Экономика общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 07:09, контрольная работа

Описание работы

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60 годы 20 столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51страна с населением 988,3 млн. чел., проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв. км.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3 1.Общая характеристика развивающихся стран………3
1.1.Группы развивающихся стран……………………...4
1.2.Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века………………………………………….5
2.Экономические проблемы стран третьего мира…….8
2.1.Экологические проблемы развивающихся стран..14
2.2.Социальные проблемы…………………………….16
3.Внешняя задолженность…………………………….19
3.1.Экономические отношения с Россией……………21
Заключение…………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………….25

Файлы: 1 файл

реферат злодеев.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

Ускоренная эрозия почв связана  также с сокращением лесного  покрова планеты. За период 1991 –1995 гг. средний объем вырубки лесов  в бассейне Амазонки составлял около 126 км, в год, при этом не проводилась  никаких серьезных восстановительных  работ. А ведь амазонские леса –  наиболее значимых источник кислорода для всей земной атмосферы.           

Темпы вырубки лесов Восточной  Азии составляет ежегодно 1,4%. Наибольшие вырубки приходится на Индонезию, где  сегодня вырубается 12 тыс. кв. км. Лесов  в год против 5,5 тыс. кв. км. в середине 70-х годов. Все больший урон лесами развивающихся стран наносят лесные пожары.          

Перемещение экологически опасных  производств из развитых в развивающиеся  страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления климата.          

Многие развивающиеся  страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового  слоя в атмосфере Земли. После  подписания Монреальского протокола, направленного на сокращение и последующие прекращение производства таких веществ, страны ЕС,  Япония и СССР в 10 раз сократили их производство. США полностью перестали производить эти вещества. При этом Китай стал лидером производя почти 91 тыс. т.(более чем все развитые страны и Россия), значительно выросло производство этих веществ в Южной Корее, Мексике, Малайзии, Индонезии и в Индии.          

Безусловно, проблемы связанные  с загрязнением окружающей среды, можно  эффективно решать с помощью технических  средств, но для этого необходимы большие капитальные затраты. На поддержание экосистем развивающихся  стран в их нынешнем состоянии  требуется около 125 млрд. долл. в год  на протяжении не менее 20 лет, тогда  как вся сумма ассигнований по всем программам помощи развитых стран развивающимся в начале 90-х годов не превышала 55 млрд. долл.          

Таким образом, деградация окружающей среды развивающихся стран в  ближайшей перспективе будет  продолжаться.                   

 

 

 Социальные  проблемы развивающихся стран

         

Более высокие темпы экономического роста в развивающихся странах  по сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали постоянному сокращения между ними по экономическим показателям.

Однако этот разрыв все  еще разителен. Среднедушевой объем  ВВП и промышленной продукции  в развивающихся странах составляет 15% от уровня развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции –  около 50%.[1]          

На основе паритета покупательных  способностей валют в долл. (1995 г.), рассчитанных  Б. Болотиным, среднедушевой объем ВВП  у 67-68% населения Земли не превышал 20% от уровня развитых стран.2.Поэтому проблема бедности и углубления дифференциации населения, развивающихся стран по уровню среднедушевых доходов остается острейшей социальной проблемой этих государств на рубеже веков. Так, в большинстве развитых странах коэффициент Джини, применяемый для оценки неравномерности распределения совокупных доходов общества, составляет от 0,32 до 0,39. А в большинстве развивающихся стран он превышает 0,50.          

Вместе с тем правительственная  верхушка в беднейших странах  имеет чрезмерно высокие доходы. В 1992 г. по данным журнала Forbes, в государствах с низкими и средними доходами проживали 62 миллиардера, а уже через год из было 88. В Заире, где сосредоточено до 60% мировых месторождений кобальта и магния, в начале 1997 г. 80% населения были безработными, промышленные мощности были загружены менее чем на 10%. Инфляция превышала 8000% в годовом исчислении, а президент республики Мобуту Сесе Секо обладал состоянием, оцениваемым более чем в 9 млрд. долл.                    

 

Регионы мира

Ожидаемая продолжитетельность жизни

Грамотность взрослого населения

Калорийность дневного рациона  питания

Энергопотребление на душу населения

1960

1994г

1970г

1994г

1965г

1994г

1971

1994

Латинская Америка

81

94

73

87

83

88

14,1

20,8

Восточная Азия

70

93

70

88

6,9

16,4

Юго-Восточная Азия

66

87

66

87

70

81

3,4

11

Арабские страны

66

85

30

57

71

91

7,8

29

Африка Южнее Сахары

58

68

27

56

75

67

6

2,8

Все развивающиеся страны

67

84

43

64

72

82

6,1

12,7

Наименее развитые страны

57

68

32

50

72

66

1,0

1,1

Источник: Human Development Report 1996 N.Y., 1996, p.p.210,213; 1997, р.р


К середине 90-х годов примерно 20 развивающихся стран, где проживало 1834 млн. чел., или 41,6% всего населения  третьего мира, постепенно приближались к развитым странам по уровню ВВП  на душу населения. Это страны Юго-Восточной  и Южной Азии, Латинской Америки. В 19 развивающихся странах с населением 227 млн. чел. (5,2% населения развивающегося мира) люди стали жить хуже. Остальные 53,2% населения третьего мира проживают  в 59 государствах, где жизненный  уровень повышается, но пока недостаточными темпами для того, чтобы сократить  разрыв с развитыми странами.

Одним из главных путей  преодоления разрыва в уровне развития и повышения благосостояния, как показала практика последних  десятилетий, является либерализация  внешнеэкономической деятельности.

Среднегодовые показатели роста  открытости, внешнего  торгового оборота, ВВП и доходов на душу населения в пяти регионах мира в 1991-1995 гг. (%)

Регионы

Внешнеторговый оборот

ВВП

Темпы открывания

Население

Внешнеторговый оборот на душу населения

ВВП на душу населения

Потребление на душу населения

Восточная Азия*

12,4

8,5

3,9

1,6

10,8

6,9

5,6

Южная Азия**

7,3

5,1

2,2

2,2

5,1

2,9

2,4

Латинская Америка

6,6

2,4

4,2

2,0

4,6

0,4

0,8

Ближний Восток и Северная Африка

3,5

2,0

1,5

2,9

0,6

-0,9

-1,0

Африка южнее Сахары

1,76

1,7

1,06

2,9

-1,1

-1,2

-1,5

*Вьетнам, Китай, Индонезия, Южная  Корея, Малайзия, Мьянма, Папуа Новая  Гвинея, Таиланд, Филиппины. 

** Бангладеш, Индия, Непал, Шри-Ланка,  Пакистан

Источник: МЭиМО, 1998. №9. – С.8. 

                 

 

     Данные этой таблицы показывают, что чем выше темпы роста внешнеторгового  оборота и степень открытости национальной экономики, тем выше темпы  валового продукта и потребления  на душу населения. Правда, в Латинской  Америке темпы роста валового продукта  и потребления при высокой скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности.          

На динамику роста среднедушевых  доходов существенно воздействуют темпы прироста населения, особенно в наименее развитых странах Южнее  Сахары.          

К середине 90-х годов в  среде экономистов и политиков  развитых стран получило распространенное мнение о том, что проблема бедности в развивающихся странах не может  быть решена только экономическими методами, так как финансовая помощь развитых стран и международных организаций  зачастую способствует укреплению наиболее реакционных политических режимов  и умножению богатств правящей верхушки. Поэтому в последние годы общественное мнение по поводу оказания финансовой помощи наименее развитым странам изменилось. Если в конце 70-х – начале 80-х годов 88% граждан развитых стран поддерживали предоставление помощи развивающимся странам, то с конца 80-х годов сторонников оказания помощи стало уменьшатся. В течение первой половины 90-х годов все страны резко снизили объемы предоставляемой наименее развитым странам помощи.

Сокращается не только финансовая помощь, но и продовольственная помощь беднейшим странам: объем выделяемого  на эти цели зерна только между 1991 и 1994гг. снизился более чем вдвое, а продовольственная помощь Африке сократилось с 1983 г. почти в два  раза.          

Решение проблемы бедности в  развивающихся странах предполагает широкое содействие развитых стран  в снижении внешней задолженности, создания благоприятного внешнеторгового  климата, а также оказание прямой финансовой и технологической поддержке. 

Внешняя задолженность           

          

Острейшей проблемой развивающихся  стран в начале нового тысячелетия  остается внешняя задолженность.          

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось  систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г. рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах.          

В результате в развивающихся  странах возникли отрицательные  сальдо внешнеторгового баланса, хронические  дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.          

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть  экспортной выручки: в Бразилии на эти  цели использовано в 1995 г. 37,9% экспортных валютный поступлений, в Мексике  – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в Венесуэле  – 21,7%.1          

Утечка  национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.          

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.          

Реструктуризация внешних  долгов развивающихся стран предусматривает  перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу  просроченных долгов ниже их номинальной  стоимости, а также передачу в  собственность кредиторам акций  государственных предприятий.          

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран  не уменьшили остроту проблемы долгового  бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили  на нет условия по преодолению  долгового кризиса развивающихся  стран.          

Характерным явлением в 90-е  годы стало превышение платежей развивающихся  стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов по ним развивающихся стран составила 169,5 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл., а сумма текущих заимствований – 16,7 млрд. долл. В 1995 г. развивающиеся страны выплатили за рубеж 128 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл. в виде процентов, тогда как получили прямых инвестиций на сумму 90 млрд. долл. и в виде помощи – 64 млрд. долл., т.е. на 59 млрд. долл. меньше.          

Проблема внешней задолженности  усугубляется ошибками на внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них  национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального  капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.          

В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношения  развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало  меняться. В последние годы размеры  этой помощи уменьшаются.          

Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно  обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий  для притока новых инвестиций. 

Экономические отношения  с Россией

Информация о работе Экономика общественного сектора