут рассмотрены процессы социально-экономического развития в условиях интеграции. Основное внимание будет направлено на изучение проблемы неравномерности социально-экономического развития стран-членов Европейского союза. Поэтому будут рассмотрены экономические показатели отдельных стран-участников и группировку их согласно экономическому развитию. А также региональная политика Европейского союза, направлена на сглаживание социально-экономического развития внутри союза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕС 6
ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 15
2.1 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 15
2.2 ГРУППЫ СТРАН В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 23
ЧАСТЬ 3. СГЛАЖИВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Последние 2 года Европа, как и весь мир, столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом. В результате Европа сделала шаг назад в экономическом плане и в общем развитии ЕС. Высокий уровень безработицы, медленный экономический рост, возрастающий уровень внешнего долга – такие проблемы выделяет ЕС на сегодняшний день. Несмотря на то, что экономическая ситуация начинает выправляться, она пока остается нестабильной. Все это происходит на фоне участия Европы в решении долгосрочных общемировых задач: глобализация, нехватка природных ресурсов, изменение климата, старение нации.
По убеждению лидеров ЕС, только совместные действия всех государств-членов помогут Европе успешно выйти из кризиса. Стратегия «Европа 2020» раскрывает европейскую социально-экономическую концепцию 21-ого века. Стратегия дает понять, как Европа собирается выходить из кризиса и как повернуть сегодняшнюю нестабильность в сторону разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста и развития. Для достижения необходимых результатов Европе понадобится усиление управления экономикой.
«Европа
2020» устанавливает три
- Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях.
- Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции.
- Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия.
Необходимо определить, каких результатов Европа собирается добиться к 2020 году. В связи с этим ЕС ставит перед собой следующие главные цели:
- 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены.
- 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки.
- Достижение целей энергетической политики и политики по поводу изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды).
- Доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%.
- Не менее 40% молодежи должы иметь высшее образование.
- Сокращение числа людей, находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, на 20 млн. [33, с. 8.]
Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию «Европа 2020» к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии.
Цели отражают основную суть разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, но они не являются исчерпывающими, ЕС ставит перед собой большое количество задач в ходе выполнения стратегии «Европа 2020».
Стратегией предусмотрен стабильный экономический рост, повышение конкурентоспособности европейских товаров и социальной интеграции европейских граждан, которое будет основываться на развитии новых экологических технологиях.
Мировой финансовый кризис, несомненно, усугубил проблемы неравномерности развития в ЕС, однако делается многое чтобы преодолеть эти проблемы и восстановить экономику стран после кризиса. В связи с этим уже сейчас видны положительные тенденции, и по некоторым показателям ЕС уже практически достиг докризисного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причин образования Европейского Союза существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные:
• желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;
• желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;
• желание улучшить условия торговли;
• желание сократить издержки на масштабе производства;
• желание добиться устойчивого экономического роста;
• желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки.
Также не менее важны и неэкономические причины:
• налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями;
• укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;
• увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.
В работе были рассмотрены особенности экономического развития стран ЕС и их развитие в системе мирохозяйственных отношений.
Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от от 1-го до 145-го среди стран мира. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — Германию, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.
Особенностью государств Западной
Европы служит то, что они как
развитые страны экспортируют главным
образом готовую продукцию, в
особенности изделия
Импортируют развитые страны Западной Европы в большинстве первичную продукцию, в частности топливо, сырье, продовольствие.
Большинство внешних экономических связей стран Западной Европы налажено с США , Канадой и Японией, а также со странами входящими в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Расширяются области торговли со странами Восточной Европы, Россией и другими развивающимися государствами.
ЕС является огромным политическим и экономическим институтом, со множеством внутренних разногласий и различий. Некоторые страны заметно отстают по экономическому развитию от других участников союза. Однако, для сглаживания этих различий предпринимаются различные меры. Такие как политика сплочения, разрабатываемая на 7 лет, в рамках которой выполняется финансовая помощь экономически более слабым государствам. Также больше значение имеет общая стратегия экономического развития ЕС, разрабатываемая на 10 лет, которая устанавливает программу и цели для развития экономики.
Несмотря на проявления кризиса в различных сферах, представляется, что, в целом, он окажет оздоравливающий эффект на экономику ЕС. Уже сегодня видны положительные тенденции, как в экономической, так и в социальной сферах. Многие экономисты и политические деятели утверждают, что экономика ЕС восстановилась. Однако в некоторых странах, отстающих по развитию и до кризиса, восстановление идет не так быстро как хотелось бы, поэтому разработанные программа сближения и экономическая стратегия должны помочь преодолеть этим странам экономические и социальные трудности.
Статьи из периодических изданий:
Материалы сети Интернет:
Материалы на английском языке:
Информация о работе Экономическое развитие европейского союза в начале XXI века