Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
В условиях создания Российского государства и развития рыночных отношений весьма важную роль играют финансы.Этот блок финансовых отношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе.
Введение…………………………………………………………………….. 3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ………………. ……..4-5
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА……………………………………6-7
Государственный бюджет…………………………………….…7-8
Государственный кредит и долг………………………………9-10
Рыночные отношения……………………………………….....10-11
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА….12
3.1 Задачи бюджета…………………………….……………………..13-14
3.2 Контроль за бюджетом……………………………………………..14-17
3.3. Доход бюджета…………………………………………………….18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..23
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -- государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
В зависимости от заемщика
государственные займы делятся
на размещаемые центральными и местными
органами управления. По месту размещения
государственный кредит может быть
внутренним и внешним. Исходя из срока
привлечения средств займы
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит
из задолженности прошлых лет
и вновь возникающей
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
2.3. Рыночные отношения
В связи с развитием
рыночных отношений появилась
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов ценных бумаг.
Задача фондового рынка обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Финансы предприятий различных
форм собственности, являясь основой
единой финансовой системы страны,
обслуживают процесс создания и
распределения общественного
От состояния финансов
предприятий зависит
В условиях рыночной экономики
на основе хозяйственной и финансовой
независимости предприятия
Главный элемент финансовой системы государства - государственный бюджет. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. [7, С.157]. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом парламентом страны или муниципальным собранием.
Во всех государствах в
результате деятельности хозяйствующих
субъектов создаются валовой
внутренний продукт и национальный
доход. Произведенный в сфере
материального производства национальный
доход проходит последовательно
стадии распределения и
Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.
В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой
форму образования и
Бюджету принадлежит ведущее
положение в финансовой системе
страны. Он выражает часть распределительных
отношений между государством, с
одной стороны, предприятиями и
населением - с другой, которые связаны
с формированием и
Формирование бюджета
самым непосредственным образом
связано с развитием
Во всех этих процессах
большую роль играет бюджет. С помощью
бюджета государственные и
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
Первый этап бюджетного процесса
- составление проектов бюджетов. Составлению
проектов бюджетов предшествует разработка
прогнозов социально-
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов
- исключительная прерогатива Правительства
РФ, соответствующих органов
Основой для составления бюджета является:
Рассмотрение и утверждение
отчета об исполнении бюджетов является
одной из форм финансового контроля,
осуществляемого
Для контроля за исполнением
бюджета существует специальный
орган - Счетная палата, которая участвует
также в предварительном
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
Счетная палата проводит проверку
отчета об исполнении федерального бюджета
за отчетный год в течение полутора
месяцев после представления
отчета в ГД, используя материалы
и результаты проведенных проверок
и ревизий. Государственная Дума
рассматривает отчет об исполнении
федерального бюджета в течение
1,5 месяцев после получения
Исполнение бюджетов начинается
после их утверждения в установленном
порядке. В Российской Федерации
устанавливается казначейское исполнение
бюджетов. На органы исполнительной власти
возлагается организация