Экономика древних цивилизаций (На примере Индии, Китая, Вавилона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:10, реферат

Описание работы

Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. История экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью сокровищницы мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.
В частности, в своей работе мы хотим рассмотреть экономику древних цивилизаций на примере Вавилона, Древних Индии и Китая – эти крупные «очаги» цивилизации образовались на территории древней Азии. В работе рассматривается сельское хозяйство, быт, ремесла, денежная система, торговля и другие аспекты жизни народов древних цивилизаций.

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Экономика Вавилонии стр. 4
2. Экономика Древнего Китая стр. 7
3. Экономика Древней Индии стр. 10
Заключение стр. 17
Список литературы стр. 18

Файлы: 1 файл

Реферат_ИЭ_Иляскина.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

 

  1. ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  

  Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, она была родиной богатой материальной культуры. Первые очаги цивилизации, основанной на земледелии, возникли на северо-западе страны, в долине Инда в V—VI тысячелетии до н. э. Населению приходилось строить ирригационные системы, чтобы поливать земли в долине реки Инд или обуздать водную стихию Ганга, а также бороться с джунглями. Поэтому жители вплоть до I тысячелетия до н. э. занимались в основном рыболовством, охотой и примитивным земледелием. В горных и лесных районах Декана развитие материальной культуры шло еще медленнее.

  В IV тысячелетии до н. э. в долине Инда сложились первые районы орошаемого земледелия. Это привело к зарождению материальной культуры Хараппы (около 2300—1700 гг. до н. э.). Земледельцы Хараппы культивировали пшеницу, ячмень, кунжут, горох и хлопок. Во время раскопок в хараппских городах были обнаружены специальные зернохранилища и огромное количество зернотерок. Население разводило овец, коз, свиней, коров, кур. Основным орудием земледельца была мотыга, но уже зарождалось плужное земледелие.

  Раскопки свидетельствуют о существовании городов как центров ремесла и торговли (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхаль), и высоком уровне городского строительства. Сооружались двух-, трехэтажные дома из обожженного кирпича, применялся и сырец. В Мохенджо-Даро археологами был раскопан целый город (2,5 кв. км) с четкой планировкой улиц и системой канализации, самой совершенной в древнем Востоке. Из бронзы изготовлялись ножи, топоры, мечи, наконечники для копий и стрел, зеркала и другая утварь. Многие предметы (зернотерки, гири, палицы, наконечники мотыг) делались из камня. Процветали гончарное дело, резьба по камню и кости. Изготовлялись хлопчатобумажные ткани.                                                

  В первой половине II тысячелетия до н. э. начался упадок хараппской цивилизации. В середине II тысячелетия до н. э. Северную Индию завоевали арийские племена. Основным занятием индоариев было кочевое скотоводство. В связи с этим земледелие на завоеванных территориях пришло в упадок, города разорялись. Но в дальнейшем арии осели на земле и стали наследниками сложившейся агрикультуры. Ускорилось развитие плужного земледелия. Началась активная расчистка джунглей, а с конца II тысячелетия — хозяйственное освоение долины Ганга. Землю, очищенную от леса, вспахивали большими тяжелыми плугами. Культивировали ячмень, просо, овес, бобы, лен, хлопок.

  Арийское завоевание ускорило процесс имущественного расслоения населения. Религиозные тексты (веды) делили людей на «лучших» (богатых) и «скверных» (бедняков). Упоминаются и рабы. Важным последствием арийского завоевания стало возникновение сословно-варнового строя. Жречество и военная аристократия оформились в замкнутые сословия — варны брахманов и кшатриев. Общинники арийского происхождения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, составили сословие вайшьев. В результате подчинения разных племен и выделения людей «низких» занятий в особые профессиональные группы появилось сословие шудр. Варновый строй, закрепленный религией, усложнял классовое деление древнеиндийского общества.

  Важной чертой экономического строя Древней Индии являлось существование сельской общины, которая опиралась на силу большесемейных коллективов. Сельские общины вели натуральное хозяйство, сочетавшее земледелие с домашним ремеслом. Добровольная дань, которую платили общинники на содержание раджей, военной знати и для отправления культа, превратились в обременительные налоги (1/8 урожая) в пользу государства.

  После арийского завоевания Индия продолжала оставаться нецентрализованным государством. Экономическое развитие юга страны отставало от севера. В первой половине I тысячелетия до н. э. освоение земель Северной Индии проходило более интенсивно. Центром древнеиндийской цивилизации стала Индо-Гангская долина. Большое значение имело появление железа. В IX—VIII вв. началось его массовое применение. Железные орудия труда (топор, мотыга, лопата, сошник) ускоряли вырубку леса, подъем целины и ирригационное строительство.

  Основным занятием населения Северной Индии было земледелие. В древнеиндийской литературе встречаются упоминания о ячмене, пшенице, просе, бобах, рисе, сахарном тростнике, кунжуте, льне. Земледельцы получали по два урожая в год, при этом ячмень или пшеницу сеяли осенью, а рис — весной. Применялись органические удобрения (навоз).

  Успехи агрикультуры привели к появлению крупных городов — центров ремесленного производства. Развивалось и общинное ремесло, неразрывно связанное с земледелием. В документах того времени упоминаются металлурги, кузнецы, плотники, гончары, тележники, кожевники, ювелиры, плетельщики матов и корзин,, мясники, дубильщики, цирюльники, виноделы, прачки (мужчины).

   В этот период развивался обмен между отдельными районами Индии, которые славились определенными товарами: северо-запад (Пенджаб, Кашмир) — шерстью, Гималаи — золотом, юг — драгоценными камнями и жемчугом, запад — оружием. С востока пригоняли в другие районы слонов, а из Синда и Пенджаба — коней. Развитие внутренней торговли привело к появлению профессионального купечества, а также ростовщиков. Однако денежное обращение было неразвитым. В качестве денег использовались коровы или шейные украшения. Лишь в конце VI — начале V в. до н. э. появляются примитивные деньги в виде небольших брусков серебра с клеймом.

  К VI—V вв. до н. э. в долине Ганга сложились раннеклассовые общества с рабовладельческим укладом. Законы Ману фиксировали рабство и констатировали семь его разрядов: рабы-военнопленные, «раб на содержании, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания». Однако в законах Ману речь идет о рабынях. Рабство носило патриархальный характер и не могло оказать серьезное влияние на общинный строй.

  Исключительно важную роль в экономической жизни Индии того периода продолжала играть свободная крестьянская община. Расчистка джунглей и строительство оросительных систем были под силу только общине. Однако заимки свободных земель отдельными семьями приводили к укрепле- нию частнособственнических элементов в общине. Росла имущественная дифференциация свободного населения.

  Классовое расслоение общества порождает государство. Племенные вожди-раджи превращались в монархов. Государство собирало налоги и присваивало общинные пустоши. Землей владели общины, которые платили подати. Сельские старосты занимались сбором для раджей пищевых продуктов, плодов, напитков, лекарств, топлива и бытовой утвари. Эксплуатация свободного крестьянства государством становилась систематической.

Около IV в. до н. э. в Северной Индии существовало несколько государств, среди которых наиболее значительными  были Магадха и Кошала. К 318 г. до н. э. Чандрагупта захватил почти всю Северную Индию и стал родоначальником династии Маурьев (317—180 гг. до н. э.).

  В период Маурьев экономика Индии достигла больших успехов. Важнейшим явлением экономической жизни страны было дальнейшее распространение железа и вытеснение медно-бронзовых изделий. Но основой древнеиндийской экономики оставалось земледелие. Плодородие почвы и орошение позволяли собирать по два урожая в год. Земли Магадхи стали центром рисовой культуры, превратились в житницу Северной Индии. На Западе культивировали ячмень и пшеницу, а в засушливых районах Декана — просо, пшеницу, бобы. Основным сельскохозяйственным орудием становится плуг, в который впрягали волов.

  Древние индийцы достигли больших успехов в производстве хлопчатобумажных тканей, которые стали одной из главных статей индийского экспорта. Кроме того, производились пеньковые, шелковые и шерстяные ткани. На особом положении были ремесленники-металлисты. Многие из них трудились в царских мастерских, иные были освобождены от налогов, но работали на казну, находясь на ее содержании. За ремесленниками наблюдали специальные чиновники.

  В городах существовали улицы и целые кварталы, где проживали ремесленники одной профессии. Они объединялись в корпорации — шрени, которые имели свой устав. Его нарушители изгонялись из корпорации. Центральная власть защищала права ремесленников, улаживала споры между корпорациями. Шрени должны были регистрироваться, государство не допускало их распыления или распада. Объединение государства способствовало укреплению торгово-экономических связей между отдельными областями страны. В стране существовали специальные чиновники, следившие за прокладкой дорог.

  Исторические источники свидетельствуют, что значительную часть земельного фонда страны составляли владения государства. Как указано в «Артхашастре», государство в лице царя имело право распоряжаться незанятыми землями, лесами и полезными ископаемыми. Помимо государства землевладельцами были общины и, видимо, частные лица. В древнеиндийской литературе есть сведения о значительных частных поместьях, где применялся труд наемных работников - кармакаров и рабов. Сохранились сведения о средних и небольших частных хозяйствах. Землю можно было дарить, закладывать, сдавать в аренду. Однако продажа земли была сильно ограничена. Сельская община всячески препятствовала развитию частного землевладения. Общину поддерживало государство. «Артхашастра» свидетельствует, что продавать поля, сады, оросительные сооружения можно было прежде всего родственникам, затем соседям и кредиторам, а после этого прочим лицам.

  Царь не мог свободно распоряжаться землей деревни, если она не находилась на его угодьях. Право сбора поземельного налога (1/6 часть урожая) он мог передавать монахам и брахманам. Существовали царские хозяйства, которыми ведали «надзиратели за земледелием». Чиновник вместе с помощниками следил за севом, сбором урожая, орошением и исправностью землевладельческого инвентаря, заботился о рабочем скоте, опекал деревенских ремесленников, которые, видимо, обслуживали земледельцев. На землях царя трудились наймиты, рабы, «отрабатывающие штрафы», а также арендаторы разных категорий. Индийские документы свидетельствуют о разбросанности земель царского хозяйства, существовании угодий царя внутри отдельных деревень.

  Несмотря на большую экономическую роль государства, индийская община отстаивала свои позиции. Она состояла из больших патриархальных семей и, стремясь сохранить свой земельный фонд, ограничивала продажу земельных участков чужим препятствовала дроблению наделов. Деревню обслуживали ремесленники: горшечники, кузнецы, плотники, цирюльники и прачки. Патриархальное соединение земледелия и ремесла составляет специфическую черту индийской деревни. Некоторые члены общины использовали труд кармакаров (в период страды) и, по-видимому, рабов. Кармакаров приглашали также для обработки общественного поля, продукты которого использовались на общинные нужды. Многим деревням принадлежали оросительные сооружения, дороги и пастбища.

  Социально-экономический строй Индии периода Маурьев чрезвычайно сложен. Законы охраняли права свободных (особенно ариев). Индийские документы показывают, что широко было развито рабство-заложничество, хотя и временное. Пожизненным рабом мог стать военнопленный. В целом рабство не получило большого развития. Картину социально-экономического строя осложняли сословно-варновые отношения. В определенной мере они сдерживали развитие рабства. С другой стороны, они препятствовали социальной мобильности древнеиндийского общества.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проанализировав  вышеизложенный материал, можно   сделать  вывод,  что  

экономика  цивилизаций   Древнего Востока не  опиралась  на  труд  рабов.  Основой  хозяйства  были  свободные ремесленники и мелкие землевладельцы, которых государство  поддерживало.  Об этом можно прочитать и в Законах Хаммурапи, к примеру.

   Однако экономическая  мысль  носит  характер  закона,  насаждаемый   отдельным правителем в своем государстве. То  есть  ни  индийская,  ни  китайская,  ни вавилонская цивилизации не породили экономической науки. Мысль экономическая была  везде, но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом  мысли  религиозно-этической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдиев В. И. История древнего Востока / В. И. Авдиев. - М.: Изд. политической литературы, 1953. – 680 с.
  2. Ильин Г. Ф. Индия во второй половине I тысячелетия до н.э.//История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. – М.: Знание, 1983. – 460 c.
  3. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров / Е. М. Майбурд. – М: Дело, 2000. – 559 с.
  4. Массон В. В. Экономика и социальный строй древних обществ / В. В. Массон. – М., 1976. – 340 с.
  5. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И. С. Свенцинского и др.  М., 1989.
  6. Экономическая история. – М.: Экономика, 1967. – 406 с.
  7. Ядгаров Я. С. История экономических учений / Я. С. Ядгаров . – М.: Инфра-М, 1998. – 560 с.

 


Информация о работе Экономика древних цивилизаций (На примере Индии, Китая, Вавилона)