Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть экономику США на современном этапе ее развития.
Задачами моей курсовой работы являются:
исследовать экономику США на современном этапе, факторы ее развития
проанализировать роль США в Мировой экономике
исследовать экономический потенциал США
рассмотреть прогнозы развития экономика США
Введение 3
1. Характеристика современной американской экономики 4
1.1. Структура американской экономики: ее сильные и слабые стороны 4
1.2. Экономический потенциал США 8
2. Тенденции современного развития 13
2.1. Прогнозы развития экономики США 13
2.2. Роль США в Мировой экономике 20
Заключение 22
Библиографический список 23
Также замечен рост инфляции по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году этот показатель составил 3 процента.
2011 год в экономике США прошел под явным воздействием последствий рецессии 2007-2009 гг., продолжавшейся 18 месяцев и ставшей самой затяжной в послевоенные годы. О глубине рецессии и тяжести ее последствий свидетельствуют целый ряд фактов. Впервые за почти двадцать лет в 2008 и 2009 гг. произошло не только падение ВВП, но и сокращение личного потребления, вклад которого в ВВП составляет около 70%. Критически высоким остается и уровень безработицы, достигший в 2010 г. максимума в 9,6% и снизившийся лишь к осени 2011 года до 9%. Недостаточность и неустойчивость внутреннего спроса в сочетании с высоким уровнем безработицы определяют и вялый экономический рост, и общую нестабильность текущего состояния американской экономики.
Одной из причин глубины и затяжного характера прошедшего кризиса и тяжести его последствий является то, что он носит во многом структурный характер. Циклический кризис, осложненный крахом финансово-ипотечной пирамиды, совпал по времени с моментом начала нового технологического цикла, когда осуществляется структурная перестройка экономики и подготовка к новому технологическому скачку. Первая, подготовительная фаза этого цикла характеризуется необходимостью обновления инфраструктуры и активным поиском новых революционных технологий и обычно характеризуется невысокими темпами роста.
Отличительной чертой американской экономической политики является сочетание тактических и стратегических задач, причем вторые не отходят на второй план при решении первых. Первоочередные тактические шаги и конкретные меры кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, социальной политики направлены на стимулирование создания новых рабочих мест, преодоление послекризисного застоя и оживление экономики, а также предотвращение новой возможной рецессии. Второй блок мер направлен на решение стратегических задач экономического развития - сохранение лидерства и поддержание глобальной конкурентоспособности США на мировой экономической арене. Сюда относится реализация целого комплекса масштабных задач, включая обновление инфраструктуры и переход к принципиально новой энергетической политике. При этом главным инструментом конкурентоспособности США остается опора на инновационное, а значит, человекоориентированное развитие, поддержка науки и образования. Американская администрация даже в рамках антикризисных мероприятий последовательно поддерживает эту стратегическую направленность экономического развития страны.
Текущие антикризисные мероприятия. С декабря 2008 г. ФРС поддерживает базовую учетную ставку на минимальном уровне и планирует продолжать такую политику по крайней мере до середины 2013 г. К традиционным мерам кредитно-денежной политики по оживлению экономики, осуществляемым ФРС, относится в первую очередь стимулирование инвестиций и потребительских расходов с помощью вливания денежной массы в экономику. В ситуации, когда базовая учетная ставка фактически и так находится на минимальном уровне, для стимулирования спроса в 2010-2011 гг. был осуществлен второй раунд количественного смягчения (QE-2 - quantitative easing-2), который заключался в приобретении ФРС государственных обязательств и ипотечных ценных бумаг на сумму 600 млрд. долл., ФРС не исключает возможности дальнейшей покупки ипотечных ценных бумаг с целью поддержки рынка жилья и стимулирования экономического роста. В сентябре 2011 г. ФРС объявила о начале программы «Операция твист», в ходе которой ФРС намерена произвести реструктуризацию своего портфеля ценных бумаг, увеличив долю долгосрочных бумаг за счет продажи краткосрочных на сумму 400 млрд. долл. Подобная операция уже проводилась в США в 60-е годы прошлого века. Рост спроса на долгосрочные обязательства должен привести к уменьшению их доходности, что окажет понижательное давление на долгосрочные процентные ставки по ипотечным, автомобильным и другим типам кредитов и может стимулировать рост потребления.
Проводимые ФРС меры монетарного
воздействия на экономику были направлены,
в том числе, на предотвращение возможной
дефляции, хотя сами по себе они несут
в себе инфляционную опасность, на что
постоянно указывают
Последовательность
В 2010 - начале 2011 года американские корпорации
зафиксировали рекордные
Другой особенностью текущего момента является рекордно высокий уровень наличных средств в компаниях. В условиях медленного экономического роста, сохраняющегося высокого уровня безработицы, огромного дефицита государственного бюджета и неопределенных ожиданий компаний по поводу дальнейшего развития ситуации корпорации проводят крайне осторожную финансовую политику, не торопятся расширять производство и увеличивать число занятых, то есть повышать расходы. В результате, по оценкам Moody'sInvestorsService, запасы наличности американских корпораций в конце 2010 г. достигли 1,2 трлн. долл., что на 11,2% выше показателя конца 2009 г. Наличные средства составляют 13% активов корпораций, что является самым высоким показателем с 1984 года.
В этой ситуации для оживления экономики потребуются комплексные меры, выходящие за рамки кредитно-денежного регулирования, поскольку низкие процентные ставки вряд ли простимулируют компании брать кредиты.
В центре американской экономической политики в 2011 году были и остаются на 2012 год две фундаментальные проблемы - высокая безработица и огромный дефицит государственного бюджета. В 2011 году был предпринят ряд активных и решительных действий, включая подписание и предложение нескольких законопроектов, направленных на создание новых рабочих мест и сокращение государственных расходов.
Администрация президента всячески подчеркивает, что при решении насущных проблем необходимо заложить основы для дальнейшей конкурентоспособности и стратегического развития американской экономики. Поэтому в предлагаемых и проводимых мерах делается акцент на создании рабочих мест в сфере образования и высокотехнологичных отраслях, поощрении инвестиций в новое оборудование и масштабные инвестиции в приоритетные проекты - образование, инновации (в том числе, разработку альтернативных источников энергии) и развитие инфраструктуры. В проекте бюджета на 2012 год предусматривается выделение 148 млрд. долл. на НИОКР, в том числе 32 млрд. на биомедицинские исследования в Национальном институте здоровья, увеличение более чем в два раза расходов на исследования, разработки и их внедрение в области энергетической эффективности. Реализуется провозглашенная цель удвоения инвестиций в фундаментальную науку.
Также предполагается потратить 3,4 млрд. долл. федеральных средств на естественно-научное, технологическое, инженерное и математическое образование. Поставлена задача к 2020 г. иметь самый высокий в мире процент выпускников с высшим образованием, к этому же сроку планируется подготовить 100 тыс. учителей по естественным наукам, технологическим, инженерным и математическим дисциплинам. К 2015 году планируется выпустить миллион электромобилей, к 2035 году - удвоить долю электроэнергии, получаемой из альтернативных источников, а к 2020 году - уменьшить потребление энергии в зданиях и сооружениях на 20%.
Предусмотрено также создание двадцати новых «зон экономического роста» в проблемных районах, которые получат расширенные налоговые стимулы для роста инвестиций и занятости.
Следует отметить, что высокий уровень безработицы может быть частично объяснен возможным повышением естественной нормы безработицы, поскольку в результате рецессии рынок труда претерпел значительные структурные изменения. В обзоре, представленном в феврале 2011 года Федеральным резервным банком Сан-Франциско, утверждается, что естественная норма безработицы в США выросла с докризисного уровня 5% до 6,7% (а возможно и более) по нескольким причинам. Во-первых, это рост несоответствия между квалификацией, необходимой для имеющихся вакансий, и квалификацией соискателей. Потерявшим работу в наиболее пострадавших от кризиса отраслях - строительстве, финансовом секторе и недвижимости - довольно трудно найти ее в растущих отраслях, таких как образование и здравоохранение. Необходимость перераспределения рабочей силы из кризисных отраслей в перспективные ставит перед компаниями и государством задачу массового повышения квалификации и переучивания персонала. Во-вторых, увеличение периода выплат пособий по безработице (с 26 недель до 99 недель) привело к некоторому снижению интенсивности поиска работы. В-третьих, в результате ипотечного кризиса многие домовладельцы лишились географической мобильности - они не могут продать свои дома и переехать в районы, где им легче найти работу. В-четвертых, лица, потерявшие работу на длительное время, теряют свою квалификацию и рабочие связи, позволяющие им найти работу.
В августе 2011 г. был подписан
Закон о бюджетном контроле (The
Budget Control Act),который призван
Закон предусматривает также дальнейшее уменьшение бюджетного дефицита на 1,5 трлн. долл., для чего создается Совместный комитет Конгресса, состоящих из 6 демократов и 6 республиканцев. Комитет должен представить Конгрессу рекомендации по конкретным статьям уменьшения расходов, а Конгресс - принять эти рекомендации. В случае, если это не будет сделано в срок, будет запущен механизм автоматического пропорционального сокращения расходов с 2013 г. на 1,2 трлн. долл., которое будут поделено поровну между гражданскими и военными расходами. Автоматическое сокращение расходов не коснется социально значимых расходов на социальное страхование, Медикейд, программ для малоимущих и пенсионных программ. Однако поскольку при этом будут автоматически уменьшены на 500 млрд. долл. военные расходы, а также пострадают образовательные и инфраструктурные проекты, представители обеих партий заинтересованы в том, чтобы достичь компромисса и утвердить устраивающий всех вариант.
В сентябре 2011 г. президент Обама выступил с новым масштабным планом по обеспечению экономического роста и сокращению бюджетного дефицита, в котором связываются воедино борьба с безработицей, сокращение дефицита бюджета, налоговая реформа и реформа здравоохранения. В нем предлагаются конкретные пути уменьшения дефицита на 4,4 трлн. долл., в том числе на 1,2 трлн. долл. за счет сокращения дискреционных54 расходов, предусмотренных Законом о бюджетном контроле, на 580 млрд. долл. за счет сокращения и реформирования обязательных бюджетных расходов, на 1,1 трлн. долл. за счет вывода войск из Афганистана и перехода от военной к преимущественно гражданской миссии в Ираке, и на 1,5 трлн. долл. за счет налоговой реформы.
В 2011 финансовом году, закончившемся в сентябре, дефицит государственного бюджета США составил 1,3 трлн. долл. В процентном отношении к ВВП бюджетный дефицит слегка уменьшился с 9% в 2010 г. до 8,7% в 2011. Бюджетный дефицит за октябрь 2011 г. уменьшился по сравнению с октябрем 2010 г. со 140 млрд. долл. до 98 млрд. долл. Официальной целью американской администрации является сокращение бюджетного дефицита до 1,1 трлн. долл. и 7% ВВП в 2012 г., 607 млрд. долл. и 3,2% ВВП в 2015 г. и 627 млрд. долл. и 3,0% ВВП в 2017 г. К 2021 г. дефицит должен достигнуть 2,3% ВВП. Предполагается также, что с 2017 г. перестанет увеличиваться государственный долг.
Новый план предлагает заморозить все дискреционные расходы на пять лет, кроме расходов на обеспечение безопасности и расходов, необходимых для обеспечения долгосрочного роста экономики и занятости. Огромной частью плана является замораживание заработной платы гражданских федеральных служащих на два года, а также прекращение финансирования и сокращение более 200 федеральных программ, что даст бюджету около 30 млрд. долл. экономии. В рамках сокращения правительственных расходов и увеличения эффективности работы планируется сократить более 2 млрд. долл. административных накладных расходов (таких как расходы на путешествия, печать, запасы, продовольствие, консультативные услуги), оперативно избавляться от избыточной или недоиспользуемой федеральной недвижимости, а также начать реорганизацию деятельности государственных служб.
Информация о работе Экономика США на современном этапе развития