Экономика Китайской Народной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Относительная успешность рыночной трансформации экономики с централизованным планированием в Китае делает вполне закономерными поиски ответа на вопросы о том, что же именно предопределило в конечном счете результативность китайского пути реформ, существуют ли некие специфические характеристики китайского варианта перехода к рынку, и если да, то каковы они.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Оценка экономического потенциала КНР. Ее место в мировой
экономике………………………………………………………………5
2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация …………………8
3. Современная концепция развития КНР………………………………...15
4. ВЭС страны, динамика, структура, тенденции………………………..17
5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР ……………22
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Работа1.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

Расчеты с производителями часто  осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход 96%) и т. д. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества, к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения. Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов  и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с  большим количеством рабочей  силы, квалифицированным техническим  составом, развитой инфраструктурой  и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство  выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата  для привлечения прямых иностранных  инвестиций. Были открыты специальные  обменные пункты для инвесторов, которые  имели возможность купить здесь  твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная  политика, вступили в действие нормативные  акты о защите авторских прав. Это  активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы  услуг и создание предпосылок  для вступления в ВТО. Поэтому  для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора  экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная  торговля, страхование, бухгалтерские  услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые  в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения  технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи. Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы. В последнее время в Китае возрастает число предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий  иностранным компаниям создавать  холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае. Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала. Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Социальная миграция населения  также способствует открытости экономики. Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются из региона в регион, из деревни  в город. Однако государство ограничивает рост городского населения через  концепцию "замены детьми", согласно которой предприятия и организации, отправляющие на пенсию работников, должны трудоустроить на фирме их детей. Это ведет к сохранению сословных  отношений, снижает эффективность  современных методов менеджмента. И хотя в начале 1980-х годов такой  подход был отменен и провозглашена  политика свободного конкурентного  отбора, он все еще имеет место  в трудовых отношениях. Остро стоит  проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем  в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. неполную среднюю и более 2 млн. вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке. {2 стр. 187-201}

3. Современная концепция развития КНР.

 На современном этапе процесс  движения китайской экономики  к рынку продолжается в соответствии  с уже определившимися тремя  основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики "открытых дверей", способствующей притоку иностранного капитала.

Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные  с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых  Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов  экономических преобразований, применяемых  в России. Отличительные особенности  экономических преобразований Китая:

1) преобразования в Китае осуществляются  на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов  функционирования экономики. Сочетание  административных и рыночных  форм и методов управления  экономикой осуществляется при  значительной регулирующей роли  государства. 

2) экономические преобразования  реализуются эволюционным путем,  то есть без "шоковой терапии"  и рыночного "блицкрига", с  учетом национальной специфики.  Плавный переход к рынку позволил  избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками.

3) все внедряемые нововведения  проходят опытную проверку на  ограниченной территории. В случае  положительных результатов происходит  их повсеместное распространение. 

4) сдвиг в пользу негосударственных  укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России.

5) государственный, коллективный  и частный сектора функционируют  на основе паритетного взаимодействия.

6) государство делает все для  того, чтобы не допустить сращивания  властных и коммерческих структур.

7) проблема сбалансированного спроса  и предложения как потребительского, так и производственного, достижения  равновесия в экономической системе  - одна из ключевых проблем  в движении Китая к социалистической  рыночной экономике. {3 стр. 42-50}

8) реформы в Китае направлены  на развитие производительных  сил, повышение эффективности  производства и рост жизни  населения. Для китайских реформ  также характерно: управляемость,  превращение государственных предприятий  в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых  структур холдингового типа и  т.д. Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности и рынка при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении.

4. Внешнеэкономические связи Китая, динамика, структура, тенденции.

Внешнеэкономическая политика Китая  строится на основе концепции многополюсности мира, которая сводится к признанию объективной закономерности развития нескольких "центров силы" и, следовательно, необходимости поддержания между ними мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы международных отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного государства, сколько его объективные национальные интересы.

В основе нынешнего китайского курса  лежит идея "комплексной государственной  мощи". Ее суть в том, что в современных  условиях сила государства и его  влияние на международной арене  определяются не только величиной производственного  потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а  также взвешенным внешнеполитическим курсом. При этом доминирующим фактором является экономический потенциал страны. {5 стр. 79-86}

Наиболее развитая форма внешнеэкономических  связей Китая внешняя торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. долл. (10-е место  в мире). Доля экспорта за годы реформ возросла с 4 до 20%. Товарный экспорт  дает стране до 75% валютных поступлений. По объему экспорта КНР находится на 13-м месте, а по объему импорта на 16-м месте в мире.

Одна из важных задач внешней  торговли КНР приобретение техники  и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место  в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми  партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них  приходится свыше 70% закупок техники  и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования.

США лидируют в поставках высокотехнологической  продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники.

Иностранные инвестиции в КНР составляют свыше 200 млрд. долл. Более 70% приходится на кредиты и займы международных  организаций и иностранных правительств. В приморских районах сосредоточено  около 80% предприятий с. участием иностранного капитала. Здесь созданы специальные  зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, отличающиеся степенью льготного режима для иностранных  инвестиций. Официально принятой идеологией экономического развития остается концепция "опоры на собственные силы", которой должна соответствовать  открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странами правительство  вынуждено решать вопрос: насколько  процесс внешнеэкономического сотрудничества совместим с сохранением традиционных ценностей, государственного контроля над экономическими процессами?

В течение многих лет важнейшим  приоритетом политики китайского правительства  остается подготовка мирного воссоединения  страны возвращение в состав государства  Гонконга (Сянгана), Макао (Аомыня) и Тайваня.

Территорию Гонконга Китай в  конце XIX в. был вынужден уступить Великобритании на правах долгосрочной аренды. 3 июля 1997г. Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР. Воссоединение осуществилось по формуле "одно государство две системы". В течение последующих 50 лет в Гонконге должно быть сохранено нынешнее социально-экономическое устройство. Гонконгские фирмы вкладывают значительные средства в экономику КНР. На компании Гонконга приходится 2/3 объема иностранных инвестиций, 80% из них и 90% инвестиционных контрактов приходится на провинцию Гуандун. На Гонконг приходится 40% внешнеэкономического оборота КНР. Тайвань оказался отделенным от остальной территории Китая в конце 1940-х годов и находился долгие годы в оппозиции к КНР. В 1990-е годы отношения между странами значительно потеплели. Тайвань вышел на второе место после Гонконга по объему инвестиций в экономику КНР.

Информация о работе Экономика Китайской Народной Республики