В 2010 г. Канада также
поднялась на более высокие строчки
среди лидеров в рейтингах инвестиционной
привлекательности и эффективности государственного
регулирования с точки зрения создания
благоприятных условий для ведения бизнеса.
Вместе с
тем, во время глобального кризиса
и в посткризисный период более
рельефно проявились некоторые
фундаментальные проблемы национальной
экономики. В частности, изменился
в худшую сторону баланс выгод
и издержек тесной хозяйственной
интеграции с США. Усилились негативные последствия
доминирующей ориентации на одного главного
торгово-экономического партнера, прежде
всего большая зависимость канадской
экономики от колебаний хозяйственной
конъюнктуры в соседней стране и действий
американской администрации и повышенная
волатильность курса канадской валюты.
Сохраняется отставание Канады от других
развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной
активности в частнопредпринимательском
секторе. В условиях меняющейся парадигмы
развития мирового хозяйства усиливаются
отраслевые диспропорции и расхождения
в направлениях и темпах роста экономики
отдельных регионов Канады.
При сравнительно
благополучной посткризисной ситуации
в стране, федеральному правительству
необходимо решать весьма сложные
и во многом противоречивые задачи. В сфере
внутриэкономической политики к числу
главных относится свертывание временных
антикризисных мер таким образом, чтобы
не подорвать подъем деловой активности,
тогда как внешние риски, определяющие
неустойчивость роста глобальной экономики,
остаются весьма серьезными. С целью восстановить
прочность системы государственных финансов
правительство Стивена Харпера обязалось
к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет,
при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты
были самыми крупными в истории страны
(по абсолютным размерам, но не в пропорции
к ВВП).
Резкий подъем
интереса иностранных инвесторов
к канадским ресурсным активам,
новая волна слияний и поглощений
с участием зарубежных корпораций
ставит правительство Канады
перед необходимостью более четко сформулировать
позиции по ряду принципиальных вопросов,
связанных с регулированием иностранных
инвестиций.
Сдвиги в
балансе сил в мировом хозяйстве
побуждают правительство Канады
диверсифицировать внешнеэкономические
связи и активно вести переговоры о либерализации
условий торговли и инвестиций с другими
странами и региональными блоками. При
этом курс на расширение круга внешнеэкономических
партнеров ни в коей мере не означает отказа
правительства С. Харпера от безусловной
приоритетности развития хозяйственной
интеграции с Соединенными Штатами, о
чем свидетельствуют переговоры между
представителями ближайшего окружения
президента США Б. Обамы и премьер-министра
Канады по соглашению о «периметре континентальной
безопасности».
В целом
деятельность правительства С. Харпера
(как и причины бездействия в отношении
некоторых проблем) в значительной мере
определяются особенностями внутриполитической
ситуации. Сформированная в конце 2003 г.
в результате слияния Канадского консервативного
альянса реформ (действовавшего в провинции
Альберта) и федеральной Прогрессивно-консервативной
партии, Консервативная партия победила
на общенациональных выборах в январе
2006 г., получив менее половины мест в Палате
общин федерального парламента. Попытки
занять большинство депутатских мест
и укрепить позиции правительства в результате
проведения внеочередных всеобщих выборов
в октябре 2008 г. успехом не увенчались.
Таким образом, уже в течение пяти лет
правительства Консервативной партии
функционируют как правительства меньшинства.
Их положение нестабильно. Утверждение
предлагаемых кабинетом министров решений
и законопроектов осложнено, поскольку
требуется поддержка депутатов из других
партийных фракций. Соответственно, правительству
меньшинства постоянно приходится учитывать
предложения и поправки оппозиционных
фракций, оценивать соотношение сил в
парламенте, маневрировать в поисках альянсов
и компромиссов, «просчитывать риски».
Главный из таких рисков – создание политического
альянса оппозиционных партий и объявление
вотума недоверия правительству при голосовании
по какому-либо важному вопросу в парламенте.
За этим должна последовать его отставка
и назначение новых всеобщих парламентских
выборов. Именно такая ситуация может
сложиться в марте 2011 г. при рассмотрении
бюджета и экономической программы федерального
правительства на ближайшие два года.
3. Прогнозы роста экономики Канады
до 2012 г.
На рубеже
2010 и 2011 гг. прогнозы правительства
и частных аналитиков на двухлетнюю
перспективу менялись в сторону
более оптимистичных. Однако из-за
событий в Ливии и других странах арабского
мира усилились опасения, что рост мировой
экономики вновь затормозится из-за скачка
цен на энергоносители.
В любом
случае предполагается, что факторы,
определяющие динамику хозяйственного развития в Канаде в 2011–2012
гг., будут во многом иными, чем те, что
действовали в начале посткризисного
периода. В 2009–2010 гг. главными движущими
силами экономического роста были масштабные
меры бюджетного и налогового стимулирования
и сравнительно высокий уровень потребительских
расходов и инвестиций в жилищном секторе,
что поддерживалось антикризисными мерами.
В минувшем году также стали восстанавливаться
объемы экспорта в связи с динамичным
ростом спроса и цен на мировых рынках
сырья и энергоресурсов. При этом важнейший
для экономики Канады фактор взаимодействия
с экономикой США до середины 2010 г. чаще
служил тормозом, нежели стимулом для
подъема деловой активности. Ситуация
в этом плане стала меняться в конце прошлого
года, и на 2011–2012 гг. прогнозы строятся
с расчетом уверенного роста американской
экономики, поддерживаемого стимулирующими
мерами.
В начале
2011 г. в Канаде должно прекратиться
действие большинства мер антикризисной
программы, в дальнейшем федеральное
правительство и власти провинций планируют осуществлять
меры бюджетной экономии. Соответственно,
предполагается, что объем совокупных
государственных расходов не увеличится
в 2011 г. и сократится примерно на 1% в 2012
г. Ожидается также замедление роста потребительского
спроса и сокращение объемов жилищного
строительства. Вместе с тем, основной
движущей силой роста экономики должны
стать инвестиции в предпринимательском
секторе и наращивание объемов экспорта,
прежде всего в США и страны Азии.
После 20-процентного
сжатия в 2009 г. частные инвестиции увеличились
почти на 5% в 2010 г., а затем прогнозируется
их рост на 9–10% в 2011 г. и 7–8% в 2012 г. При
этом ожидается, что опережающими темпами
будут расти инвестиции в машины и оборудование:
на 14–15% в 2011 г. и 9–10% в 2012 г.
В последние месяцы 2010 г. возобновился
динамичный рост товарного экспорта, стал
быстро увеличиваться экспорт сырья и
энергоносителей в Соединенные Штаты.
Как отмечают канадские аналитики, «судя
по предыдущим циклам, это служит верным
признаком уверенного восстановления
деловой активности в США». С декабря 2010
г. внешнеторговый баланс Канады вновь
стал положительным после 9-месячного
перерыва.
В целом
конъюнктура мировых рынков продолжает
благоприятствовать экономике Канады
с ее сильным ресурсным сектором и развитым сельским хозяйством.
Однако рост цен на сырье, энергоносители
и продовольствие, а также укрепление
курса национальной валюты оказывает
неодинаковое влияние на различные отрасли
и регионы. Усиливается неравенство в
темпах роста экономики, занятости и доходов
в отдельных провинциях Канады.
Наиболее
динамичный, превосходящий средние
показатели хозяйственный рост
имел место в 2010 г. и прогнозируется
на последующие два года в
провинциях канадского Запада, в
экономике которых повышен удельный
вес ресурсных отраслей. В их числе
провинция Альберта, обладающая богатейшими
месторождениями нефти и природного газа,
Саскачеван (здесь сосредоточено примерно
половина мирового производства калийных
удобрений, добывается нефть и газ, урановая
руда) и Британская Колумбия с ее высоко
развитым и ориентированным на экспорт
лесопромышленным комплексом, а также
энергетическими ресурсами. В последние
несколько лет растущая добыча природного
газа на шельфе Ньюфаундленда вывела и
эту, прежде относившуюся к числу депрессивных
атлантическую провинцию в число лидеров
по темпам развития региональной экономики.
Важно учитывать, что в Канаде, в отличие
от других федеративных государств мира,
природные ресурсы согласно конституции
находятся в ведении провинций и роялти
от коммерческого использования ресурсов
на территории субъекта федерации поступают
в его бюджет.
В то же
время экономика относительно
менее богатых ресурсами, но
имеющих развитый обрабатывающий
сектор провинций (среди них
крупнейшие по численности населения
и масштабам экономики Онтарио и
Квебек) восстанавливается сравнительно
медленно. Для этих регионов удорожание
сырья и энергоносителей, напротив, создает
проблемы. Повышенный курс канадского
доллара осложняет экспорт промышленной
продукции (не ограничивая торговлю сырьевыми
товарами, поскольку цены на них устанавливаются
в американских долларах). Главным же фактором
неопределенности экономических перспектив
для восточных регионов Канады остается
риск нестабильного восстановления американской
экономики. Канадская часть интегрированного
североамериканского автопрома и смежные
с ним отрасли, авиационная промышленность,
производство офисной техники, промышленного
оборудования и многие прочие отрасли
обрабатывающего сектора имеют тесные
кооперационные связи с предприятиями
в США и поставляют на американский рынок
значительную часть производимой продукции.
Поэтому уверенное восстановление экономики
главного торгово-экономического партнера
Канады сохраняет для восточных провинций
(впрочем, как и для всей страны) свое ключевое
значение.
Скачок в
ценах нефть в конце февраля
2011 г. вызвал опасения относительно
возможности резкого торможения
в росте экономики США и
даже новой глобальной рецессии.
По оценкам канадских экспертов,
подобная угроза возникнет только
в случае серьезных проблем с поставками нефти
из Саудовской Аравии и подъема цен на
нефть за пределы 120 долл. за баррель в
течение продолжительного периода.
Заключение
В экономические
программы 2009–2010 гг. правительство
Канады включило широкий круг мер
по противодействию рецессии и поддержке
экономического роста в начале посткризисного
периода, в их числе: облегчение условий
кредитования и снижение налоговой нагрузки
для крупного и малого бизнеса, целевая
помощь некоторым отраслям реального
сектора, выделение крупных ассигнований
на инфраструктурные проекты, временные
налоговые льготы с целью стимулирования
потребительских расходов, увеличение
расходов на профессиональную подготовку
и помощь семьям с детьми.
План действий
был основан на трех принципах:
срочность, адресная поддержка, временный
характер большинства мер. Все компоненты
антикризисной программы начали действовать
вскоре после ее утверждения парламентом
в конце января 2009 г. Целевая поддержка
была направлена тем секторам экономики
и группам населения, которые испытывали
наибольшие трудности в связи с рецессией.
Программы стимулирования потребительских
расходов были рассчитаны на 1–2 года и
должны были прекращаться по мере восстановления
роста экономики. Предполагалось, что
начиная с 2011 г. главным приоритетом правительства
должно стать последовательное сокращение
бюджетного дефицита.
Однако с
учетом экономических и политических
реалий посткризисного периода
федеральное правительство отчасти
изменило первоначально намеченные
приоритеты и планы. Неустойчивое восстановление глобальной
экономики и сбой в темпах хозяйственного
роста в середине 2010 г. послужили основанием
для продления срока действия некоторых
стимулирующих программ. В то же время
разработка и реализация конкретных мер
по сокращению бюджетного дефицита откладывалась.
По мнению многих политических экспертов,
правительство С. Харпера ввиду своего
положения «правительства меньшинства»,
намеренно оттягивало момент принятия
непопулярных решений, связанных с сокращением
федеральных расходов.
В общем объеме федеральных финансовых
ресурсов, направленных на поддержку экономики
в 2009–2010 гг., примерно половина средств
была выделена на расходные программы,
а остальная часть, соответственно, приходилась
на налоговые стимулы. Центральное место
среди расходных мер заняли различного
рода инфраструктурные проекты, большинство
из которых осуществляются при долевом
участии провинций и (или) муниципалитетов
и с использованием механизмов государственно-частного
партнерства. В программах социальной
поддержки граждан, стимулирования потребительских
расходов и жилищного строительства основной
акцент был сделан на использование косвенных,
налоговых инструментов.
Список литературы
- Хорошилов Е.Е. Отраслевая структура экономики Канады в первом десятилетии XXI в. // США–Канада: экономика, политика, культура. 2011. №4.
- Немова Л.А. Инфраструктурные проекты в антикризисной программе Канады // Россия и Америка в ХХI веке (электронный научный журнал). 2010. № 2.
- Политика финансового оздоровления и новые методы бюджетного планирования // Л.А. Немова. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М., 2004, с. 128–142.