Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа
Относительная успешность рыночной трансформации экономики с централизованным планированием в Китае делает вполне закономерными поиски ответа на вопросы о том, что же именно предопределило в конечном счете результативность китайского пути реформ, существуют ли некие специфические характеристики китайского варианта перехода к рынку, и если да, то каковы они.
Введение………………………………………………………………………3
1. Оценка экономического потенциала КНР. Ее место в мировой
экономике………………………………………………………………5
2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация …………………8
3. Современная концепция развития КНР………………………………...15
4. ВЭС страны, динамика, структура, тенденции………………………..17
5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР ……………22
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………….27
Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход 96%) и т. д. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества, к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения. Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.
В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.
В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.
В 1986 г. китайское правительство
выпустило список из 22 положений, направленных
на улучшение инвестиционного
В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.
С 1992 г. в Китае проводились
Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи. Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы. В последнее время в Китае возрастает число предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.
В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий
иностранным компаниям
Социальная миграция населения
также способствует открытости экономики.
Более 50 млн. человек ежегодно перемещаются
из региона в регион, из деревни
в город. Однако государство ограничивает
рост городского населения через
концепцию "замены детьми", согласно
которой предприятия и
3. Современная концепция развития КНР.
На современном этапе процесс
движения китайской экономики
к рынку продолжается в
Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России. Отличительные особенности экономических преобразований Китая:
1) преобразования в Китае
2) экономические преобразования
реализуются эволюционным
3) все внедряемые нововведения
проходят опытную проверку на
ограниченной территории. В случае
положительных результатов
4) сдвиг в пользу
5) государственный, коллективный
и частный сектора
6) государство делает все для
того, чтобы не допустить сращивания
властных и коммерческих
7) проблема сбалансированного
8) реформы в Китае направлены
на развитие производительных
сил, повышение эффективности
производства и рост жизни
населения. Для китайских
4. Внешнеэкономические связи Китая, динамика, структура, тенденции.
Внешнеэкономическая политика Китая строится на основе концепции многополюсности мира, которая сводится к признанию объективной закономерности развития нескольких "центров силы" и, следовательно, необходимости поддержания между ними мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы международных отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного государства, сколько его объективные национальные интересы.
В основе нынешнего китайского курса лежит идея "комплексной государственной мощи". Ее суть в том, что в современных условиях сила государства и его влияние на международной арене определяются не только величиной производственного потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а также взвешенным внешнеполитическим курсом. При этом доминирующим фактором является экономический потенциал страны. {5 стр. 79-86}
Наиболее развитая форма внешнеэкономических связей Китая внешняя торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. долл. (10-е место в мире). Доля экспорта за годы реформ возросла с 4 до 20%. Товарный экспорт дает стране до 75% валютных поступлений. По объему экспорта КНР находится на 13-м месте, а по объему импорта на 16-м месте в мире.
Одна из важных задач внешней торговли КНР приобретение техники и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования.
США лидируют в поставках
Иностранные инвестиции в КНР составляют
свыше 200 млрд. долл. Более 70% приходится
на кредиты и займы международных
организаций и иностранных
В течение многих лет важнейшим приоритетом политики китайского правительства остается подготовка мирного воссоединения страны возвращение в состав государства Гонконга (Сянгана), Макао (Аомыня) и Тайваня.
Территорию Гонконга Китай в конце XIX в. был вынужден уступить Великобритании на правах долгосрочной аренды. 3 июля 1997г. Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР. Воссоединение осуществилось по формуле "одно государство две системы". В течение последующих 50 лет в Гонконге должно быть сохранено нынешнее социально-экономическое устройство. Гонконгские фирмы вкладывают значительные средства в экономику КНР. На компании Гонконга приходится 2/3 объема иностранных инвестиций, 80% из них и 90% инвестиционных контрактов приходится на провинцию Гуандун. На Гонконг приходится 40% внешнеэкономического оборота КНР. Тайвань оказался отделенным от остальной территории Китая в конце 1940-х годов и находился долгие годы в оппозиции к КНР. В 1990-е годы отношения между странами значительно потеплели. Тайвань вышел на второе место после Гонконга по объему инвестиций в экономику КНР.