Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:36, контрольная работа
В ХIХ в. социология трактовалась как общественная наука в целом. В первой половине ХХ в. наряду с этим подходом используется и более узкое понимание социологии. В 60-е гг. получило распространение трех- (или четырех-) уровневое понимание социологии. В 80-90-е гг. социология чаще всего трактуется как наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных отношений разного уровня: общество как целостный социальный организм; социальные общности и группы (слои), дифференцированные по различным основаниям.
Введение
1.Географическое, органическое и психологическое направление в русской социологии…………………………………………………………………………..3
2. Этико-субъективная школа…………………………………………………….10
3. Социология П.А Сорокина……………………………………………………15
4. Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы
План:
Введение
1.Географическое, органическое
и психологическое направление
в русской социологии…………………………
2. Этико-субъективная школа………………
3. Социология П.А Сорокина…………………
4. Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Изучая общество и его институты
как целостные образования, социология
имеет своим объектом, прежде всего,
социальную сферу общественной жизни,
в которой можно выделить три
важнейших составляющих. Во-первых,
социальную структуру общества как
дифференциацию людей по общественным
и социальным группам и отношениям
между ними. Во-вторых, социальную инфраструктуру,
как совокупность отраслей, обслуживающих
человека, способствующих воспроизводству
его непосредственной жизни. В-третьих,
возможности (для каждого конкретного
человека, группы, слоя) доступа к ценностям,
благам и услугам, гарантии и права личности,
условия труда человека, быта, досуга,
здоровья, возможности определения выбора
профессии и места жительства, участия
в управлении, социального продвижения
и перемещения.
В ХIХ в. социология трактовалась как общественная
наука в целом. В первой половине ХХ в.
наряду с этим подходом используется и
более узкое понимание социологии. В 60-е
гг. получило распространение трех- (или
четырех-) уровневое понимание социологии.
В 80-90-е гг. социология чаще всего трактуется
как наука о социальных отношениях, механизмах
и закономерностях функционирования и
развития социальных отношений разного
уровня: общество как целостный социальный
организм; социальные общности и группы
(слои), дифференцированные по различным
основаниям.
Географическое направление
Позитивистское направление в русской социологии сформировалось на этапе
становления новой науки в конце 60-х конце 80-х годов XIX в.
Одним из течений позитивизма является географический детерминизм,основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С. М. (1920-1879) и Ключевский В.О.
Наиболее важной работой Мечникова Л. И. было издание «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л. И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки. Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире
основным является закон борьбы за существование, а социальном мире
главенствует закон
солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная.
Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и
добровольности объединений людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор. Природа определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:
1. Речная (период создания древних государств по берегам рек);
2. Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей)
3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки)
Ключевский В.О. как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:
1. Русь Днепровская, городовая, торговая (VШ-ХШ века)
2. Русь Верхневолжская,
удельно-княжеская, вольно-
середина ХVвека).
3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая
(конец XV- начало ХVII века)
4. Всероссийский период, императорско-дворянская, фабрично-заводская
(конец XVII- начало XIX века) Ключевский В.О. выделил так же и пятую стадию, которую он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепостного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.
Органическое направление
Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60ых годах XIX века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя. Ранее находившаяся в «дрёме» феодального строя государственная машина всё чаще стала давать сбои, росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных. Напряжённость заставляла людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, по которому можно будет действовать.
На фоне этих
исканий и вырос русский
Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных
наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась
расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин, Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно- научного и социального знаний. Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы. Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно
связанным с природой общими законами развития и существования. В конце
концов, человек является таким же биологическим видом, как и все живые
существа на этой планете, значит и законы его существования такие же…
Русский органицизм можно разделить натри составляющих: органическую,
механическую и географическую школы. К первой относятся такие социологи как Лилиенфельд-Тоаль и Новиков, второе направление создал Стронин, к третьему принадлежит Мечников.
Органическое
направление – стержень и
Органицизм в России, что примечательно развивался почти одновременно с
западным. Первый труд Герберта Спенсера вышел в 1872 году, а Лилиенфельд- Тоаль выпустил свой труд «Мысли о социальной науке будущего» всего лишь через 7 лет в 1879 году. Учение Л. оказало сильное влияние на таких западных социологов как Альберт Шеффле и Рене Вормс. Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.
В русском органическом
направлении присутствует
Новиков объективно, по моему мнению, критикует социальный дарвинизм за
чрезмерную примитивизацию общественных законов и процессов, полностью отождествляя их с законами и процессами в животным мире.
Механическое направление – довольно редкое в русской социологической
мысли. Его развивал А. Стронин. Он считал, что общество подчиняется законам механики, физики, математики. Общественную модель он строил на основании геометрической фигуры – пирамиды, по его мнению самой устойчивой фигуре.
Процессы идут по законам физики и механики.
Последнее направление выросло их такой естественной науки как
география. Его ярчайшим представителем является Лев Ильич Мечников, хотя этим направлением также занимался и Ковалевский. Мечникову принадлежит теория трёх этапов развития цивилизации, основанных на географических условиях. По его мнению есть три среды развития цивилизации: речная, морская и океаническая. Самая простая – речная, более сложная морская и венец развития – океаническая.
Психологическое направление
Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл Ковалевский М. Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", оба понятия соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. "Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.
Законы эволюции (их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.
Одна из последних работ Ковалевского по генетической социологии называлась очень просто - "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии" (СПб., 1914), но представляла собою детальную реконструкцию человеческого социального прошлого. Один из выводов его генетической социологии гласил - нынешние примитивные племена - "современны" в подлинном смысле этого слова и нет оснований представлять их как реликты ранних фаз эволюции. Что же касается законов функционирования, то они показывают более короткие в социальном времени и пространстве цепи зависимостей. Так, биосоциальное условие - "рост населения", по Ковалевскому, составлял статический фактор социальной дифференциации и "экономического роста", которые определяют политику, в свою очередь, определяющую функционирование и строение системы образования, воспитания, идеологии. Все перечисленные явления подчиняются и обратному влиянию, взятые вместе эти зависимости составляют основу общества или "социальный порядок". Человеческая психология, в индивидуальной и коллективной форме, участвует на разных
уровнях функционирования и в любом звене "социального порядка", хотя
онтологически исходным его условием являются все-таки "рост и плотность
населения". Общественный прогресс, по Ковалевскому, это постепенное расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю с небольших групп, типа рода и семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории они стали охватывать многомиллионные образования - народности, нации, государства, церковь .
Этико-субъективнея школа
Истоки основного
круга идей этико-социологической
школы следует искать в работах
по социальной философии А. И. Герцена
и особенно Н. Г. Чернышевского. В
границах этой школы их идеи развивали,
с ними полемизировали, они получали
различную авторскую
Основателями ее выступали П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, личности многосторонне одаренные и проявившие себя в различных сферах деятельности. «Исторические письма» (1868-1869) П. Л. Лаврова и «Что такое прогресс?» (1869) Н. К. Михайловского, — социологические по своей сути, сыграли роль манифестов, побудителей к активному действию для многих сотен людей, «пошедших в народ» под их влиянием. Среди работ по социологии следует назвать следующие: «Формула прогресса Михайловского» (1870), «По поводу критики на «Исторические письма» (1871), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884-1885), «Задачи понимания истории» (1898), «Важные моменты в истории мысли» (изданы в 1903) П. Л. Лаврова, «Теория Дарвина и общественная наука» (1870-1871, 1873), «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое счастье?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875-1876), «Вольница и подвижники» (1877), «Герои и толпа» (1882), «Научные письма. К вопросу о героях и толпе» (1884), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893) и некоторые другие работы и статьи Н. К. Михайловского.
Истина, по Н. К. Михайловскому, только отражение справедливости в области теории, справедливость есть только отражение истины в мире практическом. Есть двуединая Правда как предмет познания социологии: правда-истина и правда-справедливость. Это общечеловеческое, т. е. признанное большинством людей, понятие, а следовательно, оно и общенаучное. Правда-истина может быть познана в значительной своей части методом объективным, организующим отбор и описание фактов, поиск причинных зависимостей. Правда-справедливость познается только субъективно. Без применения субъективного метода мы не можем иметь знания о человеке, семье, государстве, социальных институтах, социальных группах и сословиях, национальных общностях, т. е. о любых индивидуальностях, как называет их Н. К. Михайловский.