Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть экономику США на современном этапе ее развития.
Задачами моей курсовой работы являются:
исследовать экономику США на современном этапе, факторы ее развития
проанализировать роль США в Мировой экономике
исследовать экономический потенциал США
рассмотреть прогнозы развития экономика США
Введение 3
1. Характеристика современной американской экономики 4
1.1. Структура американской экономики: ее сильные и слабые стороны 4
1.2. Экономический потенциал США 8
2. Тенденции современного развития 13
2.1. Прогнозы развития экономики США 13
2.2. Роль США в Мировой экономике 20
Заключение 22
Библиографический список 23
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный
Кафедра Экономика
Курсовая по мировой экономике
Экономика США на современном этапе развития
Выполнил:
студент группы 50 А
Солдатов И.В.
Руководитель:
Доцент кафедры Э
Коновалова О.Н.
Омск 2012
Содержание
Под воздействием НТП в мировой экономике создаётся такая ситуация, когда практически ни одной стране, тем более, такой как США, уже не выгодно иметь сугубо внутренние производство. Национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство. Возникает процесс глобализации, который характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Изучение США, как страны наиболее богатой и в данный период времени наиболее влияющей на мировую экономику, интеграции её экономики в мировое хозяйство представляет определенный интерес.
На современном этапе
лидерство США в мировой
Однако за каждым экономическим подъемом следует спад, следовательно, экономический рост США когда-нибудь сменится спадом, и он так же сильно может повлиять на мировое хозяйство, как это и произошло в 2008-2010 годах.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть экономику США на современном этапе ее развития.
Задачами моей курсовой работы являются:
Объектом исследования данной работы является экономика США на современном этапе ее развития. Предмет исследования данной работы – рассмотрение наиболее влияющей страны на мировую экономику – США.
Мир стремительно меняется. В конце XX – начале XXI века в мировой экономике и геополитической картине мира произошли существенные сдвиги. На переломе двух веков был длительный период подъема и высоких темпов роста при относительно низкой инфляции. Долгое отсутствие рецессий вызвало в экспертном сообществе дискуссию об изменении циклического развития рыночных экономик, о переходе к новому типу экономического роста.
Усилилась дифференциация в группе развивающихся стран. В документах международных организаций появился термин “развивающиеся рынки” (emerging markets). Темпы роста ВВП Китая, Индии, Бразилии позволяют этим странам войти в группу крупнейших мировых экономик.
США осознанно положили курс на глобализацию в основу своей стратегии XXI века. Этот выбор обусловлен объективными тенденциями развития. Экономика США благодаря своему потенциалу, емкости рынка и вовлеченности в мирохозяйственные связи становится важным сегментом глобализирующейся мировой экономики, а указанные связи – все более важным фактором роста и структурных изменений в национальной экономике. Это ведет, с одной стороны, к повышению качества жизни, с другой, – к усилению уязвимости в социальном плане и в более широком контексте национальной безопасности. Данные явления во многом предопределили сдвиги в государственной политике. Соединенные Штаты обладали преимущественными стартовыми возможностями и использовали весь блок технико-экономических, социальных, экологических, военно-политических факторов для укрепления своих лидирующих позиций по магистральным направлениям процесса глобализации. В условиях, когда все государства борются за привлечение капитала и финансовых ресурсов, за доступ к новейшим технологиям в мировой копилке знаний, США с их огромным экономическим потенциалом имеют возможности воздействия на партнеров.
США вошли в XXI век бесспорным лидером в экономическом и военно стратегическом плане и превратились в единственную сверхдержаву. Сильнейший импульс этому явлению дал крах СССР. "Миропорядок”, казалось, стал “однополярным” (при всей спорности использования этого термина). Вместе с тем, эксперты указывают на то, что формируются политико-экономические предпосылки выстраивания новой иерархии государств. Этот процесс связан, прежде всего, с продолжающейся социально-хозяйственной глобализацией и ее неравномерным развитием.
Война в Ираке подтолкнула к новым сдвигам в политическом миропорядке. Она высветила накопившиеся проблемы в отношениях США с остальным миром, не замеченные ранее риски системного характера, а также ошибки прежних администраций. Она подорвала имидж и репутационный капитал США в мире, которые придется еще долго и тщательно восстанавливать новой администрации. Война в Ираке и Афганистане отразилась на экономике США. Она разогнала гонку вооружений, привела к значительному бюджетному дефициту еще до кризиса. По оценке Дж. Стиглица, суммарная стоимость войн в Ираке и Афганистане составила для США 3 трлн долл. Эти войны заставили США по-новому взглянуть на проблему борьбы с терроризмом и поставить вопрос о приоритетах национального военного строительства. Такую задачу четко обозначил министр обороны Р. Гейтс в своей программной статье “Сбалансированная стратегия” в журнале Foreign Affairs.
Разразившийся глобальный финансово-экономический кризис привел к новым сдвигам не только в мирохозяйственных связях, но и в политическом миропорядке. Кризис стал проверкой эффективности всех институциональных субъектов. Он активизировал дискуссии о причинах финансового кризиса, роли государства и т.д. Выход из кризиса потребовал международной координации усилий. Стало ясно, что мировой порядок, основанный на доминировании одной державы, нестабилен. Появились факторы, мало поддающиеся влиянию США. Дифференциация развивающихся стран, формирование быстро растущих экономик, дальнейшая интеграция Западной Европы усиливают сопротивление “менторству” США. Этот тренд уловил пришедший к власти Б. Обама и попытался переломить отрицательный взгляд на американское государство. Становится очевидным, что комфортное время для США закончилось. Как сформулировано в докладе “Глобальные тенденции 2025: трансформировавшийся мир”, подготовленном экспертами по заказу Национального разведывательного совета США, важной задачей становится поддерживать США в статусе “первые среди равных”. Тем не менее, Соединенные Штаты не собираются отказываться от своего лидерства, особенно в технологической и военно-стратегической сферах. Сейчас идет поиск общего видения роли США в мире и, возможно, новой модели глобального лидерства.
Появилось много публикаций о крахе доллара, о скором закате Соединенных Штатов Америки и о становлении Китая в качестве основной супердержавы. Вместе с тем, основы лидерства у экономики США сохраняются. Для прогнозов нужно провести анализ не только количественных, но и качественных характеристик таких традиционных макроэкономических показателей как ВВП. К концу XX века четко выявилась доминирующая тенденция социально-экономического развития США, в основе которой лежит опора на человеческий потенциал и динамичное генерирование инноваций. Происходит активное усиление значения нематериальных элементов – научных знаний, образования, информации, квалификации, организационно-управленческих решений. В структуре народного хозяйства США сформировалась многоотраслевая сфера инвестиций в развитие человека, в области, широко удовлетворяющие гуманитарные потребности, обеспечивающие саморазвитие личности и повышение качества жизни. Ядром этого комплекса является образование и наука. Американская политическая элита твердо осознает, что национальная конкурентоспособность основана на единстве и равной значимости ее экономической и социальной составляющих.
В условиях появления
новых вызовов прежняя
Существует множество факторов, взаимодействие которых привело к развитию в 2008г.столь масштабного финансово-экономического кризиса глобального характера. Среди них недооценка рисков, связанных с новой структурой посредничества на финансовых рынках, финансовыми инновациями и изменением модели функционирования финансовой системы; невозможность адекватной оценки рыночных активов в кризисный период; недооценка корреляции между рынками акций, облигаций, кредитов; повышение роли такого параметра, как индекс доверия, что вносит свой вклад в быстрые “переливы” кризисных явлений из финансового в реальный сектор и наоборот; меняющаяся взаимосвязь между финансовым и реальным секторами; дисбалансы в мировых сбережениях, воздействие глобализации. Решение многих проблем возможно на путях мониторинга за системными рисками, совершенствования национальных систем финансового регулирования и координации действий на международном уровне. При этом важно, насколько сами Соединенные Штаты готовы идти на скоординированные меры со своими партнерами.
И государство, и корпорации четко осознают, что инновационное развитие является основой глобального лидерства страны. Конкурентным преимуществом США остается эффективная система высшего образования. Однако обеспечить высокотехнологические отрасли только за счет внутренних ресурсов США не могут. В условиях формирующегося глобального рынка квалифицированных кадров усиливается конкуренция за привлечение иностранных специалистов высшей квалификации. В то же время подготовка специалистов с высшим образованием в ряде технологически развивающихся стран идет исключительно быстрыми темпами. Так, по оценке Национальной академии наук США, если в 2004 г. на долю Китая и Индии приходилось 19% глобального научно-исследовательского персонала, то к концу 2007 г. она повысилась до 31%. Численность инженеров со степенью бакалавра в Китае уже сейчас в два раза превышает их количество в странах ЕС и США, вместе взятых, продолжая расти быстрыми темпами.
Одним из внутренних вызовов является проблема бюджетного дефицита в связи с выполнением основных социальных программ. В 1970 г. расходы на три крупнейшие государственные программы – Medicare, Medicaid и Социальное страхование – составляли 3,8% ВВП. К настоящему времени эта цифра более чем удвоилась, достигнув 8,4%. Начиная с 2008 г. первые из 78 млн “бэби бумерс” (люди, родившиеся между 1946 и 1964 гг.) имеют право получать пенсионные бенефиции по Программе социального страхования. С 2011 г. они будут иметь право воспользоваться программой Medicare. Таким образом, поток новых бенефициаров расширяется в условиях увеличения продолжительности жизни и падения соотношения между работающим населением и людьми, ушедшими на пенсию.
Любая администрация становится заложником предвыборных обещаний и своих обязательств перед разнообразными группами интересов. Без знания специфики американской системы принятия решений невозможно понять отдельные шаги администрации. В социально-экономической сфере действуют фундаментальные механизмы формирования соответствующей политики, являющиеся мощными ограничителями для радикального изменения курса. Во внешней политике таких ограничителей меньше; однако, как уже отмечалось, преемственность вызовов сужает выбор приоритетов. Б. Обама, попытался “откреститься” от лозунга “война с терроризмом”, однако действительность заставила его поставить борьбу с терроризмом в качестве приоритетного направления своей стратегии. Добиваясь скорейшего вывода американских войск из Ирака, ему пришлось ввести дополнительный контингент в Афганистан. Следует учитывать и тот факт, что соперничество политических элит по-прежнему оказывает значительное влияние на выработку стратегических подходов к глобальным проблемам. США не откажутся от стратегии поддержания мирового лидерства, о чем четко заявил Б. Обама в своем обращении к конгрессу. Однако, учитывая сложность взаимосвязей национального социально-экономического развития и процессов глобализации, все более тесное переплетение факторов политического и экономического характера, они в ближайшем будущем будут находиться в поисках форм и методов осуществления этого лидерства. Текущий кризис вынуждает многие страны повышать эффективность своей экономики, что резко ужесточит условия конкуренции на мировых рынках в посткризисный период. Для России необходима объективная оценка изменений, происходящих в мире, и роли США в формировании современного многомерного мира. И в этом контексте очень важно оценить, насколько адекватны и эффективны “ответы” США на важнейшие современные вызовы социально-экономического характера.
Экономический потенциал США рассмотрим на статистических данных.
Исходя из рисунка, можем видеть, что темпы роста ВВП США в 2011 году понизились вдвое и составили 1,5 процента.
Размер же реального ВВП повысился и составил 15060 миллиардов долларов США.
Темпы роста объема промышленного производства упал на 0,8 процента по сравнению с предыдущим годом и составил 2,5 процента
Наверно, самая главная экономическая проблема США – это рост государственного долга. С каждым годом он постоянно растет. Год 2011 не стал исключением. Государственный долг в США в 2011 году достиг рекордного показателя – 99,6 процентов к ВВП.
Информация о работе Экономика США на современном этапе развития