Экономика Мексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Официальное название — Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).
Расположена в юго-западной части Северной Америки. Площадь Мексики 1 972 550 км2, в т.ч. около 5,4 тыс. км2 — острова в Тихом океане. Численность населения 103,4 млн чел. (2002). Государственный язык — испанский. Столица Мексики — г. Мехико (20 млн чел.). Государственный праздник — День независимости 16 сентября (1810). Денежная единица Мексики — песо.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Мексика - История……………………………………………………....4
Государственное устройство и политическая система Мексики…..8
Экономика Мексики…………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Мир экономика Мексика.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  
Федеральное государственное бюджетное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования  
«Тульский государственный университет»  
 
Кафедра Мировой экономики  
 
«Мировая экономика»  
 
 
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА  
 
 
«Мексика»  
 
Выполнил ______________ ____________ст.гр.730701 Гаврилова Е.А.  
(подпись)  
 
Проверил:  
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 
 
Тула 2012г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Мексика - История……………………………………………………....4
  2. Государственное устройство и политическая система Мексики…..8
  3. Экономика Мексики…………………………………………………....14

Заключение…………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………...23

 

 

Введение

Официальное название —  Мексиканские Соединённые Штаты (Estados Unidos Mexicanos).

Расположена в юго-западной части Северной Америки. Площадь  Мексики 1 972 550 км2, в т.ч. около 5,4 тыс. км2 — острова в Тихом океане. Численность населения 103,4 млн чел. (2002). Государственный язык — испанский. Столица Мексики — г. Мехико (20 млн чел.). Государственный праздник — День независимости 16 сентября (1810). Денежная единица Мексики — песо.

Член ООН и её специализированных организаций (ФАО, МОТ, МВФ, ВБ, ЮНИДО, ВОЗ  и др.), АТЭС, ЕБРР, ЛАЭС, ЛАИ, Движения неприсоединения, ОАГ, ОЭСР и др.

 

 

  1. Мексика-история страны

Мексика — страна древнейших цивилизаций — ольмеков, майя, тольтеков, ацтеков и др. После завоевания Испанией в 16 в. Мексика в течение  почти трёх столетий была её колониальным владением, входя в состав обширного  вице-королевства Новая Испания. 16 сентября 1810 в Мексике началось антиколониальное восстание во главе  со священником М. Идальго. После  поражения восставших освободительную  борьбу возглавил Х.М. Морелос. 28 сентября 1821 была провозглашена независимость  Мексики, а в 1824 принята Конституция, согласно которой страна стала федеративной республикой. После войны за независимость  Мексики вступила в полосу военных  мятежей и государственных переворотов. Воспользовавшись её политической нестабильностью, США в 1845 аннексировали Техас  и в 1846—48 отторгли от страны более 1/2 территории. В 1854—60 в Мексике шла  гражданская война между либералами и консерваторами, которая закончилась  победой либералов. В 1859 правительство  Б. Хуареса (1858—72) приняло «Законы  о реформе» (отделение церкви от государства, национализация церковного имущества и пр.). В кон. 1861 —  нач. 1862 страна подверглась вооружённой  интервенции Испании, Великобритании и Франции, которые пришли на помощь консерваторам. В 1863 французским войскам  удалось захватить столицу. Мексика  была провозглашена империей. Однако в результате борьбы мексиканского  народа интервенты, понеся большие  потери, в 1867 покинули страну. В 1877 в  Мексике была установлена диктатура  П. Диаса, тесно связанного с крупными землевладельцами, высшим духовенством и иностранным капиталом (официально президент в 1877—80, 1884—1911). В 1910 началось народное движение против диктатуры  П. Диаса. Оно вылилось в Мексиканскую революцию 1910—17, в которой участвовали  все слои общества, в т.ч. крестьянство — в освободительных армиях во главе с Ф. Вильей и Э. Сапатой. Революция завершилась свержением режима П. Диаса. 5 февраля 1917 была принята  Конституция.

 

Правительство президента Л. Карденаса (1934— 40) — представителя  националистически настроенного крыла  Национально-революционной партии, провело ряд важных демократических  и социально-экономических преобразований (аграрная реформа, национализация железных дорог и нефтяной промышленности, ограничения иностранного капитала в электроэнергетике и банках, создание госсектора в экономике  и др.), которые оказали заметное воздействие на развитие Мексики. В последующие десятилетия вплоть до нач. 1980-х гг. правительства Мексики проводили политику активного вмешательства государства в экономику и укрепления государственного сектора, которая сочеталась с некоторыми реформами в социальной сфере на основе идей революционного национализма, «соучастия» предпринимателей, трудящихся и государства в интересах национального развития. Такая политика обеспечила успешный экономический рост в условиях сравнительной политической стабильности страны на многие годы. Однако экономическое развитие сопровождалось сращиванием правящей Институционно-революционной партии (ПРИ) с государственным бюрократическим аппаратом, укреплением влияния крупного национального капитала и его связей с ТНК, ростом внешнего долга. Всё это обусловило углубление социальных противоречий и радикализацию масс. В 1968 по стране прокатились выступления студентов, поддержанные многими слоями общества. 2 октября 1968 в Мехико с помощью войск была расстреляна манифестация студентов.

Правительство Мексики де ла Мадрида (1982—88) в целях выхода из экономического кризиса и решения  проблем внешнего долга совершило  поворот к открытой и модернизированной  экономике на основе идей неолиберализма. Курс правительства на приватизацию и либерализацию вызвал ускорение  процессов инфляции, девальвации, роста  цен, безработицы и обнищания  масс. Активизировалась оппозиция. Стало  приобретать реальные очертания  ослабление корпоративной политической структуры. В 1987 ряд государственных  деятелей вышли из ПРИ и образовали Демократическое течение (КД) во главе  с К. Карденасом — бывшим губернатором. В результате слияния ряда левых партий была образована Мексиканская социалистическая партия (ПСМ). На выборах президента 6 июля 1988 за кандидата левоцентристской коалиции Национальный демократический фронт (ФНД, образованного на основе КД и многих левых организаций) — ПСМ К. Кар-денаса проголосовали св. 31% избирателей. В результате всеобщих выборов ПРИ фактически утратила свою монополию на власть. В 1989 на основе ФНД — ПСМ была образована Партия демократической революции (ПРД). Правительство К. Салинаса де Гортари (1988— 94) взяло курс на ускорение либеральных реформ в экономической, социальной и политической сферах на основе «социального либерализма». В январе 1994 вступил в силу Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) между Мексикой, США и Канадой. По мере нарастания социальных издержек неолиберального курса происходило усиление дестабилизирующих тенденций, в т.ч. в экстремистской форме. 1 января 1994 в штате Чияпас вооружённые повстанцы из т.н. Сапатистской армии национального освобождения захватили несколько муниципий, требуя «земли, работы, жилищ, свободы, демократии, справедливости и мира». Они также выступили против НАФТА. В марте 1994 был убит кандидат в президенты от ПРИ Л.Д. Колосио, что крайне дестабилизировало обстановку. 28 сентября 1994 был убит генсек ПРИ Х.Ф. Руис Массиеу. В декабре 1994 в Мексике разразился глубокий финансовый кризис, который удалось урегулировать лишь в 1996. Правительство Э. Седильо (1994—2000) продолжило курс на либеральные реформы, однако в новых реалиях, требовавших стабилизации общества, основное внимание стало уделять демократическим реформам в политической сфере. Президент стал инициатором проведения предварительных выборов всеми членами партии кандидатов ПРИ в президенты, а также её кандидатов в Конгресс Союза и в губернаторы. На основе соглашения, достигнутого между президентом и лидерами представленных в Конгрессе партий, в октябре 1996 был принят избирательный закон, в соответствии с которым впервые в истории Мексики. Федеральный избирательный институт стал независимым от исполнительной власти в деятельности по координации и финансированию избирательного процесса, были созданы механизмы проведения прозрачных и чистых выборов. В 1997—99 в обстановке активизации гражданского общества состоялись федеральные и местные выборы, в результате которых ПРИ потеряла абсолютное большинство в палате депутатов. Первым избранным главой правительства Федерального округа (столицы) стал кандидат ПРД К. Карденас. Проявилась тенденция сменяемости власти в стране на всех уровнях.

Всеобщие выборы 2 июля 2000 стали поворотным событием в истории  Мексики. Впервые за 70 лет президентом  страны был избран кандидат от оппозиционного ПРИ «Альянса за перемены» (включая  Партию национального действия (ПАН) и Экологическую зелёную партию) Висенте Фокс Кесада. ПРИ потеряла свою монополию на пост главы государства  и абсолютное большинство в обеих  палатах Конгресса Союза. Правительство  В. Фокса взяло курс на либеральные  реформы на основе идеи «экономического  гуманизма» — сочетания рыночных механизмов с государственным управлением  в социальной сфере — и реформы  государственных институтов. Реорганизованы структуры государственной безопасности, создано Контрольное управление по борьбе с коррупцией, приняты  закон о гласности и закон  о правах и культуре индейского населения  и др. Однако экономическая нестабильность, социальное неравенство и партийно-политические противоречия создают трудности  на пути реформ.

 

  1. Государственное устройство и политическая система Мексики

Соединённые штаты Мексики  — федеративная президентская республика. Действует Конституция 1917 с многочисленными  поправками (последние внесены в 1996 и 2002). Административное деление: 31 штат и 1 Федеральный округ; Мехико (Федеральный  округ), штаты: Агуаскальентес, Веракрус, Герреро, Гуанахуато, Ду-ранго, Идальго, Кампече, Керетаро, Кинтана-Роо, Ко-ауила, Колима, Мехико, Мичоакан, Морелос, Наярит, Нижняя Калифорния, Нижняя Калифорния (южная), Нуэво-Леон, Оахака, Пуэбла, Сакатекас, Сан-Луис-Потоси, Синалоа, Сонора, Табаско, Тамаулипас, Тласкала, Халиско, Чиуауа, Чьапас, Юкатан.

Наиболее крупные города: Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Пуэбла, Веракрус, Леон, Керетаро, Тампико. Принципы государственного управления в соответствии с Конституцией 1917 отвечают критериям представительной либеральной демократии. Конституцией установлены принципы разделения властей, регулярного проведения свободных выборов путём всеобщего, прямого и тайного голосования, ответственности исполнительной власти перед законодательной, свободы слова и объединений, политического плюрализма, защиты индивидуальных прав граждан, отделения церкви от государства, контроля государства над экономической и социальной сферой, контроля исполнительной власти над армией и пр. Высший орган законодательной власти — Конгресс Союза, состоящий из Палаты сенаторов (Сената) (128 чел.) и Федеральной палаты депутатов (500 человек).

Исполнительная власть принадлежит  президенту, который является главой государства и правительства. Президент  формирует кабинет, назначает и  смещает министров, генерального прокурора (с одобрения Сената), членов Верховного суда (с одобрения Сената) и других высших государственных служащих. Президент  определяет внутреннюю и внешнюю  политику, обладает законодательной  инициативой и правом вето, устанавливает  дипломатические отношения и  заключает международные договоры. Глава государства — с 1 декабря 2000 — президент Висенте Фокс Кесада, он же глава исполнительной власти (правительства).

В соответствии с Конституцией 1917 и избирательным законом 1996 президент  Мексики избирается населением на основе всеобщего, прямого, тайного голосования  сроком на 6 лет, без права переизбрания. Сенат избирается населением сроком на 6 лет. 96 его членов избираются по мажоритарным спискам (по 3 от каждого  субъекта федерации) и 32 — на основе пропорционального принципа, по партийным  спискам, в едином общенациональном многомандатном округе. Палата депутатов  избирается населением сроком на 3 года (300 депутатов по одномандатным округам, на основе мажоритарной системы, и 200 по 5 многомандатным округам, на основе пропорциональной системы). Законодательно установленный  барьер при подсчёте голосов по пропорциональной системе голосования составляет 2%. Каждый штат имеет свою Конституцию  и однопалатный конгресс (Законодательное  собрание), избираемый населением на 2 или 4 года, исполнительные органы во главе  с губернатором (избирается населением на 6 лет). Местные органы самоуправления — муниципалитеты, члены которых  избираются населением каждые 2 года. Законом 1996 введено избрание главы правительства  Федерального округа на основе всеобщего, тайного и прямого голосования (с декабря 2000 — М. Лопес Обрадор, избран дважды от Партии демократической  революции).

Выдающиеся президенты и  другие государственные деятели: Бенито Хуарес Пабло (1806—72) — национальный герой Мексики. В 1958—61 — глава  правительства, в 1861—72 — президент  страны, вошёл в историю Мексики  как борец за демократию и независимость  страны;

Карденас-и-дель Рио Ласаро (1895—1970) — генерал, будучи президентом  Мексики в 1934—40, осуществил ряд демократических  и прогрессивных социально-экономических  преобразований (национализация железных дорог, нефтяных компаний, создание и  укрепление государственного сектора, радикальная аграрная реформа), в 1942—45 — министр национальной обороны, Лауреат Международной ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1955).

В 1929—2000 партийно-политическая структура Мексики была основана на монополии правящей Институционно-революционной  партии (ПРИ), которая фактически срослась с государственным аппаратом  и безраздельно господствовала в  общественно-политической жизни страны при формально существовавшей многопартийной системе. В результате конституционных  реформ избирательного законодательства к началу нового тясячелетия в  стране сложилась система трёх основных политических партий (правой ПАН, правящей с 2000, центристской ПРИ и левоцентристской ПРД), имеющих важные позиции во власти и в государственных институтах на различных уровнях. С 1994 избираются в парламент Экологическая зелёная  партия Мексики и Партия труда, а  в 2000 — Конвергенция за демократию. Последние выборы состоялись в июле 2003. Традиционные периферийные партии прекратили своё существование.

В соответствии с законом 1996 для получения регистрации  партия должна собрать 3 тыс. подписей по меньшей мере в 10 из 32 субъектов  федерации или в 100 из 300 одномандатных  округов. Официально установленный  барьер для сохранения регистрации  общенациональной политической партии на федеральных выборах — 2%. Государственное  и частное финансирование участвующих  в выборах партий установлено  в пропорции 90 к 10.

Политические партии. ПРИ  — правящая партия в 1929—2000, до 1938 называлась Национально-революционной партией, затем Партией Мексиканской революции  и с 1946 — ПРИ; до 8 млн членов. Официальная  доктрина партии — революционный  национализм. Выдвигая в качестве приоритетов  модернизацию экономики, реформирование государства и повышение его  роли в социальных программах, партия определяет себя как «социал-демократический прогрессивный центр». Сохраняет относительное большинство мест в обеих палатах Конгресса Союза, имеет губернаторов в 22 штатах страны. ПРИ является членом Постоянной конференции политических партий Латинской Америки и Карибского бассейна (КОППАЛ) и наблюдателем в Социалистическом интернационале (ИС). Председатель Национального исполкома (с марта 2002) Р. Мадрасо, генеральный секретарь партии Э. Эстер Гордильо.

ПАН основана в 1939, с 2000 —  правящая партия. Выступает с позиций  идеологии неолиберализма в экономике  и неоконсерватизма в политике. Объединяет представителей крупного капитала, средние  городские слои, часть крестьянства и часть католической интеллигенции, до 500 тыс. членов. Входит в Хри-стианско-демократический  интернационал (ИДК) и Христианско-демократическую  организацию Америки (ОДКА). Председатель Национального исполкома (с марта 2002) Л.Ф. Браво Мена, генеральный секретарь  партии — М. Эспино Барриентос.

ПРД создана в 1989. Выступает  за продолжение демократических  традиций Мексиканской революции, за переориентацию экономики в интересах народа, углубление демократических реформ и за независимую внешнюю политику и национальный суверенитет. В ПРД  преобладают два основных идеологических направления: революционно-демократическое  и социалистическое. Член Социалистического  интернационала, КОППАЛ и Форума Сан-Пауло. Председатель партии (с апреля 2003) Л. Годой Ранхель.

Мексика проводит неолиберальную политику модернизации и стабилизации экономики, либеризации внешней  торговли и капиталов с социальной ориентацией. В плане борьбы с  социальным неравенством, бедностью  и безработицей проводятся программы  адресной помощи беднейшим слоям  и регионам, реформирование систем образования, здравоохранения и  социального обеспечения, поддержки  мелкого и среднего предпринимательства. В области внутриполитического  развития Мексики уделяет главное внимание демократическим реформам государственных институтов, направленным на разделение функций властей, ограничение власти президента, создание «нового» федерализма, новой системы общественной безопасности, решение вопросов о правах и культуре индейского населения и др. Залогом успеха этой политики Мексика считает взаимодействие государства и гражданского общества на основе консенсуса и национального согласия.

Информация о работе Экономика Мексики