Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:10, реферат
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. История экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью сокровищницы мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.
В частности, в своей работе мы хотим рассмотреть экономику древних цивилизаций на примере Вавилона, Древних Индии и Китая – эти крупные «очаги» цивилизации образовались на территории древней Азии. В работе рассматривается сельское хозяйство, быт, ремесла, денежная система, торговля и другие аспекты жизни народов древних цивилизаций.
Введение стр. 2
1. Экономика Вавилонии стр. 4
2. Экономика Древнего Китая стр. 7
3. Экономика Древней Индии стр. 10
Заключение стр. 17
Список литературы стр. 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История экономики»
Тема: «Экономика древних цивилизаций (На примере Индии, Китая, Вавилона)».
Красноярск 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Экономика Вавилонии
2. Экономика Древнего
Китая
3. Экономика Древней
Индии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», - эта мысль, принадлежащая Максиму Алексеевичу Горькому, не теряет своей актуальности и по сей день. В последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка настоящего и даже «открытие» будущего невозможны без учета исторического прошлого человечества. В связи с этим подготовка специалистов любой области начинается с экскурса в историю предмета – и это касается как литераторов, так и, к примеру, экономистов. Поэтому изучение истории экономики в процессе подготовки специалистов экономического профиля является очень важным. Знания, которые получает человек, изучая этот предмет, помогают ему осмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. История экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью сокровищницы мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.
В частности, в своей работе мы хотим рассмотреть экономику древних цивилизаций на примере Вавилона, Древних Индии и Китая – эти крупные «очаги» цивилизации образовались на территории древней Азии. В работе рассматривается сельское хозяйство, быт, ремесла, денежная система, торговля и другие аспекты жизни народов древних цивилизаций.
Вавилония, или Вавилонское царство, - древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей этого царства был город Вавилон, по которому оно и получило свое название.
Для этого древневосточного государства характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. А законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), в которых объясняются некоторые хозяйственные вопросы, свидетельствуют о начале формирования раннеклассового общества.
Однако наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Обнаружен он был в 1901 году французскими археологами кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.), которые были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст 247 законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры, законодательных установок в кодексе Хаммурапи: посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов; срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания.
Также в своде законов отражается, что экономика вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур. В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. И все это также отражается в своде законов – неоднократно упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы которых нанимаются пастухи.
Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хаммурапи устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен” - гласит одна из статей. Получило в то время свое развитие и торговля, чему способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты.
Свод законов Хаммурапи дает представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Кроме того, исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Община также сохраняла позицию, хотя разложение уже ее основательно коснулось. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. Земледельческие неолитические культуры бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы датируют III-II веками д. н. э. (Яншао, Луншань). Здесь возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во II веке до н. э. в Северном Китае возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцы могли изготавливать орудия труда и оружие из бронзы, говорили на языке, который стал основой древнекитайского языка. Большинство иньцев было занято в сельском хозяйстве; большое развитие получили различные виды ремесел: как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки).
Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в эту эпоху в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.
Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.
В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.
Естественно, что с таким
развитием ремесленничества, начинает
развиваться торговля и,
С расширением денежного
обращения получило развитие
ростовщичество. Мощный стимул получает
частное рабовладение. Были известны
богачи, владевшие сотнями рабов
и основывавшие свои
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы 551-479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» (Беседы и суждения), а так же с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент – легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления).
Информация о работе Экономика древних цивилизаций (На примере Индии, Китая, Вавилона)