Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Доклад по экономике России отражает наиболее актуальные вопросы экономического состояния нашей страны

Файлы: 1 файл

Экономическая политика.docx

— 456.53 Кб (Скачать файл)

По объёму выпускаемой продукции  военного самолётостроения Россия находится  на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)[150].

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.[150]

После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолёта для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода[151].

Существуют оценки, согласно которым  в случае объединения российского  и украинского авиапрома, самолётостроители  двух стран способны образовать третий по значимости — после США и Западной Европы — центр мирового авиастроения[152]. В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140.[153] Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.[153]

Российские производители авиационной  промышленности сотрудничают (кооперация, совместные производства) практически  со всеми ведущими мировыми производителями, среди которых корпорации Боинг, Airbus, Snecma, бразильской Embraer, ряд итальянских концернов из группы Finmeccanica (например, Agusta Westland, Alenia Aeronautica)[154], с французскими производителями (12 компаний)[155], с китайскими производителями[156], с рядом украинских заводов[157][158].

В последнее время российскими  авиастроителями заключены многомиллиардные твёрдые контракты на поставку гражданских  самолётов иностранным авиаперевозчикам (SSJ-100 и МС-21[159], общая сумма более $7 млрд).

В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий.[160]. Крупнейшие предприятия космической промышленности:

  • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
  • Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва
  • ЦСКБ-Прогресс,
  • НПО машиностроения,
  • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»,
  • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»),
  • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией  было примерно 11 % мирового рынка космических услуг[161]. Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, доля продукции российской ракетно-космической промышленности на мировом рынке к 2015 году должна достигнуть 15 %[162].

По интенсивности космической  деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет[163][164].

По объёму финансирования гражданской  космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире[164].

В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА)[165]

В марте 2010 года Франция заказала у  России 14 ракет-носителей «Союз» на $1 млрд[166]. В ноябре 2011 года, в свете успешного сотрудничества РФ и Франции в ходе подготовки и запуска ракеты-носителя с французского космодрома Куру, стало известно о заключении контракта на строительство 21 ракеты-носителя «Союз», оценочная стоимость не менее 32 млрд, руб. (также помимо данного контракта российские и французские специалисты займутся разработкой ракеты-носителя нового поколения)[167]

См. также Международный авиационно-космический салон (МАКС) (Заключено контрактов на сумму: в 2005 — $5 млрд, в 2007 — $3 млрд, в 2009 — $10 млрд).

Микроэлектроника [править]

Основная статья: Микроэлектроника России

По оценкам компаний Роснано и Система объём российского рынка микроэлектроники в 2010 г. составил $1,5 млрд. Это менее 1 % мирового (оценивается в $280 млрд). Если российский рынок не регулировать, к 2015 г. он вырастет до $2,84 млрд, а если стимулировать импортозамещение — до $9,93 млрд, прогнозируют АФК и «Роснано».[168] По оценкам участников рынка доля российских производителей чипов в сегменте промышленной микроэлектроники — около 30-50 %, и примерно в 5 % в сегменте потребительских электротоваров.[169]

В 2008 году темпы роста микроэлектроники в России были около 25 %, а в 2009 году — около 15 %, что превышало темпы роста других отраслей российской промышленности[170]. В феврале 2010 года замминистра промышленности и торговли России Юрий Борисов заявил, что реализация стратегии правительства России в области микроэлектроники сократила технологическое отставание российских производителей от западных до 5 лет (до 2007 года это отставание оценивалось в 20-25 лет)[170].

Российская группа предприятий  «Ангстрем» и компания «Микрон» являются одними из крупнейших производителей интегральных схем в Восточной Европе[171]. Около 20 % продукции «Микрона» экспортируется.[172]

К концу 2010 года в России было начато производство чипов по технологии 90 нм.[173].

В октябре 2009 года была учреждена компания «СИТРОНИКС-Нано» для работы над проектом по созданию производства интегральных схем 90 нм техпроцесса (такие чипы можно использовать для выпуска sim-карт, цифровых телеприставок, приёмников «Глонасс» и др.)[174]. В феврале 2012 года «Ситроникс-нано» открыло производственную линию по выпуску чипов с топологией 90 нм.[175][176]

Нефтеперерабатывающая промышленность [править]

Основная статья: Нефтеперерабатывающая промышленность России

В России действуют 30 крупных нефтеперерабатывающих  предприятий с общей мощностью  по переработке нефти 261,6 млн.тонн, а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн. Средняя мощность российских НПЗ составляет 9,1 млн тонн.[177].

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло  значительное сокращение объёма производства[178]. Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 %[178]. Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов.[178] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США[178].

В последние годы наметилась обнадёживающая тенденция. Признаком улучшения  ситуации является, в частности, существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку. Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты[178]. С 2004 по 2008 год общий объём переработки нефти увеличился со 194 до 236 млн тонн, причём объём переработки в эти годы рос опережающими темпами по сравнению с объёмом добычи. Если в 2004 году в России перерабатывалось 42,3 % добытой в нефти, то к 2008 году этот показатель составил 48,2 %.[177] Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 %[178]. В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти[178].

В 2008 году в России было произведено 36 млн тонн автомобильного бензина, 69 млн тонн дизельного топлива, 64 млн тонн топочного мазута[179].

К 2012 году при господдержке планируется  построить самый крупный в  России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США[178].

Пищевая промышленность [править]

Основная статья: Пищевая промышленность России

В отрасль входит около 50 тыс. предприятий, на которых работают около 1,5 млн человек. Рост производства в пищевой промышленности за 2000—2008 годы составил 77 %.

В 2008 году в России было произведено 2,9 млн тонн мяса, 2,5 млн тонн колбасных изделий, 3,7 млн тонн пищевой рыбной продукции, 2,5 млн тонн растительного масла, 120 тыс. тонн чая, 50 млн декалитров виноградных вин, 1,14 млрд декалитров пива, 413 млн декалитров минеральных вод[180]. Часть продукции пищевой промышленности идёт на экспорт. Так, в 2009 году из России было экспортировано водки на сумму $140 млн.[181]

Компания Балтика (100 % компании владеет Carlsberg Group[182]) — крупнейший российский производитель пива, экспортирующий свою продукцию в 46 стран мира[183][184]. Российская компания «Черкизово» является крупным производителем и переработчиком мяса птицы и свинины.[185] В 2009 году объём выручки компании составил $1,02 млрд.[185] В России действуют около 80 табачных предприятий, на которых работает около 65 тыс. рабочих. Ведущие компании табачной промышленности: БАТРоссия (Москва), ЗАО Лиггетт-Дукат (Москва), ООО Петро (Санкт-Петербург), ООО Табачная фабрика Реемтсма-Волга (Волгоград).

Сельскохозяйственное машиностроение [править]

Основная статья: Сельскохозяйственное машиностроение России

Российские предприятия сельскохозяйственного  машиностроения:

  • Ростсельмаш — один из лидеров мирового сельскохозяйственного машиностроения[186]. На его долю приходится 65 % российского рынка сельскохозяйственной техники и 17 % мирового рынка этой техники[186].
  • Челябинский тракторный завод
  • Чебоксарский агрегатный завод

В 2008 году в России было произведено 11,2 тыс. тракторов на колёсном ходу, 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, 803 кормоуборочных комбайна[139].

Железнодорожное машиностроение [править]

Основная статья: Железнодорожное машиностроение России

Российские предприятия железнодорожного машиностроения: Трансмашхолдинг (в составе 13-ти крупных предприятий), Тихвинский вагоностроительный завод,Уралвагонзавод, Вагоностроительная компания Мордовии, Вагонмаш, Калининградский вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод.

В 2008 году в России было произведено 49 секций магистральных тепловозов, 259 магистральных электровозов, 2,1 тыс. магистральных пассажирских вагонов, 42,7 тыс. магистральных грузовых вагонов[139].

Ряд российских вагоностроительных предприятий  ведут активное сотрудничество в  совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной  отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering&Technologies, Nippon Sharyo Ltd, American Railcar Industries и Amsted Rail[187][188][189][190][191][192].

В мае 2010 года ОАО РЖД подписало  с Трансмашхолдингом два контракта, на поставку 200 — пассажирских электровозов, и 221 — для грузовых перевозок. Общая сумма контракта свыше 2 млрд евро. Пассажирские электровозы, разрабатываются в сотрудничестве с французской Alstom, будут поставлены в 2012—2020 гг. Грузовые электровозы будут производить и поставлять ООО «Уральские локомотивы»(совместное предприятие немецкого Siemens и группы «Синара»)[193].

Лёгкая промышленность [править]

Основная статья: Лёгкая промышленность России

В состав лёгкой промышленности России входят 14 тыс. предприятий. На 2008 год  в отрасли были заняты 463 тыс. человек, из них 75 % — женщины. Доля лёгкой промышленности в общем объёме производства страны составляет менее 1,0 %.[194] В составе отрасли функционируют 15 специализированных научно-исследовательских и проектных институтов. Многие разработки этих институтов соответствуют и превышают мировой уровень.[194] Балансовая стоимость основных фондов в отрасли на 2008 год составляла 26,6 млрд рублей.[194]

Основными подотраслями лёгкой промышленности являются:[194]

  • текстильное производство (45 % объёма выпуска по отрасли);
  • производство одежды, выделка и крашение меха (30 %);
  • производство кожи, изделий из кожи и обувное производство (25 %).

Предприятия лёгкой промышленности расположены  практически во всех субъектах Российской Федерации. Среди российских регионов особенно выделяетсяИвановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.

Удельный вес  лёгкой промышленности в общем объёме производства региона в 2003 году, %[195]

Регион

Удельный вес

Ивановская  область

32,8

Еврейская автономная область

7,9

Тверская  область

6,8

Чувашия

6,5

Костромская область

5,8

Рязанская область

5,5

Владимирская  область

5,2

Псковская область

4,6

Ростовская  область

4,5

Ульяновская область

4,2

Кабардино-Балкария

4,0

Информация о работе Экономика России