Экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Экономика России относится к индустриально-аграрному типу с элементами, характерными для постиндустриальных экономик. По некоторым макроэкономическим показателям России находится в одном ряду с развивающимися странами. В то же время, например, доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50%, что типично для развитых стран. Такое сочетание разных признаков характерно для многих стран Центральной Европы и Восточной Европы, которые, как и Россия, по классификации ООН относятся к категории стран с переходной экономикой.

Файлы: 1 файл

Экономика России.docx

— 51.14 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем  экономика страны в целом не смогла накопить достаточных  средств для проведения реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В Послании Президента РФ в марте 2003 поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться удвоения реального ВВП до 2010. Немалую роль при этом могут сыграть такие значимые меры, как вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) с последующей либерализацией ряда рынков и реформы в отраслях естественных монополий, нацеленные на создание конкурентной среды в тех случаях, где это технологически и экономически обоснованно.

Банковская система  РФ — двухуровневая, она состоит из Центрального банка  РФ и универсальных  коммерческих банков. На кон. 2003 банковская система России насчитывала 1666 зарегистрированных банковских учреждений (из них почти половина — в Москве и  Московской области), из которых лишь 1329 банков осуществляли банковские операции. Совокупные активы банковского  сектора в кон. 2003 составили 5600 млрд руб., или около 42% ВВП в текущих ценах. Совокупный собственный капитал банковской системы в нач. 2003 достиг 794 млрд руб. и возрос за год на 1/3. При этом более 1/4 его приходилось на долю 5 крупнейших банков — Сбербанка, Внешторгбанка, Межпромбанка, Газпромбанка и Альфа-банка.

Банковская система  сильнее других сфер экономики пострадала из-за кризиса 1998: только прямые убытки банков составили 40 млрд руб. Тем не менее в последние годы банковской системе удалось вернуть доверие населения: на 1 января 2002 она аккумулировала депозиты в рублёвом и валютном эквиваленте на сумму 1294 млрд руб. (в т.ч. от частных лиц — 998 млрд руб., причём только за 2002 этот показатель вырос на 23% и продолжает расти). В то же время до сих пор около 2/3 депозитов приходится на долю одного банка — Сбербанка РФ.

На начало 2003 отечественные банки  выдали кредитов частным  предприятиям на 2960 млрд руб. (в рублёвом и валютном эквиваленте), что составляет более 50% совокупного баланса банковской системы. Отношение активов и кредитов банковской системы к ВВП в текущих ценах устойчиво растёт начиная с 1998.

Бюджетная система  РФ представляет собой  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. В 2002 доходы консолидированного бюджета РФ составляли 3515,6 млрд руб., или 1/3 ВВП в текущих рыночных ценах. По мировым масштабам эта цифра не очень высока: в таких странах, как Швеция или Дания, через налоги перераспределяется до 70% ВВП. В 2002 расходы консолидированного бюджета РФ составили 3403,7 млрд руб., а превышение дохода над расходами (бюджетный профицит) — 111,9 млрд руб. Профицит обеспечивался федеральным бюджетом, доля которого в 2002 составила 56% в доходах и 54% в расходах консолидированного бюджета.

В 2001 в РФ была начата налоговая  реформа и принят новый Налоговый  кодекс, который, в  частности, установил  пропорциональный подоходный налог на уровне 13%. С 2002 был также  снижен налог на прибыль  предприятий (с 35 до 24%) с одновременной  отменой всех льгот  и вычетов. В результате удалось уменьшить  налоговую нагрузку, упорядочить межбюджетные отношения, а также  увеличить собираемость налогов, отношение  которых к ВВП  увеличилось с 20% в 1999 до 25% в 2002.

На 1 января 2003 в  РФ насчитывалось 3,316 млн организаций, состоящих на налоговом учёте, и 104,152 млн индивидуальных налогоплательщиков, из которых 4,718 млн являлись частными предпринимателями. В 2002 св. 80% доходной части федерального бюджета формировалось за счёт налоговых поступлений, основными источниками которых являлись налог на добавленную стоимость (36,4% доходной части), акцизные сборы (10,4%), налог на прибыль организаций (9,8%), а также таможенные пошлины (15,2%). Основу местных бюджетов составляли подоходные налоги с граждан (физических лиц). Расходы федерального бюджета были связаны в основном с социальными программами (22,1% в 2002), с национальной обороной и обслуживанием государственного долга (по 14,6%), а также с финансовой помощью бюджетам других уровней (13,6%).

Особой статьёй  расхода является обслуживание внешнего долга: в 2002 на эти  цели из федерального бюджета было потрачено 14,2 млрд долл. США, включая процентные платежи. По данным Министерства финансов, в кон. 2001 сумма государственного внешнего долга составляла 143,4 млрд долл., или около 38% ВВП России в текущих ценах и 133% её экспорта. Около половины от этой суммы (73,7 млрд долл.) составляют долги, унаследованные России от бывшего СССРоссии На нач. 21 в. страны «третьего мира» были должны СССР (и России как его правопреемнице) св. 120 млрд долл. США (правда, бо льшую часть этих долгов можно классифицировать как безнадёжные). На 1 января 2003 государственный внутренний долг РФ составил 680,3 млрд руб., или 6,2% ВВП в текущих ценах, увеличившись по сравнению с нач. 2002 на 17,7%.

В начале 21 века отношение внешнеторгового  оборота России к  её ВВП в текущих  ценах превысило 75%, что позволяет  говорить об открытом характере российской экономики и участии  России в международном  разделении труда. В 2002 внешнеторговый оборот России составил 167 млрд долл. США, из которых экспорт составил около 107 млрд долл., а импорт — более 60 млрд долл. В период после 1998 сальдо торгового баланса России сходилось с плюсом, прежде всего за счёт роста мировых цен на вывозимые сырьевые товары, особенно на нефть и газ. По данным на 2002, основными торговыми партнёрами России являются: Германия (7,6% экспорта и 14,3% импорта), Белоруссия (соответственно 5,5 и 8,8%), Украина (5,5 и 7,0%), Китай (6,4 и 5,2%), Италия (7,0 и 4,8%), США (3,7 и 6,4%), Франция (2,5 и 4,1%), Финляндия (2,7 и 3,3%) и Казахстан (2,3 и 4,2%), а также Нидерланды (6,8% экспорта), Великобритания и Польша (по 3,5% экспорта). В 2002 на долю всех стран СНГ приходилось лишь около 17% внешнеторгового оборота России (ещё в 1995 этот показатель составлял 25%), тогда как на долю стран Европейского союза приходится до 1/3, а после расширения ЕС на восток св. 50% общего внешнеторгового оборота.

Товарная структура  экспорта и импорта  несколько различается  в зависимости  от направлений торговли, однако в целом  остаётся устойчивой. Около 50% совокупного  экспорта составляют продукты нефтегазовой промышленности, 10% приходится на чёрные и цветные  металлы, около 7% составляют продукты химической промышленности (в основном сырьё и удобрения) и драгоценные металлы, около 4% — продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В структуре импорта более 1/3 занимают машины и оборудование, на 2-м месте (22—25%

 

Особенности национальной деловой культуры.

Глубокие, исключительно  трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования экономической среды хозяйствования в России пробудили активный интерес  к менеджменту.

Едва ли найдется в России менеджер или предприниматель, который  не примерил бы на себя управленческие «одежки» из американского, реже -- из японского  гардероба. Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на его эффективность влияют не только так называемые жесткие факторы: земля, климат, оборудование, но и мягкие, которые нельзя осязать или измерить, но влияние которых весьма ощутимо. Одним из них является отношение к работе, формирование деловой культуры. В совокупности мягкие факторы образуют присущую жителям данной страны культуру, понимаемую как наработанный веками набор образцов поведения и привычек. Руководителей интересует прежде всего деловая культура. До сих пор не известно ни одного исследования, из которого можно было бы узнать об особенностях, преимуществах и недостатках российской деловой культуры. Между тем знание особенностей национальной деловой культуры позволяет руководителю осознать причины и вероятные последствия многих собственных решений, решений и поступков коллег и подчиненных, своего начальства или акционеров.

Российским менеджерам необходимо изучать деловую культуру своей  страны, поскольку Россия позже других начала строить современные рыночные отношения.

Осознать это необходимо, потому что как бы мы ни пытались копировать западные и восточные  образцы или чувствовать себя русскими предпринимателями досоветского периода, существуют реальные условия, и очень полезно их знать. Нужно  попытаться понять, что уже сформировалось в российской деловой культуре и какие черты ей присущи. Разобравшись в этом, легче предвидеть, каковы реальные шансы внедрения разных моделей менеджмента в России.

Существуют три уровня культуры в бизнесе: первый -- это  национальная культура; второй -- организационная  культура, культура данной деловой  организации; третий, нижний, уровень -- это управленческая культура. У нас ее еще называют стилем руководителя: как руководитель реализуется в своих действиях.

Национальная культура сильно влияет на организационную, которая в свою очередь влияет на управленческую. Но при сильном, волевом руководителе управленческая культура может определить организационную, а в совокупности организационные системы могут менять национальную культуру.

Предпринимательство в нашей  стране не может развиваться без  такого важного элемента, как контрактная  культура. Если контракт подписан, его  надо выполнять. Он может стать частью национальной культуры. В настоящий  момент контрактная культура у нас  весьма низкая.

В России существуют две  основные проблемы: проблема власти, поскольку  руководитель в системе без власти -- не руководитель, и проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций власть построена по принципу виноградной грозди: во-первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами -- замкнутыми группами. И хотя между ними существуют какие-то информационные и иные связи, ярко выражена обособленность каждой группы. Стоит ли сохранять такое положение, эффективно ли это для предпринимательской экономики, нужно проверить каждой организации.

Кластерная форма характерна и для западных бизнес-структур, но на Западе такая группа -- это сплоченная команда. Значит, можно поставить вопрос: русские -- коллективисты или индивидуалисты? Как показали социологические исследования, россияне -- большие индивидуалисты. Однако власть считается больше с группой, чем с индивидом. Нам еще предстоит, если мы хотим видеть каждого отдельного человека в системе, менять образцы поведения как руководителя, так и подчиненного.

Однако даже при экстремальном  индивидуализме русские уживаются  друг с другом в коллективе, группе, считая, что группа является наиболее важной частью социально-экономической  системы, т.е. понимая, что с группой  считаются, что она может заставить  руководителя что-то изменить. Для россиянина группа -- это защита.

Когда человек устраивается на работу, важно понять, видит он в группе защиту или идет в нее  как в команду единомышленников. Это должен проанализировать руководитель, чтобы у него с группой не возникло конфликта.

В отличие от Запада у  нас работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности  и функции каждого работника. При групповой работе русские  опасаются, что кто-то «прокатится  зайцем» за их счет, хотя, в принципе, любят работать вместе.

На Западе при работе группах  все-таки используется индивидуальное задание и индивидуальная ответственность. Поэтому работа в группе более  эффективна. В России же в группу «бросили» задание, и там начинают между собой разбираться, что  нужного эффекта не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем  при любой другой организации  труда.

Многое зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и чем лучше он умеет это  делать, тем больше шанс, что люди будут работать лучше, пойдут за ним.

Участие в управлении невозможно без принятия на себя определенных обязательств и ответственности  отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не в своих личных. В России же под участием в управлении понимают другое: человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию предложений или хотя бы их части.

Очень важно создать в  системе такую среду, в которой  безответственный человек чувствовал бы себя неуютно. Предприниматель, тот, кто создавал фирму (а создать  ее нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это делается, у него есть практический опыт. Так вот, он должен помочь своим подчиненным  научиться созидать. Обучение происходит в основном на работе. Нормальный руководитель до 40% времени тратит на работу с  людьми, на обучение подчиненных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда вы обучены, компетентны и  не боитесь принимать решения.

Для того чтобы решить вопрос о том, что является стимулирующим  фактором в российских условиях, надо разобраться, чем мотивирована нация.

Принято выделять четыре основных вида мотивации, которые соответствуют  той или иной группе стран либо культур.

Первый вид -- достижение цели, где деньги играют большую  роль, например, желание стать лидером на рынке, первым выйти с новинкой.

Второй вид -- защитная мотивация, т.е. стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир (этому соответствует кластерная структура). Эта группа стран больше всего ценит стабильность.

Третий вид -- это группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход. В странах третьей группы люди хотя и ценят качество жизни, но считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже.

Четвертый вид -- это тоже в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.

По результатам исследований «новые русские» по своей мотивации  примыкают ко второй группе, которая  больше всего ценит стабильность. Это очень важный результат, так  как он показывает, что россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять. Правда, наши руководители в  бизнесе по-прежнему считают, что  изменения не должны влиять на стабильность их положения, т.е. достижение для них  не играет большой роли, но сдвиг  все равно наметился.

 


Информация о работе Экономика России