Экономика отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является освещение основных вопросов по типологии рыночных структур, В первой части работы будут рассмотрены рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции. Во второй части - история возникновения и развития монополий в России, где наиболее распространенным видом объединения предприятий являлся синдикат.

Содержание работы

Введение
1. Рынок и рыночные структуры
1.1. Понятие о структуре рынка
1.2. Чистая (совершенная) конкуренция
1.3. Монополия
1.4. Монополистическая конкуренция
1.5. Олигополия
2. Условия возникновения и функционирования синдиката
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

к.р. ЭК ОТРАСЛ РЫНКОВ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

5. Рациональное  поведение всех участников рынка,  преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается  (примеры обратного явления можно часто наблюдать на колхозном рынке).

Очевидно, что  совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка  на практике. С чем же связано  поистине уникальное значение этого  понятия в теории? Дело прежде всего в том, что совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка дает вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.

 

1.3. Монополия

Монополия предполагает одного-единственного производителя  — продавца какого-либо товара. Такая  фирма является для рынка целой  отраслью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

Чистая конкуренция  и монополия представляют собой  два полюса рынка, между которыми располагаются реальные рыночные структуры.

Монополии присущи следующие черты:

- единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

- нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

- диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

- заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Монополия снижает уровень  риска в процессе конкуренции. Это  обусловлено тем, что, во-первых, она  обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего  продукта, не имеющего субститутов. При  монополии понятия фирма и  отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация малореалистична, в  масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной. В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, то есть обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.

Монополия возникает  там и тогда, когда барьеры  для вступления в отрасль труднопреодолимы.

Монополия на стороне  спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

 

1.4. Монополистическая  конкуренция

Отличительные признаки монополистической конкуренции:

- существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

- тип продукта – дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.). Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор, между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкурентного процесса практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя при сбыте своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность). Дифференциация товаров может основываться не только на различиях в качестве, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием, то есть на неценовых факторах (упаковка, реклама, обслуживание, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и его сроки и т. п.).

В условиях монополистической  конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Правда, это не означает, что таковых нет  вообще. Ими могут быть лицензии, патенты, фабричные клейма или торговые марки.

Характеристики монополистической конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания: станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.

 

1.5. Олигополия

Олигополия  – рыночная структура, при которой  большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны прежде всего с экономией на масштабах производства.

Признаки, характерные черты олигополии:

- наличие нескольких фирм (продавцов);

- тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;

- контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

- наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

- очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

В условиях олигополии возможны два варианта поведения  предприятия: некооперативное и  кооперативное. При некооперативном  поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война - постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

При кооперативном  поведении предприятия - олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.

Олигополия  как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности  дифференциации отраслевого товара. Олигополистические структуры могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы и т.д.) товары.

Частный случай олигополии – дуополия (два продавца).

Рыночная структура  с несколькими покупателями называется олигопсонией.

2. Условия возникновения и функционирования синдикатов

 

Дальнейший  процесс концентрации капитала, ярко выраженный в акционерных предприятиях, приводит в последнее время к  соединениям, еще более грандиозным  по размеру, еще более могущественным по влиянию на народнохозяйственную жизнь. Таковы соединения предприятий, известные у нас под общим именем синдикатов, хотя они представляют большое разнообразие экономических форм.

Родина синдикатов - Соединенные Американские Штаты, но в настоящее время они распространили свое действие на всю Европу, не исключая и России.

Синдикат —  разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции  его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката  сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Основная идея всех этих соединений - предотвратить  последствия свободной конкуренции. Система свободной конкуренции  представляет в сущности анархическое начало. Стремление нормировать производство и сбыт продуктов известного рода товаров является положительною стороною синдикатов, выдвигающею момент общественной организации над частным произволом. Стремление устранить свободную конкуренцию для обеспечения небольшой группе лиц высокой прибыли за счет потребителей составляет отрицательную сторону синдикатов, так как общественные интересы приносятся в жертву частным.

Регулирование отношения между спросом и  предложением достигается различными приемами.

Синдикат ставит своею задачею поднятие цен на товар или удержание данной цены от дальнейшего понижения. Монополизируя фактически ту или иную отрасль народного хозяйства, синдикат устраняет действие конкуренции, вследствие чего цена товара определяется не отношением предложения к спросу, а таксой, установленной синдикалистами. Конечно, в этом случае основная цель - обеспечить себе прибыль, или поднимая ее уровень, или предупреждая ее понижение.

Цель синдиката, увеличение дохода, может быть достигнута не возвышением цен, а сокращением  расходов. Это сокращение получается вследствие совместного понижения  цены приобретаемых сырых материалов; вследствие устранения затрат на рекламы; вследствие уменьшения транспортных издержек при разделении районов рынка между членами синдиката.

Предупреждая  перепроизводство, синдикат сдерживает размеры выбрасываемого на рынок товара, устанавливая пропорциональное сокращение производства со стороны каждого участника (остановка машин, сокращение рабочего дня, уменьшение числа рабочих).

В современных  условиях синдикаты существуют преимущественно  в сфере торговли, а отдельные  — и в сфере производства.

 

 

 

 

 

Заключение

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция  является скорее научной абстракцией, а не фактически существует на современном  рынке. В настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночной экономике также представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны.

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования.

Но наиболее распространенными рыночными структурами  являются монополистическая конкуренция  и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей.

С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп.

Информация о работе Экономика отраслевых рынков