Экономика США на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть экономику США на современном этапе ее развития.
Задачами моей курсовой работы являются:
исследовать экономику США на современном этапе, факторы ее развития
проанализировать роль США в Мировой экономике
исследовать экономический потенциал США
рассмотреть прогнозы развития экономика США

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика современной американской экономики 4
1.1. Структура американской экономики: ее сильные и слабые стороны 4
1.2. Экономический потенциал США 8
2. Тенденции современного развития 13
2.1. Прогнозы развития экономики США 13
2.2. Роль США в Мировой экономике 20
Заключение 22
Библиографический список 23

Файлы: 1 файл

курсовик№3.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Также замечен рост инфляции по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году этот показатель составил 3 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тенденции современного развития

    1. Прогнозы развития экономики США

 

2011 год в экономике США прошел под явным воздействием последствий рецессии 2007-2009 гг., продолжавшейся 18 месяцев и ставшей самой затяжной в послевоенные годы. О глубине рецессии и тяжести ее последствий свидетельствуют целый ряд фактов. Впервые за почти двадцать лет в 2008 и 2009 гг. произошло не только падение ВВП, но и сокращение личного потребления, вклад которого в ВВП составляет около 70%. Критически высоким остается и уровень безработицы, достигший в 2010 г. максимума в 9,6% и снизившийся лишь к осени 2011 года до 9%. Недостаточность и неустойчивость внутреннего спроса в сочетании с высоким уровнем безработицы определяют и вялый экономический рост, и общую нестабильность текущего состояния американской экономики.

Одной из причин глубины и затяжного  характера прошедшего кризиса и тяжести его последствий является то, что он носит во многом структурный характер. Циклический кризис, осложненный крахом финансово-ипотечной пирамиды, совпал по времени с моментом начала нового технологического цикла, когда осуществляется структурная перестройка экономики и подготовка к новому технологическому скачку. Первая, подготовительная фаза этого цикла характеризуется необходимостью обновления инфраструктуры и активным поиском новых революционных технологий и обычно характеризуется невысокими темпами роста.

Отличительной чертой американской экономической  политики является сочетание тактических  и стратегических задач, причем вторые не отходят на второй план при решении  первых. Первоочередные тактические  шаги и конкретные меры кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, социальной политики направлены на стимулирование создания новых рабочих мест, преодоление послекризисного застоя и оживление экономики, а также предотвращение новой возможной рецессии. Второй блок мер направлен на решение стратегических задач экономического развития - сохранение лидерства и поддержание глобальной конкурентоспособности США на мировой экономической арене. Сюда относится реализация целого комплекса масштабных задач, включая обновление инфраструктуры и переход к принципиально новой энергетической политике. При этом главным инструментом конкурентоспособности США остается опора на инновационное, а значит, человекоориентированное развитие, поддержка науки и образования. Американская администрация даже в рамках антикризисных мероприятий последовательно поддерживает эту стратегическую направленность экономического развития страны.

Текущие антикризисные мероприятия. С декабря 2008 г. ФРС поддерживает базовую учетную ставку на минимальном  уровне и планирует продолжать такую  политику по крайней мере до середины 2013 г. К традиционным мерам кредитно-денежной политики по оживлению экономики, осуществляемым ФРС, относится в первую очередь стимулирование инвестиций и потребительских расходов с помощью вливания денежной массы в экономику. В ситуации, когда базовая учетная ставка фактически и так находится на минимальном уровне, для стимулирования спроса в 2010-2011 гг. был осуществлен второй раунд количественного смягчения (QE-2 - quantitative easing-2), который заключался в приобретении ФРС государственных обязательств и ипотечных ценных бумаг на сумму 600 млрд. долл., ФРС не исключает возможности дальнейшей покупки ипотечных ценных бумаг с целью поддержки рынка жилья и стимулирования экономического роста. В сентябре 2011 г. ФРС объявила о начале программы «Операция твист», в ходе которой ФРС намерена произвести реструктуризацию своего портфеля ценных бумаг, увеличив долю долгосрочных бумаг за счет продажи краткосрочных на сумму 400 млрд. долл. Подобная операция уже проводилась в США в 60-е годы прошлого века. Рост спроса на долгосрочные обязательства должен привести к уменьшению их доходности, что окажет понижательное давление на долгосрочные процентные ставки по ипотечным, автомобильным и другим типам кредитов и может стимулировать рост потребления.

Проводимые ФРС меры монетарного  воздействия на экономику были направлены, в том числе, на предотвращение возможной  дефляции, хотя сами по себе они несут  в себе инфляционную опасность, на что  постоянно указывают республиканцы. Действительно, уровень инфляции в 2011 году может превысить 3%, во многом за счет роста цен на энергоресурсы. При этом, несмотря на все принимаемые стимулирующие меры, экономический рост останется на уровне чуть превышающим 2%. Дальнейшей активизации экономического роста, несмотря на низкую стоимость кредитных денег, пока не происходит. Таким образом, проблема текущего момента заключается не в отсутствии доступа к кредитным средствам, а в недостаточности инвестиционного и потребительского спроса. В этой связи инфляционные ожидания в экономике могут в определенной мере сыграть положительную роль.

Последовательность государственной  политики по преодолению кризиса  начинает давать некоторые результаты. Сигналом активизации покупательского  спроса является рост продаж автомобилей в 2011 году почти на 10%. За последние два года занятость в автомобильной промышленности увеличилась на 113 тыс. человек, а темп роста занятости в отрасли был максимальным с 1998 г. Это может придать импульс всей экономике, как непосредственно через вклад в рост промышленного производства и создание новых рабочих мест, так и косвенно, являясь сигналом о постепенной стабилизации экономической ситуации. 

В 2010 - начале 2011 года американские корпорации зафиксировали рекордные прибыли, превышающие абсолютный максимум 2006 года. По данным Бюро экономического анализа США в четвертом квартале 2010 г. прибыль американских корпораций составила 1,86 трлн. долл. в годовом выражении и продолжала увеличиваться в первом и втором кварталах 2011 г., составив, соответственно, 1,88 и 1.94 трлн. долл. Более того, во втором квартале 2011 года 72% компаний, входящий в список S&P 500, получили прибыли, размер которых превосходит прогнозы аналитиков. Рост прибылей американского корпоративного сектора объясняется снижением издержек за счет увольнений персонала во время кризиса.

Другой особенностью текущего момента является рекордно высокий уровень наличных средств  в компаниях. В условиях медленного экономического роста, сохраняющегося высокого уровня безработицы, огромного  дефицита государственного бюджета и неопределенных ожиданий компаний по поводу дальнейшего развития ситуации корпорации проводят крайне осторожную финансовую политику, не торопятся расширять производство и увеличивать число занятых, то есть повышать расходы. В результате, по оценкам Moody'sInvestorsService, запасы наличности американских корпораций в конце 2010 г. достигли 1,2 трлн. долл., что на 11,2% выше показателя конца 2009 г. Наличные средства составляют 13% активов корпораций, что является самым высоким показателем с 1984 года. 

В этой ситуации для оживления экономики потребуются комплексные меры, выходящие за рамки кредитно-денежного регулирования, поскольку низкие процентные ставки вряд ли простимулируют компании брать кредиты. 

В центре американской экономической  политики в 2011 году были и остаются на 2012 год две фундаментальные проблемы - высокая безработица и огромный дефицит государственного бюджета. В 2011 году был предпринят ряд активных и решительных действий, включая подписание и предложение нескольких законопроектов, направленных на создание новых рабочих мест и сокращение государственных расходов.

Администрация президента всячески подчеркивает, что при решении  насущных проблем необходимо заложить основы для дальнейшей конкурентоспособности  и стратегического развития американской экономики. Поэтому в предлагаемых и проводимых мерах делается акцент на создании рабочих мест в сфере образования и высокотехнологичных отраслях, поощрении инвестиций в новое оборудование и масштабные инвестиции в приоритетные проекты - образование, инновации (в том числе, разработку альтернативных источников энергии) и развитие инфраструктуры. В проекте бюджета на 2012 год предусматривается выделение 148 млрд. долл. на НИОКР, в том числе 32 млрд. на биомедицинские исследования в Национальном институте здоровья, увеличение более чем в два раза расходов на исследования, разработки и их внедрение в области энергетической эффективности. Реализуется провозглашенная цель удвоения инвестиций в фундаментальную науку.

Также предполагается потратить 3,4 млрд. долл. федеральных средств на естественно-научное, технологическое, инженерное и математическое образование. Поставлена задача к 2020 г. иметь самый высокий в мире процент выпускников с высшим образованием, к этому же сроку планируется подготовить 100 тыс. учителей по естественным наукам, технологическим, инженерным и математическим дисциплинам. К 2015 году планируется выпустить миллион электромобилей, к 2035 году - удвоить долю электроэнергии, получаемой из альтернативных источников, а к 2020 году - уменьшить потребление энергии в зданиях и сооружениях на 20%.

Предусмотрено также  создание двадцати новых «зон экономического роста» в проблемных районах, которые  получат расширенные налоговые  стимулы для роста инвестиций и занятости. 

Следует отметить, что  высокий уровень безработицы может быть частично объяснен возможным повышением естественной нормы безработицы, поскольку в результате рецессии рынок труда претерпел значительные структурные изменения. В обзоре, представленном в феврале 2011 года Федеральным резервным банком Сан-Франциско, утверждается, что естественная норма безработицы в США выросла с докризисного уровня 5% до 6,7% (а возможно и более) по нескольким причинам. Во-первых, это рост несоответствия между квалификацией, необходимой для имеющихся вакансий, и квалификацией соискателей. Потерявшим работу в наиболее пострадавших от кризиса отраслях - строительстве, финансовом секторе и недвижимости - довольно трудно найти ее в растущих отраслях, таких как образование и здравоохранение. Необходимость перераспределения рабочей силы из кризисных отраслей в перспективные ставит перед компаниями и государством задачу массового повышения квалификации и переучивания персонала. Во-вторых, увеличение периода выплат пособий по безработице (с 26 недель до 99 недель) привело к некоторому снижению интенсивности поиска работы. В-третьих, в результате ипотечного кризиса многие домовладельцы лишились географической мобильности - они не могут продать свои дома и переехать в районы, где им легче найти работу. В-четвертых, лица, потерявшие работу на длительное время, теряют свою квалификацию и рабочие связи, позволяющие им найти работу. 

В августе 2011 г. был подписан Закон о бюджетном контроле (The Budget Control Act),который призван значительно  снизить бюджетные расходы. Закон  был принят в результате долгового кризиса, поставившего США в опасность объявления дефолта по своим долгам, поскольку в мае 2011 года государственный долг США достиг максимально установленного законом уровня 14,3 трлн. долл. Для принятия закона потребовалось заключение межпартийного договора между демократами и республиканцами. Согласно новому закону, официальный верхний предел государственного долга США был поднят как минимум на 2,1 трлн. долл., что позволяет осуществлять платежи по существующим обязательствам до 2013 года. Одновременно закон предусматривает жесткий план уменьшения государственных расходов на 1 трлн. долл. в течение 10 лет. При этом особо оговаривается, что сокращение расходов не должно нанести ущерб мерам по стимулированию экономики, должно равномерно распределяться между военными и гражданскими расходами и не должно затрагивать ключевых для конкурентоспособности страны областей, таких как образование, инновации и развитие инфраструктуры. Впервые с 1990 гг. военные расходы будут уменьшены - на 350 млрд. долл. за 10 лет. 

Закон предусматривает  также дальнейшее уменьшение бюджетного дефицита на 1,5 трлн. долл., для чего создается Совместный комитет Конгресса, состоящих из 6 демократов и 6 республиканцев. Комитет должен представить Конгрессу  рекомендации по конкретным статьям уменьшения расходов, а Конгресс - принять эти рекомендации. В случае, если это не будет сделано в срок, будет запущен механизм автоматического пропорционального сокращения расходов с 2013 г. на 1,2 трлн. долл., которое будут поделено поровну между гражданскими и военными расходами. Автоматическое сокращение расходов не коснется социально значимых расходов на социальное страхование, Медикейд, программ для малоимущих и пенсионных программ. Однако поскольку при этом будут автоматически уменьшены на 500 млрд. долл. военные расходы, а также пострадают образовательные и инфраструктурные проекты, представители обеих партий заинтересованы в том, чтобы достичь компромисса и утвердить устраивающий всех вариант.

В сентябре 2011 г. президент  Обама выступил с новым масштабным планом по обеспечению экономического роста и сокращению бюджетного дефицита, в котором связываются воедино борьба с безработицей, сокращение дефицита бюджета, налоговая реформа и реформа здравоохранения. В нем предлагаются конкретные пути уменьшения дефицита на 4,4 трлн. долл., в том числе на 1,2 трлн. долл. за счет сокращения дискреционных54 расходов, предусмотренных Законом о бюджетном контроле, на 580 млрд. долл. за счет сокращения и реформирования обязательных бюджетных расходов, на 1,1 трлн. долл. за счет вывода войск из Афганистана и перехода от военной к преимущественно гражданской миссии в Ираке, и на 1,5 трлн. долл. за счет налоговой реформы. 

В 2011 финансовом году, закончившемся  в сентябре, дефицит государственного бюджета США составил 1,3 трлн. долл. В процентном отношении к ВВП бюджетный дефицит слегка уменьшился с 9% в 2010 г. до 8,7% в 2011. Бюджетный дефицит за октябрь 2011 г. уменьшился по сравнению с октябрем 2010 г. со 140 млрд. долл. до 98 млрд. долл. Официальной целью американской администрации является сокращение бюджетного дефицита до 1,1 трлн. долл. и 7% ВВП в 2012 г., 607 млрд. долл. и 3,2% ВВП в 2015 г. и 627 млрд. долл. и 3,0% ВВП в 2017 г. К 2021 г. дефицит должен достигнуть 2,3% ВВП. Предполагается также, что с 2017 г. перестанет увеличиваться государственный долг. 

Новый план предлагает заморозить все дискреционные расходы на пять лет, кроме расходов на обеспечение  безопасности и расходов, необходимых  для обеспечения долгосрочного  роста экономики и занятости. Огромной частью плана является замораживание заработной платы гражданских федеральных служащих на два года, а также прекращение финансирования и сокращение более 200 федеральных программ, что даст бюджету около 30 млрд. долл. экономии. В рамках сокращения правительственных расходов и увеличения эффективности работы планируется сократить более 2 млрд. долл. административных накладных расходов (таких как расходы на путешествия, печать, запасы, продовольствие, консультативные услуги), оперативно избавляться от избыточной или недоиспользуемой федеральной недвижимости, а также начать реорганизацию деятельности государственных служб.

Информация о работе Экономика США на современном этапе развития