Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
В условиях создания Российского государства и развития рыночных отношений весьма важную роль играют финансы.Этот блок финансовых отношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе.
Введение…………………………………………………………………….. 3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ………………. ……..4-5
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА……………………………………6-7
Государственный бюджет…………………………………….…7-8
Государственный кредит и долг………………………………9-10
Рыночные отношения……………………………………….....10-11
ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА….12
3.1 Задачи бюджета…………………………….……………………..13-14
3.2 Контроль за бюджетом……………………………………………..14-17
3.3. Доход бюджета…………………………………………………….18-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..23
Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Исполнение бюджетов всех
уровней осуществляется на основе бюджетной
росписи - документа о поквартальном
распределении доходов и
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
За исполнение доходной части
бюджета отвечают Министерство РФ по
налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет (и их органы на
местах), которые, помимо сбора налогов
и других платежей в бюджет обязаны
представлять информацию об исполнении
бюджетов в Казначейство, а также
органы, распоряжающиеся
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти.Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный исполнительный
орган представляет ежеквартальные,
полугодовые и годовые отчеты
об исполнении бюджета в представительный,
контрольный орган и
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью.
Доходная часть
Основная часть
Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами. [9, С.100]
Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов подразделяютсяна собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов
- доходы, закрепленные на постоянной основе
полностью или частично за соответствующими
бюджетами действующим
Регулирующие доходы
- виды доходов, получаемые
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года): ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел
6) верхний предел
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года): ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального
2) общий объем расходов
федерального бюджета на 2009 год
в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в
том числе условно
3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел
6) верхний предел
7) прогнозируемый профицит
федерального бюджета на 2009 год
в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей
и равенство прогнозируемого
общего объема доходов и
На основе этих данных составим таблицу
Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2008 - 2010 года.
Показатели |
Расходы, млн. руб |
ВВП, млрд. руб |
2008 |
6 570 297 744,0 |
35 000,0 |
2009 |
7 451 153 801,8 |
З6 690,0 |
2010 |
8089 965 207,0 |
44 800.0 |
Таблица № 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги - это одно и то же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?
Термин finansia возник в XIII--XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения.
Денежные отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Основой единой финансовой
системы являются финансы предприятий,
поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального
производства. Источником централизованных
государственных фондов денежных средств
является национальный доход, создаваемый
в сфере материального
Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.
Основная часть
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Государственный бюджет является
основным финансовым планом страны, обеспечивающим
образование, распределение и использование
централизованного фонда
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.