Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 11:41, курсовая работа
В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием "новых индустриальных стран" Азии, Африки, а также Латинской Америки.
В своей работе я хочу осветить процессы, которые имели место и происходят сейчас в "новой индустриальной стране" Латинской Америки - Мексике.
Введение
1 Основные направления развития экономики Мексики в XIX-XX столетиях
1.1 Общие закономерности социально-экономических процессов Нового времени в Мексике
1.2 Особенности функционирования мексиканской экономики в период до начала Второй мировой войны
1.3. Оценка неолиберальных социально-экономических преобразований в 1980-Х гг.
2 Роль образования НАФТА на ход и динамику функционирования мексиканской экономики
2.1 Влияние развития интеграционных процессов в Северной Америке на экономику Мексиканских Соединенных Штатов
2.2 Внешнеэкономические связи Мексики в рамках НАФТА
2.3 Хозяйственные результаты североамериканской интеграции для мексиканской экономики
3 Тенденции перспективы экономики Мексики
3.1 Влияния мирового экономического кризиса на социально-экономическую обстановку в Мексике
3.2 Основные проблемы современной Мексики
3.3 Пути дальнейшей модернизации мексиканской экономики
Заключение
Список используемых источников
2 РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАФТА НА
ХОД И ДИНАМИКУ
2.1 ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ
Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.
17 декабря 1992 г. было
подписано Соглашение между
НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Очень важно отметить, что все три государства - члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения. Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.
Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:
Следует отметить, что, несмотря на все договоренности между странами-участницами, в рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.
В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет. Однако включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.
Таким образом, Мексика была сильно заинтересована в подписании рассматриваемого соглашения, так как оно гарантировало доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в страну, в том числе и за счет других латиноамериканских стран, возможность модернизации экономики. Более того, соглашение рассматривалось как логичное продолжение неолиберальных реформ, предпринятых правительством Мексики в начале 80-х годов и отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Мексика связывает с НАФТА большие надежды. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровню развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
Существует еще один довод против НАФТА, заключающийся в том, что все инвестиции в Мексику идут в счет инвестиций у себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то, что ранее производилось в США. Это действительно имеет место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия иностранных инвестиций по всему миру. Около 75% всех инвестиций США вложено в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одна из них была Мексика. Основной характеристикой всех этих семи стран является то, что каждая из них располагает большим внутренним рынком, чьи потребности не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего рынка. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.
Таким образом, Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономику Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли.
Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках.
Благодаря участию в НАФТА, не просто растут темпы промышленного
производства, но и увеличивается доля в нем наукоемкой продукции, хоть и в разной степени по странам-участницам.
2.2 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕКСИКИ В РАМКАХ НАФТА
Мексика преодолела влияние глобального кризиса, но находится под влиянием рецессии на основных мировых рынках. Если в 2010 году прирост ВВП был 5,5%, то в 2011 году этот показатель составил 4,0%. Монетарная политика Мексики сдерживает влияние колебаний мировых рынков на финансовую стабильность этой страны. Несмотря на сезонные отклонения, укреплялся курс национальной валюты (в апреле 2012 года 1 долл. США = 12,8 мексиканских песо). Золотовалютные резервы в 2011 году превысили 142 млрд. долл. США. Темп инфляции сократился с 4,2% в 2010 года до 3,4% в 2011 году. Управление государственными финансами обеспечило сокращение дефицита бюджета с -2,8% ВВП в 2010 году до -0,4% ВВП в 2011 году (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели экономики Мексики
Показатель |
Ед. измерения |
2005 |
2010 |
2011 |
ВВП по ППС |
млрд. долл. США |
1297,5 |
1564,8 |
1661,6 |
ВВП на душу по ППС |
долл. США |
12483 |
13932 |
14610 |
Прирост реального ВВП |
% к предыдущему году |
3,2 |
5,5 |
4,0 |
Совокупные инвестиции |
% от ВВП |
24,3 |
23,8 |
24,9 |
Инфляция |
%, сред. потреб. цена |
4,0 |
4,2 |
3,4 |
Безработица |
% от активного населения |
3,6 |
5,4 |
5,2 |
Из таблицы 1 видно, что объём инвестиций увеличился с 23,8% в 2010 году до 24,9% в 2011 году, это говорит о том, что Мексика входит в двадцатку наиболее привлекательных стран мира для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По распределению ПИИ по основным отраслям в 2011 году 53,6% поступило в промышленность, 46,3% - в сферу услуг, 0,1% - в сельское хозяйство. Источниками поступления ПИИ в Мексику в 2011 году были США – 55%, Испания – 15%, Нидерланды - 6,7%, Швеция – 6.3%, Канада- 3,4%, Япония – 3,4%, другие страны – 10,2%.
Приток иностранных портфельных инвестиций в Мексику увеличился с 2,7 млрд. долл. США в 2008 году до 39,4 млрд. долл. США в 2010 году, а объём средств, отражающих бегство капиталов, вырос за этот период с 9 млрд. долл. США до 31 млрд. долл. США.
В Мексике зарегистрировано 48 млн. человек экономически активного населения. Среднегодовой уровень безработицы превысил 5,4%, а около 2,5 млн. человек официально зарегистрированы «безработными». Однако этот показатель не полностью отражает ситуацию с занятостью населения, так как число участников неформальной экономики достигло 12,5 млн. человек.
Прогнозные показатели на 2012 год (прирост ВВП на 3,6%, прирост инвестиций на 6,3%, сокращение инфляции до 3,8%, прирост частного потребления на 3,9%) указывают на наличие условий устойчивого развития мексиканской экономики.
Экспорт в 2010 году вырос на 29,8% и достиг 314 млрд. долл. США, а в 2011 году его объём составил 366 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6%. Основная доля (около 82%) экспорта Мексики приходится на обрабатывающую промышленность. Доля нефти и нефтепродуктов в структуре мексиканского экспорта составляет 14%, продукции сельскохозяйственного происхождения – 2,9%, горнодобывающей промышленности – 0,8%. Главными покупателями мексиканских товаров в 2011 году являлись США (78,5%), а также Канада, Китай, Испания, Бразилия, Колумбия, Германия (таблица 2).
Таблица 2 – Экспорт Мексики 2010, 2011 гг.
Год |
Экспорт, млрд. долл. |
Доля в мировом экспорте, % |
Доля экспорта в ВВП, % |
Экспорт на душу населения, долл. |
Темп роста экспорта, % |
2010 |
314 |
1,65 |
30,5 |
2768 |
128,7 |
2011 |
366 |
1,63 |
31,7 |
3188 |
116,6 |
В 2010 году импорт вырос на 28,7% и по объёму превысил 326 млрд. долл. США, а в 2011 году его размер составил 380 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6% по сравнению с предыдущим годом. Главными партнёрами Мексики по импорту были США (49,7%), Китай (15%), Япония (5%). Основные позиции в структуре импорта занимали: автомобильные компоненты, детали для телевизоров и записывающих устройств, телефонные аппараты и детали к ним, бензин. На протяжении последнего десятилетия отмечается дефицит по внешнеторговым операциям Мексики, размер которого существенно сократился с 17,5 млрд. долл. США в 2008 году до -1,3 млрд. долл. США в 2011 году (таблица 3).
Таблица 3 – Импорт Мексики 2010, 2011 гг.
Год |
Импорт, млрд. долл. |
Доля в мировом импорте, % |
Доля импорта в ВВП, % |
Импорт на душу населения, долл. |
Темп роста импорта, % |
2010 |
326 |
1,76 |
31,6 |
2874 |
126,8 |
2011 |
380 |
1,74 |
32,9 |
3310 |
116,6 |
С целью проведения своей внешнеэкономической политики Мексика активно использует формат соглашений о свободной торговле, которые она заключила с 44 странами, т.е. более чем какая-либо другая страна. Основным является Североамериканское соглашение о свободной торговле (САЗСТ) вступившее в силу в 1994 г., которое значительно повысило привлекательность и конкурентоспособность Мексики. За 16 лет его действия объем трехсторонней торговли между Мексикой, США и Канадой утроился. Однако влияние этого и других 11 соглашений о свободной торговле на социально-экономическое развитие Мексики оценивается неоднозначно. Расширению внешнеэкономических связей Мексики способствуют заключенные соглашения с Израилем, Колумбией, Чили и Центральноамериканскими странами, а также Европейским союзом, с которым в 2000 году был заключен «Глобальный договор», включающий соответствующие положения о свободной торговле. В настоящее время Мексика ведет подготовку соглашения о свободной торговле с Бразилией.
Таким образом, Мексика проявляет активное участие в решении актуальных вопросов международных экономических отношений. Она является членом Группы 20, и в 2012 году председательствует в этой организации. В рамках Группы 20 Мексика придерживается позиции динамично развивающихся стран относительно модернизации инфраструктуры глобального экономического сотрудничества. Она является сторонницей не только реформирования МВФ и Всемирного банка, но увеличения капитализации Межамериканского банка развития. Мексика выступает за согласование деятельности по ликвидации налоговых гаваней, выработке решений о наблюдении за международной финансовой системой и повышение ее прозрачности, укрепление международного доверия, улучшение цепей безопасности международных финансов и ускорение оздоровления государственных счетов стран с фискальными проблемами, формирование основ, позволяющих избежать новых кризисов.
2.3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ