Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1. Внешняя торговля Канады………………………………………….....5
2. Экономика Канады в условиях
мирового экономического кризиса 2008-2009
годов…………………………………………………………………...7
3. Прогнозы роста экономики Канады
до 2012 г……………………...14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...20
Введение
Экономика Канады
в настоящее время занимает 14-е
место в мире по размеру ВВП
по ППС и 10-е место — по размеру
номинального ВВП. Экономике Канады
очень сильно благоприятствуют близость
США и различные торговые договора, такие
как автомобильный договор (1965—2001), канадско-американское
соглашение о свободной торговле 1989 (FTA)
и Североамериканское соглашение о свободной
торговле 1994 (НАФТА).
Как богатое, индустриальное общество
на основе высоких технологий с экономикой
более триллиона долларов, Канада напоминает
США в своей ориентированной на рынок
экономической системе, модели производства
и богатом жизненном уровне. Начиная со
Второй мировой войны, внушительный рост
производства, горной промышленности
и сектора обслуживания преобразовали
страну от в значительной степени экономики
сельского хозяйства в прежде всего индустриальный
и городской тип. США-Канадское Соглашение
о свободной торговле 1989 года (FTA) и Соглашение
о свободной торговле жителя Северной
Америки 1994 года (NAFTA) (который включает
Мексику) послужили значительному увеличению
торговли и экономической интеграции
с США, его основным торговым партнером.
Канада обладает существенным активным
торговым балансом с США, которые поглощают
три четвертях канадского экспорта ежегодно.
Канада - крупнейший
иностранный поставщик в США
энергии, включая нефть, газ,
уран и электроэнергию. Учитывая
большие природные ресурсы, квалифицированную
рабочую силу и современное производство,
в Канаде в период с 1993 по 2007 год были отмечены
высокие темпы экономического роста. В
результате глобального экономического
кризиса экономика испытала сильный спад
в последние месяцы 2008 года, что привело
к дефициту бюджета в стране в2009 году после
12 лет профицита. Основные банки Канады,
однако, вышли из финансового кризиса
2008-09 гг. в числе сильнейших в мире, вследствие
консервативных традиции финансового
сектора страны в части кредитования,
а также в результате высокой капитализации.
В течение 2010 года экономика Канады выросла
только на 3% из-за снижения мирового спроса
на экспортную продукцию страны и высокйи
курс канадского доллара.
В 2010 году
номинальный ВВП Канады составил
1335 млрд. долл. (1279 млрд. долл. по ППС). ВВП Канады на душу населения
составил 39,0 тыс. долл. (37,4 тыс. долл. по
ППС). Инфляция в стране в 2010 году составила
1,8%, а уровень безработицы - 8%.
1. Внешняя торговля Канады
Канада —
крупнейший торговый партнёр
США. Ежедневная торговля между двумя странами превышает 1,4
миллиарда канадских долларов. Для сравнения,
эту величину американская торговля со
всеми странами Латинской Америки, вместе
взятыми, превысила в 1999 году. Стоимость
американского экспорта в Канаду превышает
стоимость американского экспорта в Европейский
союз. Лишь торговля, проходящая на мосту
Амбассадор между Уинсором (Онтарио) и
Детройтом (Мичиган) стоит всего американского
экспорта в Японию. Значение Канады для
США заключается не только в близости
Канады к американским границам, но она
является и основным международным потребителем
продукции 35 из 50 американских штатов.
Канада производит
78% кленового сиропа в мире, в
основном, для США. Двусторонняя
торговля увеличилась примерно
на 50 % с 1989 года, когда вступила
в действие ФТА, по 1994 год, когда вступила
в действие НАФТА, заменяющая договор
1989 года. С тех пор объём международной
торговли увеличился примерно на 40%. НАФТА
постепенно снизила существующие препятствия
между странами-членами (Канадой, США и
Мексикой) и сделала более свободными
правила в различных отраслях, таких как
сельское хозяйство, услуги, электроэнергетика,
финансовые услуги и инвестиции. НАФТА
является крупнейшим в мире пространством
свободной торговли, населённым 440 миллионами
человек.
Важнейшей
составляющей американской торговли
с Канадой является автомобильный сектор.
С 1965 года, за время действия автомобильного
договора (Canada-United States Automotive Agreement), убравшего
все таможенные препятствия в торговле
автомобилями, грузовиками и их комплектующими
между двумя странами, двустороння торговля
товарами автомобильной промышленности
выросла с 715 миллионов долларов в 1964 году
до 104,1 миллиарда долларов в 1999. Положения
этого договора были включены в договоры
1989 года и 1994 года. Однако с 2007 года спад
в производстве автомобилей, вызванный
мировой конкуренцией и ростом цен на
нефть, ведёт к уменьшению объёмов этой
торговли.
США —
крупнейший рынок сбыта сельскохозяйственных
товаров Канады. Треть всех канадских
продовольственных товаров экспортируется в США. В свою очередь,
Канада является вторым по объёму рынком
сбыта США. Прежде всего, Канада импортирует
американские фрукты и растительные продукты.
Приблизительно две трети всех товаров
из дерева и его производных, например,
из целлюлозы, экспортируется в США.
В 2000 году совокупный
объём торговли энергоносителями
между Канадой и США составил
21 миллиард долларов. Основными составляющими
этой торговли стали нефть,
природный газ и электроэнергия.
Канада является крупнейшим в
мире поставщиком нефти для США.
Около 16% нефти и 14% природного газа, использующиеся
в США, происходят из Канады.
Канада входит в
состав АТЭС, экономического блока,
имеющего целью превратить тихоокеанский
регион в зону свободной торговли,
включающую азиатские, американские
страны и Океанию. Страна является членом
Б8, политико-экономической группы, объединяющей
семь самых индустриально развитых в мире
стран и Россию. В 2010 году объем экспорта
Канады составил 406,8 млрд. долл., а импорта
- 406,4 млрд. долл.
2. Экономика Канады в условиях
мирового экономического кризиса 2008-2009
годов
В условиях глобального
кризиса экономика Канады продемонстрировала
высокую степень устойчивости. После
выхода из рецессии Канада
улучшила свои позиции в списке
мировых лидеров по объему
ВВП и инвестиционной привлекательности.
Вместе с тем более рельефно проявились
некоторые фундаментальные проблемы национальной
экономики. В посткризисный период федеральному
правительству необходимо решать весьма
сложные и во многом противоречивые задачи.
Характер действий кабинета С.Харпера
в значительной мере определяется особенностями
внутриполитической ситуации.
Канада прошла фазу
рецессии быстрее и легче большинства
других развитых стран. В начале
посткризисного периода она улучшила
свои позиции в списке мировых
лидеров по объему ВВП и показателям ВВП
в расчете на душу населения. Валовой внутренний
продукт Канады в 2010 г. составил около
1,6 трлн. долл. США. (Это примерно равно
суммарному ВВП таких стран, как Нидерланды,
Швеция и Норвегия. С другой стороны, примерно
такой же величины достиг дефицит федерального
бюджета США). По данным Международного
валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам
экономики заняла 9-е место в мире (Россия
– на 10-м месте), при этом численность населения
Канады составляет немногим более 34,2 млн.
чел.
Показатель ВВП в
расчете на душу населения,
отражающий уровень развития
экономики и благосостояния граждан,
в 2010 г. достиг примерно 45,9 тыс.
долл. США. В этом плане Канада
уступает Соединенным Штатам (47,1
тыс. долл.), но превосходит все остальные
страны, входящие в «семерку» ведущих
рыночных экономик (Японию, Великобританию,
Германию, Францию и Италию).
В 2010 г. Канада также
поднялась на более высокие
строчки среди лидеров в рейтингах
инвестиционной привлекательности
и эффективности государственного
регулирования с точки зрения создания
благоприятных условий для ведения бизнеса.
Вместе с тем, во время
глобального кризиса и в посткризисный
период более рельефно проявились некоторые
фундаментальные проблемы национальной
экономики. В частности, изменился в худшую
сторону баланс выгод и издержек тесной
хозяйственной интеграции с США. Усилились
негативные последствия доминирующей
ориентации на одного главного торгово-экономического
партнера, прежде всего большая зависимость
канадской экономики от колебаний хозяйственной
конъюнктуры в соседней стране и действий
американской администрации и повышенная
волатильность курса канадской валюты.
Сохраняется отставание Канады от других
развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной
активности в частнопредпринимательском
секторе. В условиях меняющейся парадигмы
развития мирового хозяйства усиливаются
отраслевые диспропорции и расхождения
в направлениях и темпах роста экономики
отдельных регионов Канады.
При сравнительно благополучной
посткризисной ситуации в стране, федеральному
правительству необходимо решать весьма
сложные и во многом противоречивые задачи.
В сфере внутриэкономической политики
к числу главных относится свертывание
временных антикризисных мер таким образом,
чтобы не подорвать подъем деловой активности,
тогда как внешние риски, определяющие
неустойчивость роста глобальной экономики,
остаются весьма серьезными. С целью восстановить
прочность системы государственных финансов
правительство Стивена Харпера обязалось
к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет,
при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты
были самыми крупными в истории страны
(по абсолютным размерам, но не в пропорции
к ВВП).
Резкий подъем интереса
иностранных инвесторов к канадским
ресурсным активам, новая волна слияний
и поглощений с участием зарубежных корпораций
ставит правительство Канады перед необходимостью
более четко сформулировать позиции по
ряду принципиальных вопросов, связанных
с регулированием иностранных инвестиций.
Сдвиги в балансе
сил в мировом хозяйстве побуждают
правительство Канады диверсифицировать
внешнеэкономические связи и активно
вести переговоры о либерализации условий
торговли и инвестиций с другими странами
и региональными блоками. При этом курс
на расширение круга внешнеэкономических
партнеров ни в коей мере не означает отказа
правительства С. Харпера от безусловной
приоритетности развития хозяйственной
интеграции с Соединенными Штатами, о
чем свидетельствуют переговоры между
представителями ближайшего окружения
президента США Б. Обамы и премьер-министра
Канады по соглашению о «периметре континентальной
безопасности».
В целом деятельность
правительства С. Харпера (как
и причины бездействия в отношении
некоторых проблем) в значительной
мере определяются особенностями
внутриполитической ситуации. Сформированная
в конце 2003 г. в результате слияния Канадского
консервативного альянса реформ (действовавшего
в провинции Альберта) и федеральной Прогрессивно-консервативной
партии, Консервативная партия победила
на общенациональных выборах в январе
2006 г., получив менее половины мест в Палате
общин федерального парламента. Попытки
занять большинство депутатских мест
и укрепить позиции правительства в результате
проведения внеочередных всеобщих выборов
в октябре 2008 г. успехом не увенчались.
Таким образом, уже в течение пяти лет
правительства Консервативной партии
функционируют как правительства меньшинства.
Их положение нестабильно. Утверждение
предлагаемых кабинетом министров решений
и законопроектов осложнено, поскольку
требуется поддержка депутатов из других
партийных фракций. Соответственно, правительству
меньшинства постоянно приходится учитывать
предложения и поправки оппозиционных
фракций, оценивать соотношение сил в
парламенте, маневрировать в поисках альянсов
и компромиссов, «просчитывать риски».
Главный из таких рисков – создание политического
альянса оппозиционных партий и объявление
вотума недоверия правительству при голосовании
по какому-либо важному вопросу в парламенте.
За этим должна последовать его отставка
и назначение новых всеобщих парламентских
выборов. Именно такая ситуация может
сложиться в марте 2011 г. при рассмотрении
бюджета и экономической программы федерального
правительства на ближайшие два года.
Канада прошла фазу рецессии
быстрее и легче большинства
других развитых стран. В начале посткризисного
периода она улучшила свои позиции в списке
мировых лидеров по объему ВВП и показателям
ВВП в расчете на душу населения. Валовой
внутренний продукт Канады в 2010 г. составил
около 1,6 трлн. долл. США. (Это примерно
равно суммарному ВВП таких стран, как
Нидерланды, Швеция и Норвегия. С другой
стороны, примерно такой же величины достиг
дефицит федерального бюджета США). По
данным Международного валютного фонда,
Канада в 2010 г. по масштабам экономики
заняла 9-е место в мире (Россия – на 10-м
месте)[1], при этом численность населения
Канады составляет немногим более 34,2 млн.
чел.
Показатель ВВП в
расчете на душу населения,
отражающий уровень развития
экономики и благосостояния граждан,
в 2010 г. достиг примерно 45,9 тыс.
долл. США. В этом плане Канада уступает
Соединенным Штатам (47,1 тыс. долл.), но превосходит
все остальные страны, входящие в «семерку»
ведущих рыночных экономик (Японию, Великобританию,
Германию, Францию и Италию).