Экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:20, реферат

Описание работы

Экономика Канады в настоящее время занимает 14-е место в мире по размеру ВВП по ППС и 10-е место — по размеру номинального ВВП. Экономике Канады очень сильно благоприятствуют близость США и различные торговые договора, такие как автомобильный договор (1965—2001), канадско-американское соглашение о свободной торговле 1989 (FTA) и Североамериканское соглашение о свободной торговле 1994 (НАФТА).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Внешняя торговля Канады………………………………………….....5
2. Экономика Канады в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 годов…………………………………………………………………...7
3. Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г……………………...14
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

экономика канады.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 В 2010 г. Канада также  поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

 Вместе с  тем, во время глобального кризиса  и в посткризисный период более  рельефно проявились некоторые  фундаментальные проблемы национальной  экономики. В частности, изменился  в худшую сторону баланс выгод  и издержек тесной хозяйственной  интеграции с США. Усилились негативные последствия доминирующей ориентации на одного главного торгово-экономического партнера, прежде всего большая зависимость канадской экономики от колебаний хозяйственной конъюнктуры в соседней стране и действий американской администрации и повышенная волатильность курса канадской валюты. Сохраняется отставание Канады от других развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной активности в частнопредпринимательском секторе. В условиях меняющейся парадигмы развития мирового хозяйства усиливаются отраслевые диспропорции и расхождения в направлениях и темпах роста экономики отдельных регионов Канады.

 При сравнительно  благополучной посткризисной ситуации  в стране, федеральному правительству  необходимо решать весьма сложные  и во многом противоречивые задачи. В сфере внутриэкономической политики к числу главных относится свертывание временных антикризисных мер таким образом, чтобы не подорвать подъем деловой активности, тогда как внешние риски, определяющие неустойчивость роста глобальной экономики, остаются весьма серьезными. С целью восстановить прочность системы государственных финансов правительство Стивена Харпера обязалось к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет, при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты были самыми крупными в истории страны (по абсолютным размерам, но не в пропорции к ВВП).

 Резкий подъем  интереса иностранных инвесторов  к канадским ресурсным активам,  новая волна слияний и поглощений  с участием зарубежных корпораций  ставит правительство Канады  перед необходимостью более четко сформулировать позиции по ряду принципиальных вопросов, связанных с регулированием иностранных инвестиций.

 Сдвиги в  балансе сил в мировом хозяйстве  побуждают правительство Канады  диверсифицировать внешнеэкономические  связи и активно вести переговоры о либерализации условий торговли и инвестиций с другими странами и региональными блоками. При этом курс на расширение круга внешнеэкономических партнеров ни в коей мере не означает отказа правительства С. Харпера от безусловной приоритетности развития хозяйственной интеграции с Соединенными Штатами, о чем свидетельствуют переговоры между представителями ближайшего окружения президента США Б. Обамы и премьер-министра Канады по соглашению о «периметре континентальной безопасности».

 В целом  деятельность правительства С. Харпера (как и причины бездействия в отношении некоторых проблем) в значительной мере определяются особенностями внутриполитической ситуации. Сформированная в конце 2003 г. в результате слияния Канадского консервативного альянса реформ (действовавшего в провинции Альберта) и федеральной Прогрессивно-консервативной партии, Консервативная партия победила на общенациональных выборах в январе 2006 г., получив менее половины мест в Палате общин федерального парламента. Попытки занять большинство депутатских мест и укрепить позиции правительства в результате проведения внеочередных всеобщих выборов в октябре 2008 г. успехом не увенчались. Таким образом, уже в течение пяти лет правительства Консервативной партии функционируют как правительства меньшинства. Их положение нестабильно. Утверждение предлагаемых кабинетом министров решений и законопроектов осложнено, поскольку требуется поддержка депутатов из других партийных фракций. Соответственно, правительству меньшинства постоянно приходится учитывать предложения и поправки оппозиционных фракций, оценивать соотношение сил в парламенте, маневрировать в поисках альянсов и компромиссов, «просчитывать риски». Главный из таких рисков – создание политического альянса оппозиционных партий и объявление вотума недоверия правительству при голосовании по какому-либо важному вопросу в парламенте. За этим должна последовать его отставка и назначение новых всеобщих парламентских выборов. Именно такая ситуация может сложиться в марте 2011 г. при рассмотрении бюджета и экономической программы федерального правительства на ближайшие два года.

 

 

3. Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г.

 

 На рубеже 2010 и 2011 гг. прогнозы правительства  и частных аналитиков на двухлетнюю  перспективу менялись в сторону  более оптимистичных. Однако из-за событий в Ливии и других странах арабского мира усилились опасения, что рост мировой экономики вновь затормозится из-за скачка цен на энергоносители.

 В любом  случае предполагается, что факторы,  определяющие динамику хозяйственного развития в Канаде в 2011–2012 гг., будут во многом иными, чем те, что действовали в начале посткризисного периода. В 2009–2010 гг. главными движущими силами экономического роста были масштабные меры бюджетного и налогового стимулирования и сравнительно высокий уровень потребительских расходов и инвестиций в жилищном секторе, что поддерживалось антикризисными мерами. В минувшем году также стали восстанавливаться объемы экспорта в связи с динамичным ростом спроса и цен на мировых рынках сырья и энергоресурсов. При этом важнейший для экономики Канады фактор взаимодействия с экономикой США до середины 2010 г. чаще служил тормозом, нежели стимулом для подъема деловой активности. Ситуация в этом плане стала меняться в конце прошлого года, и на 2011–2012 гг. прогнозы строятся с расчетом уверенного роста американской экономики, поддерживаемого стимулирующими мерами.

 В начале 2011 г. в Канаде должно прекратиться  действие большинства мер антикризисной  программы, в дальнейшем федеральное  правительство и власти провинций планируют осуществлять меры бюджетной экономии. Соответственно, предполагается, что объем совокупных государственных расходов не увеличится в 2011 г. и сократится примерно на 1% в 2012 г. Ожидается также замедление роста потребительского спроса и сокращение объемов жилищного строительства. Вместе с тем, основной движущей силой роста экономики должны стать инвестиции в предпринимательском секторе и наращивание объемов экспорта, прежде всего в США и страны Азии.

 После 20-процентного  сжатия в 2009 г. частные инвестиции увеличились почти на 5% в 2010 г., а затем прогнозируется их рост на 9–10% в 2011 г. и 7–8% в 2012 г. При этом ожидается, что опережающими темпами будут расти инвестиции в машины и оборудование: на 14–15% в 2011 г. и 9–10% в 2012 г.

 В последние месяцы 2010 г. возобновился динамичный рост товарного экспорта, стал быстро увеличиваться экспорт сырья и энергоносителей в Соединенные Штаты. Как отмечают канадские аналитики, «судя по предыдущим циклам, это служит верным признаком уверенного восстановления деловой активности в США». С декабря 2010 г. внешнеторговый баланс Канады вновь стал положительным после 9-месячного перерыва.

 В целом  конъюнктура мировых рынков продолжает  благоприятствовать экономике Канады  с ее сильным ресурсным сектором и развитым сельским хозяйством. Однако рост цен на сырье, энергоносители и продовольствие, а также укрепление курса национальной валюты оказывает неодинаковое влияние на различные отрасли и регионы. Усиливается неравенство в темпах роста экономики, занятости и доходов в отдельных провинциях Канады.

 Наиболее  динамичный, превосходящий средние  показатели хозяйственный рост  имел место в 2010 г. и прогнозируется  на последующие два года в  провинциях канадского Запада, в  экономике которых повышен удельный  вес ресурсных отраслей. В их числе провинция Альберта, обладающая богатейшими месторождениями нефти и природного газа, Саскачеван (здесь сосредоточено примерно половина мирового производства калийных удобрений, добывается нефть и газ, урановая руда) и Британская Колумбия с ее высоко развитым и ориентированным на экспорт лесопромышленным комплексом, а также энергетическими ресурсами. В последние несколько лет растущая добыча природного газа на шельфе Ньюфаундленда вывела и эту, прежде относившуюся к числу депрессивных атлантическую провинцию в число лидеров по темпам развития региональной экономики. Важно учитывать, что в Канаде, в отличие от других федеративных государств мира, природные ресурсы согласно конституции находятся в ведении провинций и роялти от коммерческого использования ресурсов на территории субъекта федерации поступают в его бюджет.

 В то же  время экономика относительно  менее богатых ресурсами, но  имеющих развитый обрабатывающий  сектор провинций (среди них  крупнейшие по численности населения  и масштабам экономики Онтарио и Квебек) восстанавливается сравнительно медленно. Для этих регионов удорожание сырья и энергоносителей, напротив, создает проблемы. Повышенный курс канадского доллара осложняет экспорт промышленной продукции (не ограничивая торговлю сырьевыми товарами, поскольку цены на них устанавливаются в американских долларах). Главным же фактором неопределенности экономических перспектив для восточных регионов Канады остается риск нестабильного восстановления американской экономики. Канадская часть интегрированного североамериканского автопрома и смежные с ним отрасли, авиационная промышленность, производство офисной техники, промышленного оборудования и многие прочие отрасли обрабатывающего сектора имеют тесные кооперационные связи с предприятиями в США и поставляют на американский рынок значительную часть производимой продукции. Поэтому уверенное восстановление экономики главного торгово-экономического партнера Канады сохраняет для восточных провинций (впрочем, как и для всей страны) свое ключевое значение.

 Скачок в  ценах нефть в конце февраля  2011 г. вызвал опасения относительно  возможности резкого торможения  в росте экономики США и  даже новой глобальной рецессии. По оценкам канадских экспертов,  подобная угроза возникнет только  в случае серьезных проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии и подъема цен на нефть за пределы 120 долл. за баррель в течение продолжительного периода.

 

Заключение 

 

В экономические  программы 2009–2010 гг. правительство  Канады включило широкий круг мер  по противодействию рецессии и поддержке экономического роста в начале посткризисного периода, в их числе: облегчение условий кредитования и снижение налоговой нагрузки для крупного и малого бизнеса, целевая помощь некоторым отраслям реального сектора, выделение крупных ассигнований на инфраструктурные проекты, временные налоговые льготы с целью стимулирования потребительских расходов, увеличение расходов на профессиональную подготовку и помощь семьям с детьми.

 План действий  был основан на трех принципах:  срочность, адресная поддержка, временный характер большинства мер. Все компоненты антикризисной программы начали действовать вскоре после ее утверждения парламентом в конце января 2009 г. Целевая поддержка была направлена тем секторам экономики и группам населения, которые испытывали наибольшие трудности в связи с рецессией. Программы стимулирования потребительских расходов были рассчитаны на 1–2 года и должны были прекращаться по мере восстановления роста экономики. Предполагалось, что начиная с 2011 г. главным приоритетом правительства должно стать последовательное сокращение бюджетного дефицита.

 Однако с  учетом экономических и политических  реалий посткризисного периода  федеральное правительство отчасти  изменило первоначально намеченные  приоритеты и планы. Неустойчивое восстановление глобальной экономики и сбой в темпах хозяйственного роста в середине 2010 г. послужили основанием для продления срока действия некоторых стимулирующих программ. В то же время разработка и реализация конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита откладывалась. По мнению многих политических экспертов, правительство С. Харпера ввиду своего положения «правительства меньшинства», намеренно оттягивало момент принятия непопулярных решений, связанных с сокращением федеральных расходов.

 В общем объеме федеральных финансовых ресурсов, направленных на поддержку экономики в 2009–2010 гг., примерно половина средств была выделена на расходные программы, а остальная часть, соответственно, приходилась на налоговые стимулы. Центральное место среди расходных мер заняли различного рода инфраструктурные проекты, большинство из которых осуществляются при долевом участии провинций и (или) муниципалитетов и с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В программах социальной поддержки граждан, стимулирования потребительских расходов и жилищного строительства основной акцент был сделан на использование косвенных, налоговых инструментов.

 

 

Список литературы

 

  1. Хорошилов Е.Е. Отраслевая структура экономики Канады в первом десятилетии XXI в. // США–Канада: экономика, политика, культура. 2011. №4.
  2. Немова Л.А. Инфраструктурные проекты в антикризисной программе Канады // Россия и Америка в ХХI веке (электронный научный журнал). 2010. № 2.
  3. Политика финансового оздоровления и новые методы бюджетного планирования // Л.А. Немова. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М., 2004, с. 128–142.

Информация о работе Экономика Канады