Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Доклад по экономике России отражает наиболее актуальные вопросы экономического состояния нашей страны

Файлы: 1 файл

Экономическая политика.docx

— 456.53 Кб (Скачать файл)

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса[82]. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство[82].

С 2010 года [править]

Основная статья: 2010-е годы в экономике России

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[83] По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,3 %.[8][9][84] Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.[85]

Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3 %, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом.[84] По итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Таким образом каждый день в экономику России инвестируется более 1 миллиарда долларов.[86][86][86] Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6 %.[87] С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию.[88]

Большое количество экспертов уверены, что экономика России будет подниматься  выше, в отличие от некоторых других стран. Представитель Goldman Sachs согласен с тем, что Россия обгонит ведущие страны Европы через 20 лет. С таким ВВП встаёт вопрос о присоединении России к Евросоюзу. Аналитики Morgan Stanley считают, что Россия может стать в 2012 году единственной страной в регионе CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), чья экономика ускорится по сравнению с 2011 годом. Согласно оценкам экспертов Morgan Stanley, в 2012 году рост экономики России составит 5 %, а инфляция снизится до 6,4 %.[9] Однако по итогам этого года рост экономики составил 3,3 %, а инфляция составила 6,6 %.[12]

Обрабатывающая промышленность [править]


Объём валовой добавленной стоимости (ВДС) в обрабатывающей промышленности России в 2007 году составил $196 млрд, по этому показателю Россия находится на 9-м месте в мире.[89][90] К 2011 году ВДС выросла до $252 млрд.[11] Доля обрабатывающих производств в российском промышленном производстве — 66 % (по данным за 2007 год).[91]

В 2000-х годах в российской обрабатывающей промышленности происходит устойчивый рост, прерывавшийся только на период мирового экономического кризиса 2008—2009 годов. C 1999 года по 2011 год индекс обрабатывающих производств в России увеличился на 82 %, в том числе пищевая промышленность — на 80 %, производство машин и оборудования — на 74 %, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 231 %, производство транспортных средств и оборудования — на 29 %, металлургия — на 67 %, химическая промышленность — на 62 %.[92] Благодаря темпам роста, опережающим среднемировые, России удалось повысить свою долю в мировой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности с 0,9 % в 2002 году до 2,1 % в 2010 году. В последние годы по объёму ВДС в обрабатывающей промышленности Россия обошла такие страны, как Испания, Канада, Мексика, Индонезия (эти страны опережали Россию по состоянию на 2002 год).[89]

Структура обрабатывающей промышленности России по объёму выпуска (данные за 2009 год):[93]

  • Пищевая промышленность — 19,3 %
  • Лёгкая промышленность — 1,3 %
  • Обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность — 5,0 %
  • Производство кокса и нефтепродуктов — 18,5 %
  • Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий — 10,0 %
  • Производство прочих неметаллических минеральных продуктов — 4,8 %
  • Металлургия — 16,7 %
  • Машиностроение — 19,1 %

В обрабатывающей промышленности России наблюдается рост производительности труда. Так, с 2002 по 2007 год она выросла  на 49 %, а с 2007 по 2011 год — ещё на 11 %.[94] Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности России на душу населения увеличилась с $400 в 2002 году до $1800 в 2011 году. Россия в общемировом рейтинге по показателю добавленной стоимости в расчёте на душу населения входит в число 60-и стран с наилучшими показателями и превосходит такие страны как Китай, Таиланд, Бразилия, все страны СНГ, но уступает развитым странам Запада.[11][89][90][95]

Общее число предприятий в обрабатывающей промышленности России растёт. Так, если в 2005 году число действующих предприятий  отрасли составляло 213 тыс., то к концу 2010 года оно увеличилось до 236 тыс.[96] В то же время, в 2000-е годы ряд российских предприятий отрасли был закрыт.[97]

Также происходит снижение износа основных фондов в обрабатывающей промышленности. За период 2003—2010 годов уровень износа опустился с 46 % до 42 %.[98][99]

В то же время главной причиной экономического роста было использовании  советских мощностей и высокие  цены на ресурсы.[100] На протяжении 2000х годов российская промышленность фактически жила за счёт советского наследия[101].

Оборонно-промышленный комплекс [править]

Основная статья: Оборонно-промышленный комплекс России

В 2007 году объём реализации ОПК  России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт.[102] С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.[102]

В 2009 году объём производства в  российском ОПК вырос примерно на 10 %.[103]

В 2010 году общий объём зарубежных продаж Рособоронэкспорта составил 8,7 млрд долларов (с 2001 года вырос в 10 раз)[104]

Доля России на мировом рынке  вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %)[105]. В денежном исчислении в 2010 году экспорт продукции военного назначения впервые превысил 10 млрд долларов США[106].

В 2009 году Россия имела военно-техническое  сотрудничество более чем с 80 государствами  мира, и осуществляла поставки продукции  военного назначения в 62 страны[107], а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей ($8,8 млрд)[108]. Согласно данным СИПРИ, доля поставок боевых самолётов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта[109], согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объёма всех продаж российских вооружений[110].

РФ имеет многомиллиардные контракты  на поставку вооружений и продукции  двойного назначения с Индией[111][112][113], Венесуэлой[114], Китаем[113][115], Вьетнамом[116][117], Алжиром[113], Кувейтом[118], Грецией[119], Ираном[120], Бразилией[121], Иорданией[122], Сирией, Малайзией, Индонезией, Перу[123].

В апреле 2010 года представитель концерна ПВО «Алмаз Антей» сообщил, что Россия выполнила контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит»[124].

В 2006 году была утверждена российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы, предусматривающая закупку и разработку боевой техники (военно-транспортной авиации, космических средств, автотранспорта, бронетехники, ПРО и ПВО, судов и подводных лодок) для армии России. На финансирование этой программы в общей сложности за время её действия будет выделено 4,9 трлн рублей. В конце сентября 2010 года вице-премьер Сергей Ивановогласил другую сумму: в течение десяти лет, до 2020 года, бюджет государственной программы вооружений составит не менее 22 трлн руб.[125]

Российские предприятия ОПК: Ижевский машиностроительный завод, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод и другие.

Компания

Выручка 
от реализации, 
млн руб.

Год 
отчетности

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»; в т. ч.:

127432

2011[126]

ОКБ «Новатор»

8538.1

2009

ОАО «Объединённая  авиастроительная корпорация»; в т. ч.:

114000

2009

ОАО «АХК „Сухой“»

49100

2009

ОАО «НПК „Иркут“»

36806.7

2009

ОАО «Объединенная  двигателестроительная корпорация»; в т. ч.:

72347

2009

ОАО «Уфимское  моторостроительное ПО»

20014

2009

ОАО «НПО Сатурн»

15779

2007[127]

ОАО «Вертолёты России»

57674.1

2009

ОАО НПК «Уралвагонзавод  им. Дзержинского»

36272.4

2009

ОАО «Корпорация  „Тактическое ракетное вооружение“»

31367.5

2009

ОАО ПО «Севмашпредприятие»

21160.8

2009

ОАО «Корпорация  „Аэрокосмическое оборудование“»

20966

2007[127]

ФГУП «ММПП  Салют»

16513.2

2009

ФГУП «КБ  приборостроения»

12680

2007[127]

ОАО СЗ «Северная  верфь»

10719.5

2009

Группа «Мотовилихинские заводы»

8200

2009

ОАО «Курганский  машиностроительный завод»

4855

2009

ОАО «ПО «УОМЗ»

3828.5

2009


Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править

Судостроение [править]

Основная статья: Судостроение России

Судостроительная промышленность России традиционно является одной  из наиболее технологически развитых отраслей экономики[128]. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации[128]. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении[128].

В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного  и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а  также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и  морской техники[129]. По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах[128]. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород,Калининградская область.

В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия[130].

В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов.[131] К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %.[131] В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.[131] Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %[132][133]. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %[134][135].

Автомобильная промышленность [править]

Основная статья: Автомобильная промышленность России

Производство автомобилей в  России в 2000—2011 годах

Крупнейшие российские предприятия  автомобильной промышленности:

  • АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе[136]
  • КАМАЗ — находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков[137]
  • Группа ГАЗ: (ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»)
  • Соллерс
  • ЗИЛ — Завод имени Лихачёва
  • Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) — ведущий производитель большегрузных колёсных шасси, в том числе для нефтегазового комплекса, автокранов большой грузоподъёмности, трубоплетевозы, автоцистерны, топливозаправщики, цементировочные агрегаты, и шасси для различных комплексов военного назначения[138].

По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей[139]. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму $1,7 млрд[140].

В середине 2000-х правительством России был введён режим промышленной сборки, который позволяет автокомпаниям  импортировать автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам в обмен  на принятие на себя обязательств по локализации  производства автомобилей. Этим воспользовались  зарубежные автоконцерны, решившие создать  в России автозаводы по сборке своих  автомобилей. В 2000-х годах в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих  автомобили под марками известных  производителей, среди которых Volkswagen, Škoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянсPeugeot-Citroën-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов[141][142][143][144]. Открытие новых заводов продолжается[145]. Массовое открытие заводов зарубежных автоконцернов радикально изменило облик российского автопрома и привело к снижению доли импорта легковых автомобилей на российском рынке (с 55 % в 2008 году до 36 % в 2011 году). Доля автомобилей иностранных марок во внутреннем производстве автомобилей повысилась с 6 % в 2003 году до 62 % в 2011 году. В 2011 году в России было собрано свыше 1 млн автомобилей-иномарок. В начале 2011 года был введён новый режим промсборки, резко повышающий требования по локализации производства автомобилей.[86][146][147]

В автопромышленности России существуют амбициозные проекты российского суперкара Marussia[148] и Ё-мобиль Михаила Прохорова[149].

По итогам первого полугодия 2012 года рост производства автомобилей  по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил: по грузовым автомобилям 4,1 % по легковым автомобилям 22,2 % по автобусам 51,3 %.

Авиакосмическая промышленность [править]

Производство гражданских вертолётов в России в 1997—2009 годах, штук

Основная статья: Авиационная промышленность России

Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром(в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология»[150].

Информация о работе Экономика России