Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:51, реферат
Экономическая история. Будучи в течение 300 лет испанской колонией, Мексика являлась для Испании дешевым источником сырья и рынком сбыта товаров. Такая политика обогатила очень небольшую по численности мексиканскую элиту, состоявшую из испанцев и креолов (мексиканцев испанского происхождения), но препятствовала экономическому развитию. Экономика базировалась в основном на выращивании кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном из индейцев (позже метисов).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ЭКОНОМИКА МЕКСИКИ.
по дисциплине: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Работу выполнил:
Студент группы
Санкт-Петербург
2012
МЕКСИКА
Экономическая история. Будучи в течение 300 лет испанской колонией,
Мексика являлась для Испании дешевым
источником сырья и рынком сбыта товаров.
Такая политика обогатила очень небольшую
по численности мексиканскую элиту, состоявшую
из испанцев и креолов (мексиканцев испанского
происхождения), но препятствовала экономическому
развитию. Экономика базировалась в основном
на выращивании кукурузы, бобовых, чилийского
красного перца и разведении крупного
рогатого скота для внутреннего потребления,
на добыче серебра и другого минерального
сырья, а также выращивании табака на экспорт.
Она в сильной степени зависела от использования
труда местного населения, состоявшего
в основном из индейцев (позже метисов).
Войны за независимость (1810-1821) и последовавшая
за ними нестабильность разорили страну
и затормозили инвестиционный процесс.
В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил
в 1876-1910) использовал расточительные финансовые
стимулы, чтобы привлечь иностранных инвесторов,
которые приступили к освоению месторождений
нефти Мексики и построили железные дороги,
шоссе, портовые сооружения, телеграфные
линии и системы линий электропередач.
Это вызвало бурное экономическое развитие
и рост среднего класса, который возмущался
предоставлением иностранцам более благоприятных
условий. Поскольку объем производства
кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской
пеньки возрастал за счет сокращения натурального
сельского хозяйства, большинство крестьян
пострадали, так как земли, принадлежавшие
их общине, так называемые "эхидос",
были заняты частными землевладельцами,
и они были вынуждены работать на плантациях,
которые специализировались на выращивании
экспортных культур, или все вместе покидать
землю. Движение за возвращение земли
крестьянам и против экономического господства
иностранцев привело к вспышке революции
1910, которая свергла Диаса. Новое правительство
предприняло активные действия по "мексиканизации"
экономики. В 1930-е годы президент Ласаро
Карденас национализировал железные дороги
страны, экспроприировал 17 иностранных
компаний, которые контролировали нефтяную
промышленность, и осуществил крупную
земельную реформу. Во время Второй мировой
войны правительство приступило к созданию
отечественной промышленности для замены
импорта (ICI) - эта концепция широко распространилась
по всему западному полушарию в результате
Великой Депрессии.
Эта стратегия строилась
на создании протекционистских
барьеров для поощрения "
Еще до вступления в должность 1 декабря
1994 будущий президент Эрнесто
Седильо Понсе де Леон обещал "обеспечить
защиту" мелкого бизнеса, компаний средних
размеров и крестьян, которые не могли
конкурировать с более эффективно работающими
корпорациями США и Канады. Еще до того,
как новый президент приступил к исполнению
своих обещаний, он столкнулся с ситуацией
экономического спада. Раздутый торговый
дефицит, огромный внешний долг и увеличение
денежной массы привели к обесцениванию
песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал
планы по ограничению роста зарплат, урезанию
государственных расходов и расширению
участия частного капитала в экономике
Мексики. Президент Клинтон разработал
в начале 1995 программу выхода из кризиса;
тем не менее ВВП в течение этого года
стремительно сократился на 6,2% на фоне
роста цен на 52%. Жесткая политика Седильо
улучшила состояние экономики в конце
1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост
4,8%) и 1998 (4,5%). Период оздоровления мексиканской
экономики продолжался недолго, и вскоре
цены на нефть начали падать. Хотя нефть
и нефтепродукты составили в 1998 только
12% экспортной выручки, ими подпитывалась
1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях
вынудил министра финансов урезать государственные
расходы трижды в течение года и существенно
сократить бюджет 1999. Более оптимистически
настроенная НАФТА поощряла расширение
торговли по всему континенту. Двусторонняя
торговля Мексики с ее партнерами выросла
на 67% в период между 1993 (91 млрд. долл.) и
1996 (152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов
дефицит платежного баланса стал увеличиваться.
Несмотря на критику со стороны озлобленных
националистов, Седильо продолжал осуществлять
приватизацию, сосредоточив внимание
на объектах телекоммуникаций, железных
дорогах, портах, электростанциях и нефтехимических
заводах.
Национальный доход. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики
в 1997 - общий выпуск товарной продукции
и оказанных услуг - составил 402,5 млрд.
долл. или 4184 долл. на душу населения. В
1997 промышленность составила 28,3% ВВП, сфера
услуг и торговля - 65,3%, сельское и рыбное
хозяйство - 6,1%. Прирост объема производства
мексиканской экономики ежегодно составлял
в 1995 - 6,2%, в 1996 - 5,1%, 1997 - 7%, в 1998 - 5,3%.
Экономическая география. Промышленность сосредоточена главным
образом в зоне с 80-километровым радиусом
от города Мехико и в городах Монтеррей
и Гвадалахара. Промышленный коридор тянется
вдоль большей части северной границы
Мексики. Добыча нефти сосредоточена на
восточном побережье от Тампико до Вилья-Эрмоса,
на морских буровых установках в заливе
Кампече. Большинство ферм по разведению
крупного рогатого скота находится в северных
и центральных штатах, в них сосредоточена
и большая часть других полезных ископаемых.
Малорентабельное производство кукурузы,
бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских
красных перцев размещено по всей стране,
за исключением тех районов, где этому
препятствуют климат и естественная растительность
(северные районы пустынь и леса в Табаско,
Юкатане и Чьяпасе) или территория (скалистые
горные долины ЗападнойСьерры-Мадре).
Мотыги и плуги, запряженные буйволами,
все еще широко используются малорентабельными
крестьянскими хозяйствами, которые редко
могут позволить себе использовать более
передовую сельскохозяйственную технику,
которая применяется крупными землевладельцами.
Товарное сельское хозяйство наиболее
развито и механизировано в районах к
северу от долины Мехико и на северо-западных
склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре,
особенно в штатах Синалоа и Сонора, где
выращиваются, в основном на экспорт, фрукты
и овощи, произрастающие в условиях умеренного
климатического пояса, в частности помидоры
и дыни. Товарные тропические культуры
выращиваются на центральном побережье
и на юге: сахарный тростник - на равнинах,
кофе - в горных районах, мексиканская
пенька на Юкатане, а бананы, манго, гуайява,
папайя и ананасы в ряде других районов.
Занятость. В 1998 в Мексике почти 38 млн. человек находилось
в трудоспособном возрасте, из них почти
5% не работали и еще 35% работали неполный
рабочий день. Проблема устройства на
работу стимулирует огромную миграцию
населения в город Мехико, столицы штатов
и в США. По оценкам, численность людей,
которые в 1990-е годы мигрировали в поисках
работы, составила 14 млн. человек. В Мексике
практически нет иностранных рабочих,
за исключением штата Чьяпас, где в сельском
хозяйстве работают сезонные рабочие
из Гватемалы. В 1970-е и 1980-е годы беженцы
из стран Центральной Америки, где шли
гражданские войны, искали постоянную
работу в Чьяпасе и других районах Мексики.
В конце 1990-х годов ок. 22% трудоспособного
населения Мексики были занята в сельском
хозяйстве, 19% - в промышленности, 13% - в
торговле, 7% - в строительстве, а остальные
- в сфере услуг.
Организация и планирование производства. Со времен революции
1910 и особенно с 1930-х годов правительство
осуществляло политику "мексиканизации"
для того, чтобы модернизировать экономику
в соответствии с национальными интересами.
Многие крупные и принадлежавшие иностранцам
поместья были разделены на части и распределены
среди безземельных крестьян, были национализированы
также сотни промышленных предприятий.
Чтобы осуществить свою политику мексиканизации,
правительство приняло ряд законов и регулирующих
актов, которые определили тип собственности,
допустимый в различных отраслях промышленности.
Государственной собственностью стали
производство электроэнергии, эксплуатация
железных дорог, радиосвязи и телеграфной
связи, а также нефтяная и нефтехимическая
промышленность. Радиовещание, автомобильный
транспорт и лесная промышленность должны
были полностью принадлежать мексиканцам.
Иностранным инвесторам было разрешено
иметь только незначительную долю в собственности
прочих отраслей промышленности, в том
числе в черной металлургии, рыбной, горнодобывающей
(за исключением нефтедобычи) и пищевой
промышленности. Другие виды экономической
деятельности, особенно связанные с импортными
компонентами для реэкспорта, могли иметь
неограниченную долю иностранной собственности.
К 1980-м годам правительство владело или
контролировало 2/3 национального производства;
обладало полномочиями в зависимости
от ситуации отменять или усиливать ограничения
на иностранный капитал; умело использовало
различные финансовые стимулы или барьеры,
импортные лицензии, протекционистские
тарифы и контроль за ценами на предметы
первой необходимости (основные продукты
питания, бензин, телефонная связь, вода,
электроэнергия). По предложению Международного
валютного фонда (МВФ) правительство пошло
на распродажу государственных компаний
и снятие ограничений для иностранного
капитала. В декабре 1993 мексиканский конгресс
принял новый закон об иностранных инвестициях.
Этот закон предоставил больше возможностей
(не ограниченных конституцией) для иностранной
собственности, гарантировал благоприятный
климат для большинства иностранных инвесторов,
исключил предоставление нормативных
документов для реализации их проектов
и облегчил получение разрешений в области
иностранных инвестиций. В начале 1997 в
прямых иностранных инвестициях в Мексике
в промышленности преобладали фирмы США
с 56,2% от их общей суммы в 17,4 млрд. долларов
в 1994-1996.
Сельское хозяйство. В 1997 в сельском хозяйстве было занято
22% работающих, оно давало 6,1% ВВП, тогда
как в 1950 в нем было занято 58% работающих,
и оно дало 22,5% ВВП. Большая часть производства
сосредоточена в частных товарных фермах
или на эхидос, землях, обрабатываемых
по традиционной мексиканской системе
землевладения, в соответствии с которой
земля является коллективной собственностью
крестьянской общины. Эхидос были восстановлены
после революции 1910 и получили развитие
во времена правления Карденаса (1934-1940).
Хотя крестьяне имели право пользоваться
общественной землей, они не могли владеть
ею или продавать ее по закону. Такие ограничения
мешали тем, кто занимал эту землю, воспользоваться
ею в качестве заклада под заем в банке
или вступить в совместные предприятия
с юридическими лицами. Хотя ок. 2/3 сельского
населения жили на этих общественных землях
(они составляли почти половину всей обрабатываемой
земли), частные крестьянские хозяйства
производили 70% товарного продовольствия
и большую часть экспортных культур. Такое
положение вызвало критику эхидос как
помехи для развития сельского хозяйства.
В начале 1992 правительство приступило
к осуществлению реформы, позволяющей
крестьянам заключать договоры, по которым
они могли бы сдавать в аренду, делить
землю или продавать свои фермы. Некоторые
члены крестьянских общин даже заключили
договоры о совместной деятельности с
мультинациональными корпорациями, которым
они предоставляли землю и рабочую силу
в обмен на капитал и техническую помощь.
Немногие из этих предприятий процветали,
и после затяжной засухи последовали сильные
тропические ураганы, которые повредили
урожаю 1998. К важнейшим сельскохозяйственным
культурам относятся пшеница, рис, ячмень,
маис и сорго. К другим важным экспортным
культурам относятся фрукты и овощи, особенно
помидоры, апельсины, манго и бананы. Кофе
в 1990 дало 1,4% экспортных поступлений. Разведение
крупного рогатого скота в Мексике сосредоточено
в северно-центральном регионе, который
экспортирует большое число голов рогатого
скота в США. Говядина и молочные продукты
для урбанизированных районов Мексики
в основном поступали из приморского района
Мексиканского залива, где разводят крупный
рогатый скот породы зебу. Большое значение
в животноводстве страны имеют также лошади,
мулы, ослы, овцы, козы и свиньи. Объем выпускаемой
продукции животноводства соответствует
внутренним потребностям страны в говядине,
свинине, свежем молоке, птице и яйцах,
но сухое молоко импортируется.
Рыболовство. Коммерческая ловля рыбы хорошо развита
вдоль берегов Калифорнийского и Мексиканского
заливов. В этой отрасли хозяйства преобладают
кооперативы. В 1992 общий улов рыбы составлял
1,6 млн. т. Большая часть улова потребляется
непосредственно жителями Мексики; остальная
часть перерабатывается и/или экспортируется.
Лесное хозяйство. Леса Мексики были вырублены на топливо
или для ведения земледелия. С 1940-х годов
стала осуществляться программа восстановления
лесов путем создания национальных лесопарков.
В 1990 производство круглого леса составляло
22,2 млн. кубометров. 70% древесины использовалось
как топливо. По объему производства и
ценности сосна превосходила почти в 10
раз все остальные породы деревьев, такие,
как красное дерево, розовое дерево, кампешевое
дерево, светлое красное дерево, капок
и фустик, в основном на перешейке Теуантепек
и полуострове Юкатан. К другим видам продукции
лесной промышленности относятся чикли
из саподиллового дерева, битум, канифоль
и древесный уголь.
Полезные ископаемые и горнодобывающая
промышленность. Шахты и нефтяные поля Мексики, которые
когда-то принадлежали главным образом
корпорациям США, теперь в основном национализированы.
Мексика является одним из основных мировых
производителей серебра (2536 т в 1996) и плавикового
шпата (480 тыс. т в 1997), а также главным поставщиком
сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка.
В 1997 было произведено 170 тыс. т свинца,
360 тыс. т меди и 2,3 млн. т серы, а также большое
количество золота, молибдена, вольфрама,
олова, висмута, урана, барита и высококачественного
коксующегося угля. Имеются три главных
горнодобывающих района. На севере Нижняя
Калифорния и штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа,
Коауила, Нуэво-Леон, Дуранго и Сакатекас
богаты серебром, медью, углем, золотом,
железной рудой, цинком, свинцом, молибденом,
баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом.
На побережье Мексиканского залива, штаты
Веракрус, Табаско и Кампече производят
серу, алюминий и марганец. Значительное
количество золота, марганца, плавикового
шпата, свинца и цинка страны добывается
в западно-центральных штатах Халиско,
Герреро, Агуаскальентес, Гуанахуато,
Идальго и Сан-Луис-Потоси.
Нефть. Мексика является четвертым по объему
добычи в мире производителем сырой нефти
и занимает пятое место по разведанным
запасам углеводородов, равным 60,16 млрд.
баррелям нефти. Когда в начале 20 в. началась
коммерческая добыча нефти, она стала
играть важную роль в экономике Мексики
и ее внешнеэкономических связях. После
экспроприации иностранных нефтяных компаний
в 1938 государственная компания "Петролеос
Мехиканос" ("Пемекс") воспользовалась
монополией на освоение, производство,
переработку, транспортировку и продажу
нефти и природного газа. Первоначальные
нефтяные поля располагались в основном
между Веракрусом и Тампико, но в 1970-х и
1980-х годах были открыты новые нефтяные
поля в Табаско, в море близ побережья
Кампече и в Чьяпасе. Доход от продажи
нефти на экспорт в 1982 составлял 3/4 валютной
выручки Мексики, в 1998 - только 19%. Мексика
отказывалась в 1991-1992 открыть свой нефтяной
сектор для иностранных компаний во время
переговоров о НАФТА. Тем не менее потребность
Пемекса в инвестициях в размере от 22 до
25 млрд. долл. в середине 1990-х годов заставила
ее заключить контракты с частными компаниями
по бурению нефтяных скважин, совместными
предприятиями по переработке нефти и
предложить государственной компании
продать большинство акций нефтехимических
предприятий. Эта компания-монополист
сократила численность своего персонала
с 215 тыс. человек в 1988 до 133 тыс. человек
в 1998.