Для перевода начавшегося
оживления экономики в режим устойчивого
экономического роста требуются соответствующие
макроэкономические условия. Они включают:
нормализацию системы денежного обращения
и формирование механизмов кредитования
производственной деятельности, снижение
процентных ставок и развертывание институтов
долгосрочного финансирования инвестиций
в развитии производственной сферы, снижение
налогообложения производственной и инвестиционной
деятельности, исправление ценовых диспропорций,
защиту внутреннего рынка от недобросовестной
конкуренции со стороны импортеров.
Так же выход на траекторию
устойчивого экономического роста предполагает
формирование механизмов расширенного
воспроизводства, связывающих процессы
роста производства, увеличения доходов
населения, расширение конечного спроса,
накопления сбережений и подъема инвестиций.
В условиях глубокой дезинтеграции экономики
это требует применения инструментов
государственного регулирования для устранения
диспоритета цен, оздоровления конкурентной
среды, активизации конечного спроса.
В сфере ценообразования
необходимо устранить завышение цен на
продукцию монополизированных отраслей
экономики. Формы государственного контроля
над ценообразованием должны определяться
условиями конкуренции: от прямого регулирования
тарифов на услуги естественных монополий
до мониторинга цен на продукцию, производимую
и поставляемую на рынок в конкурентных
условиях. При этом государство не должно
подменять рыночное ценообразование бюрократическим
произволом.
В антимонопольной
политике важнейшие задач и — декриминализация
оптовой и розничной торговли, расчистка
товаропроводящей сети от организованной
преступности, устранение информационных
и других барьеров во внутренней торговле,
прекращение злоупотреблений со стороны
естественных монополий и др.
Для активизации конечного
спроса в целях стимулирования производства
должна быть внедрена система регулирования
инвестиций и закупок в государственном
секторе, предусматривающая: увеличение
государственных закупок передового отечественного
оборудования для обеспечения общественных
нужд; повышение эффективности государственного
контроля над использованием амортизационных
отчислений и фондов накопления на предприятиях
контролируемых государством (включая
естественные монополии) для размещения
заказов среди производителей отечественного
оборудования, прекращение использования
средств государственного бюджета всех
уровней на цели импорта, за исключением
ограниченного перечня критически необходимых
товаров, не производимых в стране.
В регулировании внешнеэкономической
деятельности важнейшими задачами являются:
повышение конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг, защита внутреннего рынка
от недобросовестной конкуренции из-за
рубежа, создание благоприятных условий
для расширения внутреннего производства,
ограничение вывоза капитала за рубеж
и предотвращения атак спекулятивного
капитала с целью дестабилизации рубля,
а так же расширения сферы использования
последнего в международных расчетах.
Реализация стратегии
экономического развития России будет
способствовать выходу нашей страны на
траекторию быстрого и устойчивого роста.
Тогда российская экономика сумеет выйти
на инновационный путь развития, по которому
идут передовые страны.
С. Глазьев в своей
статье «О стратегии экономического развития
России» отмечает, что «согласно прогнозу
развития российской экономики, разработанному
ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП
между инновационным и инерционным путями
развития достигают трехкратной величины.
С учетом нарастающего технического отставания
российской экономики от стран-лидеров
время выбора инновационного пути развития
ограничено ближайшими двумя-тремя годами.
Если возможности ее структурной перестройки
на основе нового технологического уклада
будут упущены, дальнейшее развитие будет
протекать по инерционному сценарию и
Россия останется сырьевой периферией
мировой экономики».
Формирование государственной
экономической политики должно осуществляться
на научной основе с использованием институтов
социального партнерства. Цели экономического
развития страны и приоритеты экономической
политики нужно определять исходя из понимания
объективных закономерностей современного
экономического роста, состояния и конкурентных
преимуществ российской экономики. Правительство
и другие органы исполнительной власти
должны отвечать за достижение сформированных
общенациональных целей экономической
политики.
Заключение
Экономический рост характеризуется
наращиванием объема производства путем
вовлечения дополнительных ресурсов в
хозяйственный оборот и качественного
их улучшения
Экономический рост измеряется
темпами роста ВВП (ВНП) или темпами его
прироста. В первом случае за основу берется
объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году,
принятый за 100%, во втором - объем производства,
равный на начало года нулю. Однако как
сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так
и их изменение с течением времени указывают
на экономическую мощь страны и ее динамику.
Ускорение экономического роста
может быть достигнуто, прежде всего, за
счет увеличения масштабов использования
ресурсов производства. Это называется
экстенсивным ростом. Особенно большие
возможности для ускорения роста открывает
использование таких факторов, как повышение
капиталовооруженности труда; совершенствование
технологии производства на основе достижений
пауки и техники; улучшение экономических
механизмов, способствующих распределению
ограниченных ресурсов; повышение уровня
образованности работников и т. п. Эти
факторы обеспечивают интенсивный рост,
значение которого со временем все повышается.
Именно благодаря интенсивному росту
можно избежать угрозы голода, порождаемой
ростом численности населения и убывающей
предельной производительностью факторов
производства.
В Российской Федерации формирование
нового качества экономического роста
связано с осуществлением глобальных
преобразований, осуществляемых при проведении
рыночных реформ, призванных стимулировать
деловую активность в обществе, ее направленность
на рост потребительской удовлетворенности
и развитие творческой инициативы как
предпринимателей, так и работников, выполняющих
исполнительские функции в процессе производства.
Список использованных
источников
1. Агапова Т.А., Макроэкономика:
учебник./ Т.А. Агапова. С.Ф. Серегина
– Москва: Маркет ДС, 2009 – 413 с.
2. В. Мау. Экономика и политика в 2011 году:
глобальный кризис и поиск новой модели
роста (№2)
3. И. Борисова, Б. Замараев, А. Киюцевская,
А. Назарова, Е. Суханов. /Растущая российская
экономика на фоне растущей внешней напряженности
(№6)
4. С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев./Макроэкономические
предпосылки реализации новой модели
роста (№9)
5. Зубко, Н.М. Основы экономической
теории: учеб.пособ. / Н.М. Зубко, А.Н.Каллаур.
– Минск: Высшая школа , 2011.-427 с.
6. Половинкина Н. Неравномерность распределения
и экономическое развитие / Н. Половинкина
// Экономист. - 2010. - № 5. - с. 50-62.
7. Электронная энциклопедия - www.wikipedia.ru
8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая
теория/ М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.:
ИНФРА- М. - 2011.- 672 с.
9. Белоусов А. Обзор макроэкономических
тенденций./ А.Белоусов- Экономика России
- ХХI век.- 2009-№ 10-С.3-11.
10. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы
роста в национальном экономическом пространстве
/ Гранберг А., Зайцева Ю - Вопросы экономики,
№ 9, 2011.
11. Иванов Н. Человеческий капитал
и глобализация - Мировая экономика и международные
отношения , № 9, 2009 с 19 -32.
12. Спицын А. Ориентиры экономического
роста./ Спицын А. - Экономист , 2010, № 10 с
35 - 42.
13. Якутин Ю. Технология прорыва./
Якутин Ю - Экономика и жизнь № 45, 2010,с 38.
14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая
теория/ М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.:
ИНФРА- М. - 2011.- 672 с.
15. http://www.bujet.ru.
16. Майкл
Спенс. Следующая конвергенция. Будущее
экономического роста в мире, живущем
на разных скоростях. – М.: Издательство
Института Гайдара, 2012. – 336 с..
17. А.В. Пушкин,
И.Г. Богданов. Особые экономические зоны
в России. Правовое регулирование. – М.:
Альпина Паблишер, 2009. – 232 с.
18. Экономические
и социальные проблемы России, №1, 2009. Экономический
рост в России. Глобальный контекст. –
М.: РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных
исследований, 2009. – 156 с.
19. В.Б. Сироткин.
Современные тенденции и проблемы экономического
развития. – М.: Высшая школа, 2009. – 384 с.
20. Экономические
и социальные проблемы России, №2, 2010. Институциональные
факторы экономического роста. – М.: ИНИОН
РАН, 2010. – 154 с.
21. Элханан
Хелпман. Загадка экономического роста.
– М.: Издательство Института Гайдара,
2012. – 240 с.
22. Е.Т. Гайдар.
Е. Т. Гайдар. Собрание сочинений. В 15 томах.
Том 2. – М.: Издательский дом "Дело"
РАНХиГС, 2012. – 600 с.
23. А.Ф. Шишкин,
Н.В. Шишкина. Экономическая теория. В 2
томах. Том 2. – М.: Владос, 2010. – 712 с.
24. А.Ф. Шишкин,
Н.В. Шишкина. Экономическая теория. В 2
томах. Том 1. – М.: Владос, 2010. – 816 с.
25. О.В. Грачев,
О.Ш. Петросян. Фискальные преступления
и методика их исследования. – М.: Юнити-Дана,
Закон и право, 2010. – 176 с.
26. Э.В. Седых.
Проблема синтеза искусств в теории и
истории литературы и искусства. – М.:
Знание, 2010. – 232 с.
Приложение 1
Таблица. Прогнозные показатели
экономического развития на 2009 г.
|
Прогноз от 19.12.2008 |
Прогноз от 19.01.2009 |
|
Среднегодовая цена
нефти Urals, долл./барр. |
94,6 |
50 |
41 |
ВВП, % |
6 |
2,4 |
-0,2 |
Инфляция, % |
13,3 |
10-12 |
13 |
Промышленное производство,
% |
2 |
1,4 |
-1,7 |
Инвестиции в основной капитал,
% |
9,2 |
1,4 |
-1,7 |
Рост реальных зарплат, % |
11,6 |
0,8 |
-2,7 |
Импорт, млрд. долл. |
469 |
303 |
269,4 |
Экспорт, млрд. долл |
292,5 |
285 |
245,3 |
Торговое сальдо, млрд. долл. |
176,6 |
18 |
24,1 |
Среднегодовой курс рубля к
доллару |
24,8 |
30,8-31,8 |
35,1 |