Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:56, реферат
Швейцария – очень маленькая, густо населенная страна. Она бедна природными ресурсами, а общей площади пахотных земель и сельхозугодий недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность страны в сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире.
Введение
1. Место и роль Швейцарии на мировом рынке………………………………...3
2. Макроэкономические тенденции развития……………………………..…….4
3. Обзор и развития основных отраслей экономики Швейцарии………….....13
3.1 Химико- Фармацевтическая промышленность……………………..……..13
3.2 Машиностроение, электротехника и металлургия……………….………..15
3.3 Часовая промышленность Швейцарии……………………………..………19
3.4 Туризм…………………………………………..……………………………20
4. Состояние и развитие внешней торговли Швейцарии……………………..21
Заключение………………………………………………..……………………..27
Список использованных источников…………………………….……………..29
Кроме того, продукция точного
Значимым сектором швейцарской экономики традиционно является часовая индустрия, одним из основных показателей развития которой считается объем продаж готовых изделий и комплектующих на внешний рынок (вследствие относительно небольшого размера внутреннего рынка).
В 2011 году в Швейцарии был отмечен значительный рост экспорта часовой продукции (+19,4%) по отношению к 2010 г., что в абсолютных цифрах составило 19,3 млрд. шв. франков. При этом поставки на экспорт готовой продукции в отчетный период составили 29,8 млн. шт. на сумму 18,1 млрд. швейцарских франков, что на 2,9 млрд.швейцарских франков (+19,3%) больше, чем в 2010 году. Это лучший результат за последние десять лет. Основная масса продаж (в ценовом выражении) приходится на часы элитного класса (ок. 75%). По объему продаж (в денежном выражении) Швейцарская Конфедерация почти в два раза обгоняет своего ближайшего конкурента - Гонконг, хотя производит часов в 15 раз меньше.
По оценке специалистов Ассоциации, наиболее результативным в 2011 году по объему закупок являлся азиатский рынок, на втором месте традиционно шли европейские страны и на третьем - США. При этом отмечается, что средняя цена готовых часов, поставляемых в Азию, в 2011 году составила ориентировочно 800 швейцарских франков, в то время, как в Европу – 415 швейцарских франков.
В туристическом и гостиничном секторах прошедший год был отмечен 2%-ым сокращением количества ночевок в отелях на 700 000 единиц до уровня 35,5 млн. ночевок. Причиной этому послужил ряд факторов: укрепление франка, неблагоприятная мировая конъюнктура и позднее начало зимнего туристического сезона в 2011г. При этом количество туристов из стран-членов ЕС, которые занимают более 70% данного рынка услуг, сократилось на 7,3%. Однако это сокращение было компенсировано увеличением потока туристов из других регионов, в том числе Китая, Индии, России и Бразилии. Рост количества китайских туристов составил 47,3%, достигнув 600 000 ночевок. В текущем году, по прогнозам Швейцарской туристической организации, ожидается так же 2%-ое сокращение числа ночевок, которое будет обусловлено, в том числе, структурными изменениями отрасли.
Швейцарская Конфедерация по сложившейся
мировой классификации
Чрезвычайная развитость внешней торговли Швейцарии имеет свои исторические причины. Еще относительно недавно горные хребты Швейцарии являлись непреодолимой преградой для создания единого внутреннего рынка товаров. Развивалась периферийная торговля входящих в Швейцарский союз кантонов с окружающими иностранными государствами. В Швейцарии бытует мнение, что внешняя торговля здесь возникла раньше промышленности. Эта историческая привязанность экономики к внешнему рынку в полной мере актуальна и сегодня. Показатели оборотов внешней торговли Швейцарии сопоставимы с показателями валового внутреннего продукта страны. По отношению экспорта товаров и услуг к ВВП страны Швейцария является одним из мировых лидеров.
За последние пять лет внешнеторговый оборот Швейцарии имел выраженную тенденцию к росту. Ежегодно, кроме кризисного 2009 г., показатели товарооборота Швейцарской Конфедерации увеличивались в среднем на 3-4%. Швейцария стабильно имеет положительное сальдо своего торгового баланса в 8% от объема товарного экспорта. В абсолютных цифрах за 2011 г. внешняя торговля Швейцарии товарами составила: оборот – 391,6 млрд. шв. франков; швейцарский экспорт товаров достиг суммы в 207,9 млрд. шв. франков; импорт – 183,7 млрд. шв. франков, сальдо составило +24,2 млрд. шв. франков (см. Приложение 2).
Исключением стал лишь 2009 г. – год мирового экономического и финансового кризиса, который серьезно повлиял на внешнюю торговлю товарами Швейцарии. Напомним, что швейцарский экспорт в 2009 г. из-за кризиса в экономиках основных стран - покупателей швейцарской продукции (прежде всего, ЕС) по итогам года упал на 14,7% в реальных ценах и откатились на уровень 2006 года. За 2010 - 2011 гг. спад во внешней торговле Швейцарской Конфедерации был полностью преодолен и показатели вернулись к докризисному 2008 г.
Важнейшими внешнеторговыми
Таблица 1: Внешнеторговые партнеры Швейцарии
Страна |
Доля в товарном экспорте Швейцарии (в % и млрд. шв. франков) |
Доля в товарном импорте Швейцарии (в % и млрд. шв. франков) | ||
Германия |
20,2% |
41,9 |
32,3% |
59,4 |
Италия |
7,8% |
16,1 |
10,4% |
19,1 |
Франция |
7,1% |
14,9 |
8,7% |
15,9 |
США |
10,2% |
21,3 |
5,0% |
9,1 |
Великобритания |
4,8% |
10,0 |
3,4% |
6,3 |
Китай |
4,2% |
8,8 |
3,4% |
6,3 |
Австрия |
3,2% |
6,6 |
4,4% |
8,0 |
Нидерланды |
2,5% |
5,2 |
4,4% |
8,0 |
Испания |
2,8% |
5,8 |
2,8% |
5,2 |
Япония |
3,2% |
6,7 |
2,1% |
3,8 |
Российская Федерация занимает в этом списке двенадцатое место с долей 1,5% в товарном экспорте Швейцарской Конфедерации и девятнадцатое место в импорте Швейцарии с долей 0,5%. Абсолютные показатели внешней торговли товарами Швейцарской Конфедерации с Российской Федерацией в 2011 г. составили: экспорт в Россию - 3,0 млрд. шв. франков, импорт из России – 877,0 млн. шв. франков (см. Приложение 3).
В отраслевом разрезе основной вклад в экспортную составляющую внешней торговли товарами Швейцарской Конфедерации вносят химико-фармацевтическая индустрия, машиностроение и часовая промышленность. Основными импортными статьями Швейцарии является продукция металлургической отрасли, химико-фармацевтической и пищевой промышленности. Укрупненным планом отраслевая структура экспорта и импорта Конфедерации приведена в таблицах ниже.
Как уже упоминалось, неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация и укрепление национальной валюты на фоне долгового кризиса в Еврозоне не могли не отразится на экспортоориентированной экономике Швейцарии, что привело к снижению темпов роста объемов внешней торговли. Наиболее сильно действие этих факторов ощутили на себе такие отрасли, как химическая промышленность, где сокращение экспортных поставок составило (-1,7%), производство точных инструментов (-2,7%), производство искусственных материалов (-33%), производство одежды (-3,8%), производство бумажной и полиграфической продукции (-12,5%). Сокращение экспорта услуг составило (-0,7%).
В этих условиях основной опорой швейцарского
экспорта в 2011 стали часовая промышленность,
которой удалось увеличить
Таблица 2 : Экспорт Швейцарии по отраслям в 2011 г.
Наименование Отрасли |
Стоимость экспорта (млрд. шв. франков) |
Доля в товарном экспорте (%) |
Динамика по отношению к 2010 г. (%) |
Пищевая промышленность |
7,4 |
3,6 |
+ 0,7 |
Легкая промышленность |
3,3 |
1,6 |
- 4,0 |
Химико-фармацевтическая промышленность |
74,7 |
35,9 |
- 1,6 |
Металлургия и машиностроение |
68,7 |
33,0 |
+ 1,6 |
Часовая промышленность |
19,3 |
9,3 |
+ 19,4 |
Прочие отрасли |
34,9 |
16,8 |
+ 5,6 |
Таблица 3: Импорт Швейцарии по отраслям в 2011 г.
Наименование Отрасли |
Стоимость импорта (млрд. шв. франков) |
Доля в товарном импорте (%) |
Динамика по отношению к 2010 г. (%) | |||
Пищевая промышленность |
9,7 |
5,2 |
- 1,2 | |||
Легкая промышленность |
8,9 |
4,8 |
- 0,9 | |||
Химико-фармацевтическая промышленность |
37,4 |
20,3 |
- 0,9 | |||
Металлургия и машиностроение |
68,7 |
37,3 |
- 0,7 | |||
Часовая промышленность |
3,0 |
13,8 |
+ 13,8 | |||
Прочие отрасли |
56,7 |
30,7 |
+ 2,9 |
Как видно из приведенных выше данных, локомотивом швейцарского экспорта является продукция химико-фармацевтического сектора. В рамках одной этой отрасли создается наибольшее положительное сальдо торгового баланса в +37,3 млрд. шв. франков. Эта цифра превышает на 13,1 млрд. общее сальдо торгового баланса Швейцарской Конфедерации и является основой экспортного потенциала страны.
В области швейцарской внешней торговли услугами по итогам 2011 г. отмечено положительное сальдо в размере +49,8 млрд. шв. франков. Наиболее существенную долю - почти 40% или 19,8 млрд. шв. франков в сальдо торговли услугами занимает «международная торговля товарами» (по швейцарской методологии учитывается как услуга), за ними следуют финансовые услуги с долей 26,9%, или 13,4 млрд. шв. франков. Услуги туризма принесли Швейцарии в 2011 г. доход в 4,5 млрд. шв. франков. Не все статьи торговли услугами развивались в последние годы равномерно. Особенно динамичный рост отмечен по статье «услуги международной торговли» с сальдо в +8,8 млрд. шв. франков в 2006 г. и до +19,8 млрд. шв. франков в 2011 г. Сектор «банковских услуг» имеет тенденцию к сокращению, в частности за 2011 г. положительное сальдо по данным видам услуг сократилось на 8,1%. Сокращение коснулось также сектра «транспортных услуг», показатели объема экспорта которых снизились на 2% по отношению к 2010 г. В секторе «прочих услуг» в последние пять лет отмечается небольшое отрицательное сальдо – 0,1 – 0,5 млрд. шв. франков.
Заключение
В заключении целесообразно изложить, какие угрозы возникли последнее время для экономики Швейцарии. Этих угроз, по моему мнению, две:
- требование прозрачности банковских операций, исходящее от стран G20,
- перемещение индустриальных центров в юго-восточную Азию.
Известно, что в кризисе 2008 года обвиняют, прежде всего банки. Основное обвинение, предъявляемое банкам, в том, что последние выдавали кредиты, которые не были обеспечены реальными деньгами (так называемые деривативы). Соответственно, чтобы избежать повторения таких ситуаций в дальнейшем, страны G20, в первую очередь США, требуют от банков более прозрачной отчетности. Но это идет вразрез с принципом банковской тайны. Ведь именно на принципе банковской тайны поострено благополучие швейцарских финансовых организаций, а не на низких налогах. Известно, что в Швейцарии до сих пор есть счета, открытые членами руководства гитлеровской Германии. В 2009 году США потребовали от Швейцарии раскрытия данных о лицах, гражданах США, которые имеют счета в швейцарских банках. Швейцарии пришлось выполнить это требование.