Экономика Китайской Народной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Относительная успешность рыночной трансформации экономики с централизованным планированием в Китае делает вполне закономерными поиски ответа на вопросы о том, что же именно предопределило в конечном счете результативность китайского пути реформ, существуют ли некие специфические характеристики китайского варианта перехода к рынку, и если да, то каковы они.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Оценка экономического потенциала КНР. Ее место в мировой
экономике………………………………………………………………5
2. Программа 4-х модернизаций, ее цель и реализация …………………8
3. Современная концепция развития КНР………………………………...15
4. ВЭС страны, динамика, структура, тенденции………………………..17
5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР ……………22
Заключение………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Работа1.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

В целом появление "Большого Китая", объединяющего ресурсы и внутренний рынок КНР, капиталы и технологии Тайваня, торговые сети Гонконга и Макао, будет означать возникновение новой  экономической супердержавы. США  установили дипломатические отношения  с Китаем в 1979 г. Начиная с 1980-х годов резко возрос товарооборот между Китаем и США. В 1990-е годы ведущая роль в китайском импорте перешла к товарам, необходимым для технологической модернизации народного хозяйства, прежде всего к продукции машиностроения и электроники (более 50%). В структуре китайского экспорта значительно уменьшилась доля первичного сырья и возрос удельный вес продукции отраслей промышленности. Сальдо торгового баланса КНР с США положительное и превышает 60 млрд. долл.

Прогресс двусторонних экономических  связей сдерживается препятствиями  политического свойства. Если китайская  сторона стремится форсировать  экономическое сотрудничество, ограничивая  по возможности его влияние на внутриполитическую ситуацию, то американская ставит развитие хозяйственных связей в зависимость от определенных политических условий. Нестабильность правового  обеспечения двусторонней торговли усугубляется тем обстоятельством, что режим наибольшего благоприятствования  в торговле с США предоставлен Китаю не на бессрочной основе, а  подлежит ежегодному переутверждению. Таким образом, доступные масштабы экономического сотрудничества требуют от обеих сторон поддержания диалога в любых условиях независимо от идеологических пристрастий.

Япония нормализовала свои внешнеэкономические  связи с Китаем в 1972 г а в 1979 г. заключила Договор о мире и  дружбе. Японские фирмы активно проникают на китайский рынок. На долю Японии приходится 20% внешнеторгового оборота КНР. В японском экспорте доминирует продукция технологических отраслей, а в импорте более половины приходится на сырье и полуфабрикаты. Со стороны Японии Китаю предоставлены льготные кредиты. В целом отношения между этими странами развиваются по восходящей линии.

В 1990-е годы активно развиваются  отношения КНР с Южной Кореей. Первое совместное предприятие появилось  в 1985 г а в 1994 г. было реализовано  свыше 50 проектов в области производства текстильной, электротехнической и  кожевенной продукции. В августе 1992 г. были установлены дипломатические  отношения между этими странами, что сильно подтолкнуло сотрудничество в экономической сфере. Товарооборот превышает 20 млрд. долл. {4 стр. 124-140}

Россия и Китай не могут не реагировать на геополитические  перемены после "холодной войны". Амбиции США, продвижение НАТО на Восток, расширение сферы действия американо-японского договора безопасности, планы создания региональной системы  противоракетной обороны с участием США, Японии и Тайваня заставляют Москву и Пекин принимать соответствующие  решения военно-технического сотрудничества.

Слабым звеном российско-китайских  отношений остаются торгово-экономические  связи. На долю России приходится всего 2% внешнеторгового оборота Китая. В перспективе планируется довести объем российско-китайской торговли до 20 млрд. долл. Главные резервы сотрудничества: военно-технические связи и энергетика. Началось строительство Ляньюньганской атомной электростанции. Разрабатывается технико-экономическое обоснование совместного освоения газового месторождения в Ковыкте (Иркутская область). Новой тенденцией торгово-экономических отношений является развитие приграничной торговли, которая возросла в 1999 г. в 1,5 раза по сравнению с началом 1990-х годов.

5. Роль КНР в развитии интеграционных процессов в АТР

Повышение всеобщего интереса к  Азии связано в первую очередь  с темпами экономического развития большинства стран региона и  со стремительным ростом геополитического влияния Китая. В течение 10-15 лет  Китай останется лидером экономического развития в регионе, за ним будут  следовать Япония и Индия. КНР  сохранит звание "мировой фабрики" и доминирующие позиции в обрабатывающей промышленности.

Стабильный экономический рост большинства стран региона стимулирует  поиск форм объединения. Однако существенное различие экономических, политических и военных потенциалов останется  препятствием на пути азиатской интеграции. Консолидация в Азии может строиться  только путем объединения "малышей" вокруг одного большого и сильного партнера, развитие "мягкой" интеграции вокруг крупного игрока как КНР, который завоевывает симпатии "маленьких друзей" из числа стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Пекин предоставляет соседям гранты и торговые преференции, снабжает их военной техникой по заниженным ценам ("стратегия добродетельного слона"). Вокруг Китая формируется каркас интеграционного объединения.

Главным препятствием для политической и экономической консолидации является обостряющаяся борьба за лидерство  между Пекином и Вашингтоном. Основным возмутителем спокойствия  вольно или невольно выступает Китай, который все активнее теснит традиционных лидеров Соединенные Штаты и  союзную им Японию. Остальные субъекты региона являются скорее объектами  политики двух конкурирующих гигантов. Исключение составляет только Россия, за благосклонность которой борются пока КНР и Соединенные Штаты.

В свою очередь внешнеполитические амбиции Китая все еще недостаточно четко декларированы. России, США, странам - членам НАТО и "Большой восьмерки" не всегда понятно, чего хочет Китай, когда говорит о развитии "стратегического  диалога". Часто Пекин ведет себя противоречиво: с одной стороны, агрессивно пытается скупать ликвидные активы в Соединенных Штатах, с другой проявляет осторожность, если не сказать неуверенность, в реализации своих политических инициатив (например, связанных с активизацией роли в ШОС и расширением военно-политического присутствия в Центральной Азии) В ряду внешнеполитических приоритетов Китая Россия занимает второе третье место наряду с Японией. Упрочению двусторонних связей способствуют и новые совместные проекты в энергетической области. В долгосрочной перспективе российский курс Пекина будет дружественным и основанным на необходимости сохранить "спокойствие на Севере".

Что касается китайско-американских отношений, то в основу политики реформ, проводящихся с конца 1970-х, была заложена цель если не сближения с США, то по меньшей мере отхода от конфронтации с ними. В настоящее время Китай проводит осторожную политику и старается не конфликтовать с Соединенными Штатами, даже невзирая на их временами недружественные шаги. Несхожесть политических систем в значительной степени компенсируется растущей экономической взаимозависимостью; правда, последний фактор имеет свои ограничения. Вашингтон проводит гораздо более наступательную политику, направленную на "сдерживание" Китая. С этой целью Соединенные Штаты используют весь набор средств, включая наращивание военного присутствия в Восточной Азии и угрозу развертывания системы противоракетной обороны (являющуюся по большей части блефом).

Ухудшению отношений между Вашингтоном  и Пекином способствуют сохранение и даже рост китайско-японских противоречий. Однако значительная экономическая взаимозависимость (Япония с 1993 года была крупнейшим внешнеторговым партнером Китая и только в 2004-м отошла на третье место после Европейского союза и США) заставляет Пекин и Токио искать варианты совместного развития. В то же время обостряется их соперничество за доступ к новым источникам энергоресурсов, за лидерство на пространстве АСЕАН, за место на международной арене. Китай активно противодействует приему Японии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе (до 2020-2025 гг.) взаимоотношения  США и Китая будут, скорее всего, дрейфовать в сторону ухудшения. Причем независимо от партийной принадлежности администрации Белого дома инициатором  ухудшения двусторонних отношений  будет Вашингтон.

Отношения между Пекином и Дели постепенно улучшаются, хотя в них  и сохраняются элементы напряженности. Окончательно не ушла в прошлое и пограничная проблема. Тем не менее происходит экономическое сближение, наметились признаки и политического диалога.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
           Роль государства в экономике Китая остается приоритетной, правительство активно участвует в управлении экономикой и регулирует большинство финансовых ресурсов страны. По крайней мере, до тех пор, пока не сформируются мощные национальные корпорации, способные доминировать на мировых рынках и обеспечивать национальные интересы. 
           Экономика Китая продолжает расти довольно уверенными темпами, вызывая интерес международных корпораций. Для внешнеэкономической политики по-прежнему характерно наличие большого разнообразия форм взаимодействия с мировой экономической системой, оказывающей все возрастающее многоплановое воздействие на глобальные экономические процессы.  
             Бурный рост торгового оборота свидетельствует о превращении экономики Китая в мощный фактор развития региона. При этом одной из основных экономических проблем здесь становится высокий показатель торгового баланса во внешней торговле. Некоторые китайские эксперты высказывают опасения, что значительный рост положительного сальдо внешнеторгового оборота может оказать определенное негативное влияние на экономику, вызывая новые трения в сфере внешней торговли. Эти предположения имеют под собой некоторые основания, если учесть, что основными партнерами выступают страны ЕС, США, Япония, АСЕАН. С целью снижения разницы между импортом и экспортом китайское правительство увеличивает объемы импорта за счет более продуманной валютной политики и проведения реформ в этой области. 
         Таким образом, реальность такова, что при осуществляемой на сегодняшний день успешной внешнеэкономической деятельности идет активный процесс возрастания роли Китая в трансформирующемся мировом сообществе. Выход в ряды экономических супердержав делает эту страну серьезным центром влияния в мировой экономике, способным изменить сложившийся мировой порядок и геоэкономическую расстановку производительных сил на мировой арене. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика:  Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004 735с.

2. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов/ под ред. Проф. И.П. Николаевой 2-е изд перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. Проф. А.С. Булатова М.: Юрист, 2001.

4. Мировая экономика: Краткий  курс лекций/ В.П. Воронин, Г.В.  Кандакова, И.М. Подмолодина; Пол ред. В.П. Воронина М.: Юрайт- М,2001.

5. Международные экономические  отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономика Китайской Народной Республики