Экономика отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является освещение основных вопросов по типологии рыночных структур, В первой части работы будут рассмотрены рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции. Во второй части - история возникновения и развития монополий в России, где наиболее распространенным видом объединения предприятий являлся синдикат.

Содержание работы

Введение
1. Рынок и рыночные структуры
1.1. Понятие о структуре рынка
1.2. Чистая (совершенная) конкуренция
1.3. Монополия
1.4. Монополистическая конкуренция
1.5. Олигополия
2. Условия возникновения и функционирования синдиката
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

к.р. ЭК ОТРАСЛ РЫНКОВ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

3 -4

1. Рынок и рыночные структуры

5 – 15

1.1.

Понятие о структуре  рынка

5 – 7

1.2.

Чистая (совершенная) конкуренция

7 – 10

1.3.

Монополия

10 – 12

1.4.

Монополистическая конкуренция

12 – 13

1.5.

Олигополия

13 – 15

2. Условия возникновения и функционирования синдиката

16 – 17

Заключение

18

Литература

19

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий, учет которых необходим  при характеристике положения предприятия в рыночной экономике.

Прежде всего, это общественное разделение труда, возникновение обмена, что привело  к появлению денег, которое расширяло  стимулы к производству тех или  иных товаров специально для продажи. В результате появилось товарное производство.

Важным условием складывания рыночных отношений  является экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно  предполагает стремление получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает  вследствие экономической обособленности интересов, исторически возникшей на базе частной собственности. Впоследствии экономическая обособленность начала опираться и на коллективную собственность, тоже, однако, ограниченную каким-то определенным кругом интересов (кооперативы, хозяйственные общества, государственные предприятия и т.д.).

Но чтобы  рыночное хозяйство эффективно функционировало, необходимо еще и третье условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление, внерыночного регулирования хозяйства допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

На поведение  каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п.

В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур.

Знание  структуры  рынка  необходимо  для  того,    чтобы   определить возможные  объемы  продаж при различных уровнях цен,   и  как  поведут  себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать,   что  структура  рынка  определяет  степень  его  конкурентности.

      Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры  и виды конкуренции. Целью настоящей работы является  освещение  основных  вопросов по типологии рыночных структур, В первой части работы будут рассмотрены рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции. Во второй части - история возникновения и развития монополий в России, где наиболее распространенным видом объединения предприятий являлся синдикат.

 

 

 

 

 

 

1. Рынок и рыночные структуры

 

1.1. Понятие  о структуре рынка

Рынок  представляет собой систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться.

Рынок  представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.

Рынок - это механизм передачи прав собственности.

Определение конкретного  рынка связано с целью и  методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ:

1) Продуктовые  границы - отражают способность  товаров заменять друг друга  в потреблении 

2) Временные  границы - характеризуют исследуемый  временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара

3) Локальные  границы - определяют пространственные  границы рынка. Такие границы  зависят от остроты конкуренции  на национальном и конкурентном  рынке, а также от величины  барьеров входа на региональный  рынок внешних продавцов.

Структура рынка  определяется количеством и размерами  фирм, характером продукции, легкостью  входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу

 

продавцы

покупатели

много

несколько

один

много

двухсторонняя полиполия

олигопсония

монопсония

несколько

олигополия

двухсторонняя олигополия

монопсония, ограниченная олигополией

один

монополия

монополия, ограниченная олигополией

двухсторонняя монополия


 

Основные  типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)

 

количество  продавцов

один

несколько

много

однородные  продукты

чистая монополия

гомогенная  олигополия

чистая конкуренция

дифференцированные  продукты

чистая многопродуктовая монополия

олигополия  с дифференциацией продукции

монополистическая конкуренция


 

Обычно в  экономической литературе рассматривается  четыре типа рыночных структур (совершенной  конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).

Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция  как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Совершенная, или  свободная, конкуренция в экономике  развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия  и их объединения. Эти процессы привели  к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной  конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

В систематизированном  виде характеристика основных типов  конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы.

Характерные черты

Модель рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Типы продукта

Стандартизи-

рованный

Дифференци-рованный

Стандартизированный или  дифференцированный

Уникальный (не имеет  близких заменителе)

Контроль над ценой

Нет

Некоторый, но в узких  рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в  отрасль

Очень легкие, без препятствий

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Вход в отрасль блокирован

Неценовая конкуренция

Нет

Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки  и т.д.

Типична, в особенности  – при дифференциации продукта

Главным образом реклама

Примеры

 

Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, бытовой техники


 

1.2. Чистая (совершенная) конкуренция

Понятие "совершенная  конкуренция" играет особую роль в  экономической теории. Считается, что  рыночная структура характеризуется  совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия.

1. Имеется много  покупателей и продавцов данного  товара, причем каждый из них  производит (покупает) малую долю  общего рыночного объема.

2. Товар должен  быть совершенно однородным с  точки зрения покупателей, и  все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Это простое на первый взгляд условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например:

а) географического  положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б) условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку  там вежливые продавцы);

в) рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому  составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам).

3. Отсутствуют  входные барьеры для вступления  в отрасль нового производителя  и возможности свободного выхода  из отрасли. Входные барьеры  могут носить весьма различный  характер:

а) исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны и другие, юридические, барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);

б) экономические  преимущества крупного производства; иными словами, затраты в данной отрасли существенно снижаются с увеличением масштаба производства (или малое производство попросту невозможно); в этом случае требуются большие капитальные затраты; не так-то просто организовать совершенную конкуренцию среди производителей тракторов или самолетов (представьте себе конкуренцию производителей космических кораблей);

в) производство данного товара защищено патентом (возможна фальсификация, и она обязательно  будет в той или иной мере, но все же это далеко не совершенная конкуренция);

г) закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке (в этом случае возможны покупки по спекулятивным  ценам, но такие сделки ставят производителей в разное положение с точки зрения затрат производства);

д) реклама; мы помним, что реклама является препятствием к однородности товара, однако зачастую затраты на рекламу так велики, что служат входным барьером в  отрасли (например, табачная промышленность и шоу-бизнес в США).

Барьеры бывают в основном двух типов: юридические и экономические. Первые часто непреодолимы (связаны с уголовным наказанием), высота вторых существенно различается по конкретным отраслям и в принципе может быть измерена.

4. Полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

Информация о работе Экономика отраслевых рынков