Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:33, контрольная работа
Активное участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, уже давно стали непременным условием экономического прогресса. Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающиеся страны с начала 70-х годов все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда.
Особо следует сказать
о Сингапуре, который в 1995 г. первым
из государств Юго-Восточной Азии получил
статус "индустриально развитого".
Такое звание официально присвоено ему Организацией экономического
сотрудничества и развития. Оно вступило
в силу с 1 января 1996 г. Три десятилетия
стабильного экономического роста превратили
это государство из небольшого порта в
девятую в списке богатейших стран мира
(в пересчете на душу населения). В условиях
политической стабильности промышленность
страны постоянно набирала обороты в среднем
со скоростью 8,4% в год, а каждый из ее жителей
повысил свой жизненный уровень в среднем
в 7 раз. Ежегодный доход среднестатистического
жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс.
долл. США - выше, чем в Великобритании,
бывшей метрополии. Кстати и Гонконг, бывшая
колония Великобритании, по многим социально-экономическим
аспектам уже превзошел свою метрополию.
Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х
годов занимают 4-е и 5-е место в мире по
доходам на душу населения.
Еще одним достижением "новых индустриальных
стран" Юго-Восточной Азии является
низкий уровень безработицы. В середине
90-х годов четыре "малых дракона",
а также Таиланд и Малайзия относились
к странам с самой низкой безработицей
в мире.
4. Внешнеэкономические связи развивающихся стран.
Стремление выйти из "порочного круга бедности", стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. Усилия многих развивающихся стран не пропали даром. По данным Мирового банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х годов заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд. долл., несмотря на резкое сокращение темпов его роста в период 1990-1993 гг. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился с 56,3 млрд. долл. в 1990 г. до 40,8 млрд. долл. в 1996 г. Наибольший объем частных капвложений приходится на 12 стран со "средним" уровнем дохода (менее 9385 долл. На душу населения). Возглавляет этот список Китай - 52 млрд. долл.18
По оценке американской консалтинговой фирмы "Эрнст и Янг", в ближайшие годы наиболее привлекательными из развивающихся стран по вкладыванию капитала будут: Китай, Индия, Индонезия, а также Мексика и Бразилия.
Общий объем потребности
Частный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80 процентов частных инвестиций поступает всего в 20 процентов развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран. Государственная помощь от этих стран, будучи два десятилетия достаточно стабильной, к середине 90-х годов начинает сокращаться.
По прогнозам западных экспертов
основные социальные услуги в ближайшие
десять лет могут стать общедоступными
для жителей развивающихся
Что касается распространения образования и профессиональных навыков, то в политике стран Запада по отношению к развивающимся странам это предстает в виде так называемой технической помощи. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и ВУЗов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и др. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически даже не покидает пределов страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора. По некоторым данным из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.
В современной мировой экономике новое международное разделение труда в наибольшей степени формируется транснациональными корпорациями (ТНК). Именно они, обозначив развивающиеся страны зоной своих интересов, перемещают туда свои производства, которые там экономически и технологически выгодно организовывать.
Улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами началось в 80-е годы. Этому во многом способствовал пересмотр рядом развивающихся государств законодательств о прямом зарубежном инвестировании. В эти же годы отмечается уменьшение числа случаев национализации и увеличение количества судебных разбирательств спорных ситуаций между ТНК и правительствами развивающихся стран.
Переосмысление роли ТНК многими
развивающимися странами в основном
идет в русле изменения
- в передаче передовых
- в содействии превращению
- в том, что ТНК способствуют
ускорению процессов инноваций.
- ТНК улучшают в развивающемся мире ситуацию с занятостью. Хотя следует отметить, что число рабочих мест, непосредственно связанных с прямыми инвестициями, невелико - менее 1% экономически активного развивающегося мира.
Международные организации предлагают
развивающимся странам использовать ТНК
при осуществлении технической помощи,
а правительства этих стран в свою очередь
борются за привлечение ТНК в свою экономику.
Так, американская компания "Дженерал
моторс" намерена к 2007 году удвоить
свою долю на азиатско-тихоокеанском рынке,
доведя ее до 10%. В этих целях компания
собирается построить на Филиппинах или
в Таиланде завод по выпуску автомашин
и запчастей стоимостью 1 млрд. долл. По
мнению специалистов, Таиланд имеет преимущество,
так как автомобильный рынок здесь развит
лучше. Однако Филиппины предложили "Дженерал
моторс" ряд инициатив, включая налоговые
и таможенные льготы, стимулирующие строительство
завода именно в этой стране.
Подчиняясь объективным законам развития
международных экономических связей,
развивающиеся страны ищут и, как правило,
находят необходимый паритет между собственными
целями, проблемами социально-экономического
развития и интересами ТНК в экономике
их стран.
Оценивая общую ситуацию по включению развивающихся стран в процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, приходится констатировать, что отдельные части развивающегося мира находятся на задворках мирового хозяйства и международных экономических отношений. Процессы интернационализации производства и капитала практически не затронули значительную часть развивающихся стран, либо коснулись ее достаточно формально. В основном сохраняется большая группа стран с преобладанием замкнутой, самодостаточной экономики.
Параллельное существование
Процессы интернационализации и глобализации вряд ли могут привести к ликвидации деления мирового хозяйства на центральные и периферийные зоны. Они будут возникать, и функционировать на новом уровне в результате развивающегося процесса международного разделения труда. Именно под влиянием этого процесса в обозримом будущем сохранятся отдельные части мирового хозяйства, находящиеся на разных уровнях развития и выполняющие разные функции на глобальном, континентальном, страновом, локальном уровнях.
В рамках этого процесса раскрылся феномен ускоренной дифференциации ряда стран, породив явление "новоиндустриальности", оказавшей существенное влияние на развитие международных экономических отношений.
5. Контрольное задание:
5.1. Какие меры предлагает МВФ для развития экономик развивающиеся страны? В чем, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки этих мер?
По данным аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) в 2003 г. в мире на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 2001 г. По сравнению с 2000 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН - 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.
Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. Так, долги государств Африканского контингента к югу от Сахары составляли в середине 90-х годов 211 млрд. долл., что вдвое превышает совместные доходы этих стран от экспорта.
При этом, с 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл.
Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.
Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).
Существующий долг развивающихся стран накапливается преимущественно за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США - 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией - 103 млрд. долл. Ее должники - это, в основном, страны Африки и Азии. В середине 90-х годов совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн. долл. При этом выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд. долл. Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.
Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым оценкам уже в период до 2007 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.
МВФ предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:
соблюдение принципов
концессиональная практика;
льготы по долгам;
распространение образования и профессиональных навыков.
5.2. Охарактеризуйте перспективы экономики Китая в XXI в.
Социалистический эксперимент в Третьем мире имел разные результаты - и частично успешные (ряд арабских стран), и полностью провальные (рад стран Тропической Африки), но везде он исчерпал себя в 70-е годы и, будучи не доведенным до конца, стал лишь историческим зигзагом. Исключение - Китай, шире - Pax China, где он не только полностью реализовался) но и, дойдя до предела (культурная революция), нашел в себе силы к самоотрицанию и самотрансформацнн, оставаясь при всем этом и поныне неотъемлемой частью развивающегося мира. Эта уникальность - перекресток Третьего мира и социализма, способного к самопреобразованию, - и составляет, на наш взгляд, загадку Китая XX века. Попытаемся наметить пути к ее разгадке. После того как в Китае захватили власть коммунисты, и стало ясно, что именно под их руководством стране придется решать свои беспрецедентные по масштабам задачи, возникли по существу те же проблемы, что и у других стран освободившегося постколониального мира.