Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы экономического роста………………………….......5
1.1Сущность экономического роста, его типы и показатели .........................5
1.2 Темпы и эффективность экономического роста ……………………….. 11
2. Экономическое развитие России…………………………………………....15
2.1 Экономический рост РФ в 2009 году…………………………………….15
2.2Проблемы и перспективы экономического роста РФ.............................. 22
2.2.1Тенденции развития российской экономики……………………………..22
2.2.2 Проблемы обеспечения экономического роста в РФ……………………26
2.2.3 Перспективы экономического роста в России ………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы экономического роста в России_.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

Российская антикризисная программа соответствует общемировому опыту принятия подобных мер. Антикризисное регулирование объективно противоречиво, инерционно и структурно детерминировано (определяется экономическими и политическими интересами и мотивациями групп, представляющих звенья сложившейся структуры экономики). Работа исключительно в режиме «скорой помощи» усиливает риск структурной иммобилизации, «схлопывания» потенциала назревших структурных сдвигов. Важное качество антикризисной программы - настройка режима функционирования «регулярных» рыночных институтов, но неоптимальное предоставление финансов ведет к их ослаблению.

В антикризисной тактике крайне важно не упустить из виду перспективы социально-экономического развития. Политическое руководство страны это понимает: приняты концепция-2020, правительственный план действий на 2009-2012 гг., стратегия развития финансового рынка до 2020 г., внешнеэкономическая стратегия, завершается подготовка концепции создания международного финансового центра. Однако стратегического целеполагания недостаточно. Риски, до поры скрытее в антикризисных решениях, могут перейти в генетический код посткризисной реальности.

Центральный банк Российской Федерации создал для себя возможность управлять курсом рубля, контролируя банковскую ликвидность: в случае возобновления спекулятивных атак на рубль Центробанк просто сократит ее предоставление банкам. В этих условиях продажа валюты будет осуществляться в основном для целей рефинансирования внешних корпоративных займов.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса Россия неизбежно столкнется с дефицитом бюджета, а темпы экономического роста России в 2009 году могут замедлиться до уровня 0-2%, инфляция ожидается на уровне 13%, заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая в понедельник в Гонконге на Азиатском финансовом форуме. По его словам в пик кризиса, который ожидается в 2009 году, мы готовы идти на дефицит бюджета и даже увеличивать дефицит бюджета. Правительство исходит из того, чтобы в 2010 году дефицит бюджета не превышал 4-5% ВВП, а начиная с 2011 года - стал снижаться. В прошлом году экономический рост России составил 6%, и в 2009 году тоже ожидается положительное значение, но на уровне от нуля до 2%. Эти новые оценки связаны с оценкой мировой экономики и спроса на российский экспорт. По словам Кудрина, для составления бюджетных прогнозов правительство использовало стоимость нефти на уровне 30 долларов за баррель. Антикризисные меры, которые осуществляет Россия, основываются прежде всего на поддержке ликвидности банков, капитализации банковской системы, подчеркнул Кудрин. В связи с чем правительство России планирует выделить еще 40 млрд долларов на поддержку банковской системы, сообщил глава Минфина. Но несмотря на экономический кризис правительство России продолжает исходить из необходимости сохранить конвертируемость рубля. «Мы сохраняем и будем сохранять конвертируемость национальной валюты. Это-то достижение, которое нам удалось получить в последние годы», - заявил Кудрин. В то же время он признал, что конвертируемость рубля «создает необходимость большой ответственности в экономической политике». Министр также сообщил, что начиная с сентября и до нынешнего момента российская валюта девальвировала на 20%. Это создало новые ориентиры в экономике, и мы ожидаем, что они положительно скажутся на нашем спросе, платежном балансе. «Социальные мероприятия 2009 года будут направлены на решение главной задачи - смягчение негативных последствий экономического кризиса для населения, - уточнила министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова. - Объектом особого внимания государства будут слабо защищенные группы населения, прежде всего ветераны и семьи с детьми». Все пособия и социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета, в 2009 году будут «доиндексированы» с учетом нового прогноза инфляции. Обсуждая программу на заседании правительства, премьер Владимир Путин уточнил еще раз, что, как и планировалось ранее, средний размер социальной (минимальной) пенсии в конце года составит 4294 рубля и догонит прожиточный минимум пенсионера. Средняя трудовая пенсия к концу года вырастет на 23,9%, на 8,7% опережая инфляцию. Что касается детских пособий, весь детский «пакет» был увеличен с 1 января на 8,5%, но принято решение пересчитать эти выплаты еще раз - с учетом повышения опять же с 1 января на 13%. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка составит 9989,86 руб. (по сравнению с январем 2008 года - увеличение на 1,3 тыс. руб.). Минимальный порог ежемесячных пособий работающим мамам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873,1 руб., за вторым и последующими детьми - до 3746,2 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, будет равен 7492,4 рубля. Кроме того, будет пересмотрен размер материнского капитала - он вырастет до 312 тыс. 162 руб., то есть на 12,431 тыс. руб. по сравнению с нынешним уровнем. В федеральный бюджет заложено 43,7 млрд. руб. на стабилизацию положения на рынке труда. Многое сделано: так, с 1 января в 1,5 раза - до 4900 руб. увеличен максимальный размер пособия по безработице, в большинстве регионов приняты программы содействия занятости. Что касается инфляции, правительство намерено удержать ее в пределах прошлого уровня (план - 13%, прогнозы - примерно такие же или на пару-тройку процентов выше).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Перспективы,тенденции и проблемы экономического роста в России

2.2.1Тенденции развития российской экономики

Развитие российской экономики в 2012-2014 гг. приобретает переходный характер, связанный с завершением посткризисного восстановления и переходом к реализации задач стратегического характера, зафиксированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. В среднесрочной перспективе наряду с решением задач бюджетной консолидации предстоит сделать задел для реализации долгосрочных интересов России - создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Особенность этого периода для российской экономики - изменения в структуре и факторах экономического роста. Иными словами, ближайшие годы - это период развития в условиях возросшей неопределенности перспектив мирового экономического развития и высокой неустойчивости мировых рынков.

В этот период существенно повышается значение и роль внутренних факторов экономического роста: эффективность и конкурентоспособность экономики, интенсивность и устойчивость внутреннего спроса.

Рост ВВП в 2012-2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6%. К 2014 году ВВП будет превышать предкризисный уровень на 13%. Внутренний спрос будет расти опережающими темпами - на 6,4-5,6% в год. Основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2014 г. до 70,5% против 67,1% в 2011 году. Рост потребления будет определяться в первую очередь устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012-2014 гг. в среднем около 6% в год. Доля вклада потребления в экономический рост составит 70 процентов.

Основным фактором экономического роста в среднесрочной перспективе становится рост инвестиционной активности. Ежегодный рост инвестиций ожидается на уровне 7-8 процентов.

В целом инвестиции должны стать наиболее динамичной компонентой спроса. Норма накопления основного капитала повысится с 21,4% ВВП в 2010 г. до 23,4% в 2014 г., что превысит докризисный уровень, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики.

Объем промышленного производства за 2012-2014 гг. увеличится на 17% (или на 15% к уровню 2008 года). В прогнозный период продолжится тенденция к диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки и сокращаться доля сырьевых производств.

Основные риски для российской экономики в этот период связаны с мировой экономической нестабильностью, вызывающей замедление темпов роста мировой экономики, повышение рисков негативной динамики цен на нефть и усиление оттока капитала, что в свою очередь приведет к снижению

инвестиционного спроса, сжатию кредитования, ухудшению бюджетных позиций.

В 2012-2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что, в конечном счете, как минимум, затормозит рост цен на сельскохозяйственные товары.

Темпы роста внешнего спроса будут увеличиваться на 3-4% в год в результате доминирования в структуре экспорта нефтегазового сектора, спрос на продукцию которого будет расти незначительно. Умеренный рост цен на сырьевые товары в 2013 -2014 гг. приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 30,9% в 2008 г. до 26-27% в 2014 году.

В 2012-2014 гг. реальные доходы населения будут ежегодно увеличиваться приблизительно на 5%, в основном за счет роста заработной платы, в первую очередь бюджетников, и пенсий. Еще одним фактором, определяющим рост доходов населения, станет реформа денежного довольствия военнослужащих, которая предусматривает его существенное увеличение с 2012 года.

Индексация оплаты труда работников бюджетного сектора на индекс потребительских цен, предусмотренная в 2012-2014 гг., увеличит заработную плату работников этого сектора в реальном выражении в 1,3 раза, а ее уровень составит более 70% от средней заработной платы по стране.

Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно. Кроме того, в 2012 -2014 гг. предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда РФ. В целом за 2012 -2014 гг. средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,44 раза.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году составит 8426 рублей (рост к уровню 2010 г. - более 48%). С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения может увеличиться с 12,7% в 2012 г. до 12,8% в 2013 г., но в 2014 г. опустится до 12,5 процента.

Повышение эффективности экономики в период 2012-2014 гг. в значительной мере определяется позитивным вкладом реализации госпрограмм и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации. Это, прежде всего, комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ, на которые в 2012-2014 гг. направляется около 2,7% ВВП. На финансирование комплекса программ и мер по развитию транспортной системы направляется около 1,2% ВВП.

Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повысит качество человеческого капитала.

Потенциальный рост российской экономики в 2012-2014 гг. оценивается в 5-6%. Достижение этих показателей предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента, мер по становлению    системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

2.2.2 Проблемы обеспечения экономического роста в РФ

Одна из проблем обеспечения экономического роста в России сокращение промышленного производства. При этом нерешенной остается основная проблема отрасли - нет прогресса в модернизации основных фондов российских предприятий на фоне обострения конкуренции отечественной промышленной продукции с импортом.

В последние время рост достигается за счет действующих предприятий, новые мощности, как правило, не вводятся, а лимиты работающих практически исчерпаны.

Продолжается деградация сельскохозяйственного производства. В стране продолжается сокращение посевных площадей и поголовья скота. Неуклонно снижается производство некоторых видов продукции. Все это происходит на фоне стремительно растущего импорта продовольствия.

Прямые иностранные инвестиции имеют огромное значение для развития стран с низким и средним уровнем дохода на душу населения. В большинстве современных рыночных экономик малые и средние предприятия (не больше 50 работников являются главной движущей силой развития, конкуренции и инновационных процессов. Требуется снятие барьеров выхода на рынок (регистрационный и лицензионный режимы, система разного типа административных разрешений, согласований и запретов), существование которых убивает всякую инициативу малого бизнеса к активному развитию.

Еще одна проблема, мешающая нормальному экономическому росту, - коррупция. Борьба с коррупцией в современных условиях превращается в необходимый и довольно мощный фактор ускорения экономического роста в стране.

Россия в настоящее время несет бремя, от которого развитые страны в большинстве своем свободны: это долговая зависимость. Будучи нетто-должником, обеспечить конкурентное по качеству развитие и встать вровень с ведущими промышленными державами чрезвычайно трудно. Долговая зависимость препятствует полной мобилизации необходимых ресурсов для прорыва на высшую технологическую ступень, ощутимо противодействует становлению такой экономической системы, которая отвечала бы насущным задачам и стратегическим приоритетам развития производительных сил, подчиняет экономическую политику не столько внутренним, сколько внешним интересам и зарубежному капиталу.

Не стоит забывать и об инфляции. Инфляция несет обесценивание не только валюты, но и стимулов к труду, всей системы макроэкономического регулирования в целом

Сегодня инфляцию опережают не только рост цен и тарифов ЖКХ, но и увеличение стоимости минимального набора продуктов питания. Именно эти две статьи составляют основу потребительской корзины наименее обеспеченных граждан. И именно поэтому инфляция ударяет по бедным гораздо сильнее, чем по более обеспеченным слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Перспективы экономического роста в России

В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. 

Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Но данное увеличение капитальных вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач. 

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности. 

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. 

Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции. 

Информация о работе Экономическое развитие России