Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 11:41, курсовая работа
В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием "новых индустриальных стран" Азии, Африки, а также Латинской Америки.
В своей работе я хочу осветить процессы, которые имели место и происходят сейчас в "новой индустриальной стране" Латинской Америки - Мексике.
Введение
1 Основные направления развития экономики Мексики в XIX-XX столетиях
1.1 Общие закономерности социально-экономических процессов Нового времени в Мексике
1.2 Особенности функционирования мексиканской экономики в период до начала Второй мировой войны
1.3. Оценка неолиберальных социально-экономических преобразований в 1980-Х гг.
2 Роль образования НАФТА на ход и динамику функционирования мексиканской экономики
2.1 Влияние развития интеграционных процессов в Северной Америке на экономику Мексиканских Соединенных Штатов
2.2 Внешнеэкономические связи Мексики в рамках НАФТА
2.3 Хозяйственные результаты североамериканской интеграции для мексиканской экономики
3 Тенденции перспективы экономики Мексики
3.1 Влияния мирового экономического кризиса на социально-экономическую обстановку в Мексике
3.2 Основные проблемы современной Мексики
3.3 Пути дальнейшей модернизации мексиканской экономики
Заключение
Список используемых источников
Итак, к началу XX в. в Мексике сохранялись крупное землевладение, докапиталистические формы эксплуатации, феодальные пережитки. Иностранный капитал захватил командные высоты в таких отраслях экономики, как железнодорожный транспорт, горнодобывающая, металлургическая, нефтяная промышленность, играл видную роль в торговле и сельском хозяйстве. О степени его влияния красноречиво говорят данные о распределении национального богатства страны: в 1911 г. на долю североамериканского капитала приходилось 43,4 %, мексиканского — 30, английского — 13,2 %.
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕКСИКАНКОЙ ЭКОНОМИКИ В
Оборотной стороной экономических успехов явилось усиление зависимости страны от Соединённых Штатов и высокая социальная напряженность. Поэтому реакцией на циклический кризис в США 1907—1908 гг., усиленной неурожаем 1910 года, стал острый экономический, социальный и политический кризис в Мексике.
Так было положено начало Мексиканской революции, периода, во время которого в стране шла гражданская война, являющаяся одной из самых кровопролитных в истории человечества.
К началу буржуазно-демократической революции в Мексике иностранный капитал контролировал основные отрасли промышленности. Американские и английские компании заняли ведущие позиции в горнодобывающей, нефтяной и других отраслях. Нефтяные месторождения Мексики эксплуатировались самым хищническим образом. Мексика выдвинулась на одно из первых мест по добыче нефти, которая составила в 1911 г. 12552 тысячей баррелей.
Антиклерикальная программа новой конституции вызвала обострение отношений государства с церковью. В 1926 году в Мексике началось восстание кристерос, сторонников церкви, в основном крестьян, которые убивали представителей правительства и сжигали светские школы.
В начале 1925 года Плутарко Элиас Кальес, вступивший на пост президента Мексики, принял ряд мер, осуществление которых оказалось возможным благодаря конституции 1917 года, по ограничению влияния церкви. Так, например, запрещалось носить церковное облачение в общественных местах (то есть вне здания церкви), за нарушение запрета полагался штраф в размере 500 песо. Кроме того, священнослужитель, критикующий правительство, мог быть лишен свободы сроком на 5 лет. Из страны были изгнаны все иностранные священники, закрыты монастыри и религиозные школы, конфискованы некоторые здания, принадлежащие церкви. Был арестован архиепископ Мексики, выступивший за отмену антиклерикальных положений конституции.
Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе. В 1929 году при содействии США (в которых восстание вызвало проблемы с поставками нефти) и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Однако условия этого мира не устроили большинство повстанцев, продолжавших борьбу в течение ещё двух лет.
Мировой экономический кризис (1929-1933гг.) резко обострил классовые и социальные противоречия, усилил антиимпериалистические настроения в стране. Характерной особенностью преобразований в 30-х годах было создание государственного сектора экономики, который должен был способствовать социальным изменениям и независимому развитию страны.
В 1934 году президентом стал представитель Мексиканской революционной партии Ласаро Карденас. Новое правительство развернуло широкую реформистскую кампанию. Было организовано проведение аграрной реформы. При содействии Карденаса в 1936 году был создан крупнейший профсоюзный центр — Конфедерация Трудящихся Мексики.
В целях ограничения деятельности иностранных монополий в октябре 1936 года был принят закон, предоставлявший правительству возможность национализировать собственность иностранных компаний. В 1937 году были частично национализированы железные дороги. Они передавались в управление рабочей администрации профсоюза железнодорожников.
18 марта 1938 года
Ласаро Карденас приступил к
экспроприации собственности
Карденас предпринимал решительные шаги в отношении ликвидации массовой неграмотности, особенно среди индейцев. При Карденасе Мексика оказывала значительную помощь испанским революционерам, а в 1939 году в Мексике укрылось значительное число потерпевших поражение испанских республиканцев.
Таким образом, национализация нефти и другие меры, направленные на независимое развитие и ограничение иностранного капитала, вызвало недовольство как внутри страны, так за границей. Но под влиянием событий, связанных с началом второй мировой войны, преобладающее влияние в государстве приобрели силы, ориентированные на более тесные связи с иностранным и прежде всего с американским капиталом.
1.3 ОЦЕНКА НЕОЛИБЕРАЛЬНЫХ
Во Второй мировой войне Мексика выступила союзником антигитлеровской коалиции. Финансовая и технологическая помощь Соединенных Штатов позволила Мексике модернизировать железные дороги и промышленность. Лишившись европейского импорта Мексика была вынуждена развивать собственное производство. Война подняла мировые цены, создав тем самым благоприятные условия для мексиканской торговли. После войны начался период экономического роста: выполнения программ индустриализации, промышленного развития регионов, ирригации, внедрения новых аграрных технологий.
Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил «упиваться» своим богатством. Взлет мировых цен на нефть подтолкнул Мексику, обладающую этим ценнейшим ресурсом, да еще в больших размерах (входит в пятерку главных мировых продуцентов), наращивать ее добычу (открытие и освоение в середине 70-х годов новых нефтяных месторождений внесло перелом в ход всех этих эволюционных процессов.) Неожиданный «валютный дождь» породил в стране эйфорию, иллюзию возможности - без особых интеллектуально-трудовых затрат - «процветания» в современной, быстро меняющейся и усложняющейся экономике.
С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы, в том числе североамериканские.
В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3 общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер. Диспропорции в экономике, краткосрочность приоритетов развития оборачивались нарастанием внешней задолженности (с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 39 млрд. в 1979), причем свыше 4/5 ее суммы приходилось на частные «ТНБ с их более жесткими условиями кредитования. Потенциально богатая страна «жила в кредит».
Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана, реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов, резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки. В отсутствие надлежащего валютного контроля все призывы правительства и президента Л. Портильо приостановить бегство капиталов в сложное для страны время оставались тщетными.
Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно» (в 1979-1981 гг. темпы роста достигали примерно 8% ежегодно) произошел резкий спад. Принятые «пожарные» меры девальвация песо, частичные, а затем расширенные валютные ограничения, оказались запоздавшими и не дали должного эффекта. В августе 1982, г. Мексика, стремившаяся до того момента быть аккуратным плательщиком, внезапно объявила о приостановке выплат в счет внешнего долга. Чтобы поставить шлагбаум на пути утечки капиталов, правительство в сентябре того же года приняло решение о национализации частных банков. Страна оказалась в тисках глубокого финансово-экономического кризиса; падение производства в 1983 г. превысило 5%, чего Мексика не знала со времен «великой депрессии». Взрывная волна от этого события прокатилась по другим странам региона.
В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого света» которого должник не может рассчитывать на возобновление кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал «Хартию намерений» с обязательством изменить экономический курс. Суть перемен сводилась к сужению госсектора посредством приватизации, отмене валютного контроля, уменьшению бюджетного дефицита и реализации ряда других рекомендаций супербанка-координатора. Конкретизация этих намерений, призванных преодолеть финансово-экономический кризис, была официально оформлена в Национальном плане развития 1983-1988 гг. (срок полномочий президента).
Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.), характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание Мексики восстановить свой традиционный образ исправного должника (только ежегодные выплаты процентов достигли 10 млрд. долл.), что привело к свертыванию инвестиционной деятельности (в 1984 г. почти на 40%), станет понятным повторный спад производства (в 1986 г. на 4%). Управление экономикой выходило из-под контроля, и тогда начались поиски новых экономических ориентиров.
Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной Америке впечатляющих успехов добилась Чили. Эти примеры, опровергшие классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния «империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида в середине 80-х годов круто изменить курс.
Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.
Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы, но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг. давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика, проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал. Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.
С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось. Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты. Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24--25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на 15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.
Таким образом, инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл. Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл. Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на 1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту - руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.