Экономика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Германия одна из европейских стран, которая притягивает большое внимание современных экономистов. Экономика Германии имеет тесное переплетение с мирохозяйственными ситуациями, что характеризует ее как страну, в наибольшей степени вовлеченную в интеграционные процессы. Актуальность темы проведенной курсовой работы определяется тем, что глобализации мирохозяйственных связей, происходящие в современном мире, тесно связаны с возрастанием роли и значения отдельных стран в системе международного разделения труда, углублением их специализации на производстве определенных видов товаров и услуг.

Содержание работы

Введение 2
1 Особенности экономического развития Германии 5
1.1 Общая характеристика экономики 5
1.2 Отраслевая структура экономики 8
1.3 Проблемы развития экономики Германии 20
2 Внешнеэкономическая деятельность Германии 28
2.1 Место и роль Германии в системе мирохозяйственных связей 28
2.2 Структура и особенности развития внешнеэкономических связей Германии 33
2.3 Место и роль ФРГ в мировых инвестиционных процессах 40
3 Характеристика экономических отношений ФРГ и России 44
3.1 Германия и Россия во внешней торговле 44
3.2 Сотрудничество Германии и России в области инвестиций 47
3.3 Проблемы и факторы развития внешнеэкономических связей 50
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 59
Приложение Б 60

Файлы: 1 файл

ИТОГОВАЯ ФРГ 2.doc

— 734.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Безработица (в процентах)

Анализируя диаграмму (см. Рис. 3) можно сделать вывод, что величина безработицы для Германии в сравнении с другими странами Евросоюза выглядит очень обнадеживающие, и оптимисты приписывают это трудолюбию немцев. В свою очередь правительство декларирует, что это плоды принятых им законов. Правительство приняло несколько постановлений направленных на укрепление рынка труда. Например, увеличение инвестиций в проекты направленные на развитие инфраструктуры, снижение для предприятий налогового бремени и др., которые тормозят рост безработицы косвенно.

Таким образом, правительство  внедрило эффективные мероприятия, которые являются главным краткосрочным ограничителем роста безработицы. Необходимо помнить, что данные действия краткосрочны и дают предприятиям лишь передышку, и только после их окончания можно будет вести речь об оживлении и стабилизации.

Высокий уровень социальной защиты населения постоянно требует притока финансов в государственную казну. Налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании, Ирландии и многих странах Европы. Только по этой причине многие германские компании предпочитают развивать свою производственную и экономическую деятельность за пределами своей страны. Такая устоявшаяся система налогообложения и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

Один из главных вызовов  для немецкой экономики — резкое расслоение между средним классом, достаточно образованным и мобильным, для того чтобы работать в «экономике кластеров» и «экономике проектов», и низшим классом, исключенным из новых производительных секторов экономики. «2020−е годы станут годами стремительного роста среднего класса, — говорится в докладе DB Research, — при этом численность низшего класса сократится, как сократятся и его доходы».

Ближайшие двенадцать лет  немецкий средний класс может сократиться на 10 млн. человек (к этой страте общества будет относиться существенно меньше половины населения страны) — таков неутешительный прогноз аналитиков из компании McKinsey, опубликованный в исследовании «Германия-2020». Сокращение среднего класса может стать продолжением тенденции, отчетливо наблюдаемой в Германии последние семь лет. По принятым в Германии оценкам, к среднему классу относятся граждане, чей доход от 70 до 150 % от среднего дохода. В прошлом году средний ежемесячный доход немца составил чуть больше 2000 евро в месяц до уплаты налогов, или 1320 евро в месяц после уплаты налогов. [3.13, с. 9]

Неофициальный сектор экономики, так называемая теневая экономика, охватывает все сферы деловой активности, осуществляемой без санкции официальных властей. Теневая экономика включает в себя различные виды нелегальной деятельности - от наркоторговли до незаконного использования материалов и рабочей силы. К неофициально действующей рабочей силе относятся как "синие воротнички", работающие без разрешения за наличную плату, так и, например, частные репетиторы, которые также получают наличными и, соответственно, не платят налоги со своих доходов.

С конца предыдущего экономического кризиса в 2003 г. до начала последней рецессии доля теневой экономики в официальном ВВП Германии, по данным исследования, проведенного экспертами университета г. Линц (ФРГ), сократилась с 17 до 14,2 %. Однако в 2009 г. данный показатель вновь (впервые с 2003 г.) увеличился и составил 14,6 % ВВП. Согласно расчетам авторов доклада, это означает, что объем продукции, произведенной в Германии на общую сумму 352 млрд. евро, не был учтен официальной статистикой и не попал под налогообложение. [3.1, с. 16]

От того, какова доля теневой экономики в официальной деловой активности в стране, подчеркивают германские эксперты, во многом зависит степень ее устойчивости по отношению к экономическим кризисам. Государства с очень низкой или очень высокой долей теневой экономики, утверждают аналитики, менее подвержены влиянию мировых финансово-экономических кризисов, чем страны, в которых доля неофициального сектора в ВВП является средней. Государства, доля теневой экономики в ВВП которых равна примерно 15 %, отмечается в исследовании, в наибольшей степени пострадали в результате финансово-экономического кризиса. К их числу, по данным германских экспертов, относятся Ирландия, некоторые Скандинавские страны и ФРГ, валовой внутренний продукт которых в 2009 г. сократился в среднем на 5 - 6,5 %. Согласно расчетам экспертов университета г. Линц, наиболее неблагоприятный с точки зрения уязвимости экономики по отношению к кризисам показатель доли неофициального сектора в ВВП составляет 14,3318 %, т. е. в Германии данное соотношение (14,6 %) очень близко к самому неблагоприятному.

 

Таким образом, в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Совсем недавно первые полосы немецких экономических изданий занимали исключительно пессимистические темы — бесконечный рост безработицы, падение показателей экономической конъюнктуры, постоянное превышение дефицита бюджета над рамками, установленными европейским Пактом стабильности. Но в течение последних нескольких месяцев немецкие власти последовательно отрапортовали сразу о целом ряде экономических побед. Немецкие власти нацелены в сторону уверенного будущего, экономических достижений и новых перспектив.

2  Внешнеэкономическая деятельность Германии

2.1 Место и  роль Германии в системе мирохозяйственных связей

 

Германия прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран  в мировой экономике. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире после США и Японии, а по доле участия в мировой торговле даже второе после США.

Стабильность экономического роста ФРГ в значительной степени объясняется ориентацией ее экономики на международный рынок. Это дает возможность Германии пользоваться всеми преимуществами международного разделения труда. Для германской экономики характерны динамизм, высокий уровень производительности труда и эффективности производства, качества продукции и научно-технических разработок.

Для того, что бы более  адекватно сформировать представление  о позиции Германии на международной арене, необходимо проанализировать важнейшие экономические показатели (см. Таб. 6). Для более полного представления, ниже рассмотрены группы стран, с выделением из данных групп государств, которые представляют наибольший интерес в рамках международного сравнения.

Таблица 6 - Классическая классификация стран по уровню

экономического развития

 

Группы стран/страны

Количество стран

Доля в мировом ВВП;

%

Доля в международном экспорте товаров и услуг; %

Население страны;

%

Экономически развитые страны

33

55,3

65,1

15,3

G - 7

7

42,1

36,5

11,1

США

 

20,7

9,3

4,6

Германия

 

4,2

8,7

1,2

Франция

 

3,1

3,8

0,9

Великобритания

 

3,2

3,9

0,9

Италия

 

2,6

3,4

0,9

Япония

 

6,4

4,5

1,9


Продолжение таблицы 6

Канада

 

1,9

2,7

0,5

НИС Азии

4

3,7

8,5

1,3

Страны с переходной экономикой

24

8,1

7,6

6,8

Россия

 

3,3

2,7

2,2

Страны с развивающейся экономикой

115

36,6

27,3

79,9

Африка

47

3,1

2,7

12,9

Азия

23

21

13,8

52,9

Китай

 

11,4

8,4

20,2

Индия

 

4,8

1,4

18,1

Страны среднего востока

13

3,9

5,6

3,7

Латинская Америка

32

8,6

5,1

8,5

Бразилия

 

2,9

1,2

2,9

Мексика

 

2,2

1,6

1,6


 

По данным: IBM, 2008 год.

 

Рассмотрев таблицу можно сделать  вывод, что экономически развитые страны, в группе которых находиться  лишь 15,3 % населения Земли, занимают огромную долю (55,3 %) в мировом ВВП, экспортируя более половины доли мирового экспорта товаров и услуг (65,1 %).

Германия, которая в  свою очередь включена в G-7, имеет достаточно высокие показатели, на основании которых может заявить себя как одну из эффективнейших экономик мира. Необходимо сравнить показатели интересующей нас страны с данными наиболее мощной экономики мира – США. Необходимо обратить внимание на показатель, который иллюстрирует вовлеченность страны в интеграционные процессы в сочетаемости с успешным производством товаров и услуг – доля в мировом экспорте товаров и услуг. Данный показатель США и Германии (9,3 % и 8,7 % соответственно) практически одинаков, однако, если учесть численность населения страны, то можно увидеть, что экономика Германии в этом направлении наиболее эффективна (при делении доли страны в мировом ВВП на долю в численности населения мира получаем данные – США- 2,02, Германия – 7,25 – это и указывает на повышенную эффективность экономики ФРГ). Конечно, доля США в мировом глобальном продукте максимальна по сравнению с любой страной мира, однако, если опять учесть численность населения, то получается, что на жителя США приходиться 4,5 мирового ВВП, а на жителя Германии 3,5 мирового ВВП. Данные значения можно оценить как приблизительно одинаковыми, что указывает на конкурирующее положение данных стран.

 

Процессы глобализации мирохозяйственных связей, международной экономической интеграции, происходящие в современном мире, тесно связаны с возрастанием роли и значения отдельных стран в системе международного разделения труда, углублением их специализации на производстве определенных видов товаров и услуг. Поэтому проблема изучения особенностей интеграции Германии в систему современных мирохозяйственных отношений представляется актуальной в научном и практическом плане.

На сегодняшний день наибольшую значимость и удельный вес  Германия имеет в рамках Европейского Союза.

В 1957 г. Германия была одной  из 6 стран-основательниц Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский Союз). Доля Германии в бюджете союза (115,5 млрд. евро) составляет 22,1 млрд. (2007 г.). Европейский союз - единственная интеграционная группировка в мире, которая полностью закончила формирование единого внутреннего рынка и проходит процесс становления и развития Экономического и валютного союза. Введение единой валюты стало результатом продолжавшихся в течение полувека интеграционных процессов и является качественно новым этапом европейской интеграции. Впервые валютный союз становится результатом экономической интеграции, а не политического объединения.

В числе приоритетов  правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.

Германия и впредь намерена вносить соответствующий  вклад в бюджет Евросоюза. При этом в период с 2000 по 2006 гг. с учетом расходов, связанных с расширением ЕС, взнос ФРГ должен быть не выше, а, по возможности, ниже установленного предела в 1,27% ВНП.

Наибольший интерес  представляет позиция ФРГ в рамках ЕС по отношению к вступлению стран ЦВЕ. Необходимость расширения на восток немецкие политики обосновывают, прежде всего, тем что оно отвечает политическим и экономическим интересам как нынешних, так и будущих членов ЕС. Расширение ЕС гарантирует продолжение процессов реформ и демократизации в странах ЦВЕ, берущих на себя соответствующие обязательства, увеличивается зона стабильности, мира и безопасности в Европе.

Особый вес приобретают  факторы, способствующие непосредственному формированию «европейского полюса силы». В результате расширения ЕС становится самым крупным внутренним рынком в мира, тем самым укрепляется конкурентоспособность европейской экономики. Расширение объединяет усилия и увеличивает возможность европейцев в решении таких общих для них проблем, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, защита окружающей среды и т.п. Возрастает политический вес ЕС на международной арене.

Информация о работе Экономика Германии