Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:58, реферат
Страна разделена на 47 префектур, каждая из которых имеет своё правительство, управляющее городами и селениями. По численности населения - 125,86 млн. человек (на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана, свыше 99% -японцы. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г.
Введение. Визитная карточка. Цифры и факты
3
Глава 1.
5
1. Особенности экономики Японии.
5
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема
5
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
8
1.3. Особенности организации предпринимательства
9
1.4. Банковская система
10
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.
11
Глава 2.
13
2. Внешние экономические связи Японии.
13
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
13
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
18
Глава 3.
20
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
20
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
20
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы
26
Выводы
28
Литература
Таким образом, внутреннее гражданское потребление и инвестиции были и остаются главными составляющими элементами ВНП Японии.
Однако по мере экономического развития внутреннее потребление достигает своего потолка - это общее явление для индустриально развитых стран. Замедление роста экономики всегда чревато многими проблемами. Люди пытаются получить богатства не за счет своего труда, а путем передела не растущей экономики. Финансовое положение предприятий ухудшается, что ослабляет их конкурентоспособность на мировой арене.
Существуют разные способы
предотвращения спада. Одни прибегают
к большим правительственным расходам,
порой за счет массового выпуска государственных
облигаций, другие пытаются восстановить
рост за счет увеличения экспорта. В первой половине
80-х годов США использовали первый вариант,
а Япония - второй. У Японии доля экспорта
в ВНП достигла 15% (до этого она составляла
10-12%). Япония, в отличие от США, начала пользоваться
огромным торговым профицитом. Хотя Япония
закупала большое количество американских
облигаций, тем самым финансируя экономический
рост США (для Японии это были самые выгодные
инвестиции), доверие к доллару существенно
снизилось.
Итак, в 1985 году министры финансов Большой
семерки договорились о «контролируемом
и умеренном падении курса доллара», предполагая,
что им удастся избежать резкого падения
этой мировой валюты. Однако количество
частных денег, каждый день вращающихся
на мировом рынке, намного превышает возможности
любого государства контролировать курсы
валют, и курс доллара по отношению к иене
в течение последующих двух лет уменьшился
в два раза.
Это значит, что экспортные цены на японские товары повысились в два раза в долларовом исчислении. «Мировая фабрика» Япония мгновенно утратила конкурентоспособность (по цене) своих товаров.
Япония прибегла к другому способу поддержания роста, то есть к увеличению правительственных расходов и снижению процентной ставки банковских ссуд.
За счет этих мер к началу 90-х годов японская экономика достигла своего «золотого века». Однако, когда спекулятивно вздутые цены на акции и землю резко упали в 1990 году, начался нынешний экономический спад. Коммерческие банки свертывали объем выдачи новых кредитов, усугубляя финансовое положение ряда предприятий. Из-за потери конкурентоспособности (уровень заработной платы стал очень высоким, превысив аналогичные показатели в большинстве индустриально развитых стран) японские предприятия еще быстрее и в еще больших объёмах начали перемещать свою производственную базу за рубеж, в частности в Китай и Юго-Восточную Азию.
Однако это не привело к большим катаклизмам в Японии ни тогда, ни сейчас. Напротив, реальный уровень доходов на душу населения в 1990-1998 гг. повысился на 20%. Япония по-прежнему обеспечивает 55% совокупного ВНП всех азиатских стран, включая Китай. В отличие от СССР в 1991 году японская экономика - «реальна», она основана на производстве товаров гражданского назначения, а не оружия.
Но «отток» рабочих мест за границу продолжается. Безработица превысила 5% - рекордно высокий уровень в послевоенном развитии. И это постепенно разрушает несколько компонентов «японской модели», то есть пожизненный найм и равномерное повышение зарплаты в зависимости от продолжительности стажа. Следовательно, не совсем верно считать «японскую модель» причиной нынешнего спада, скорее дело в том, что макроэкономическое изменение сделало сохранение «японской модели» (равенство на высоком уровне и стабильность в жизни) сложным.
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
Для того чтобы оказаться во всеоружии перед лицом быстрой глобализации международной экономики и для создания максимально благоприятных условий для полного раскрытия жизненной энергии и потенциала японской экономики, Японии необходимо прилагать усилия к структурному реформированию своей экономики, т.е. еще более решительно проводить ее дерегулирование, во всех деталях проработать политику повышения конкурентоспособности, улучшить условия доступа на рынки и т.д. За счет осуществления этих мер Япония одновременно сможем еще активнее способствовать оживлению всей мировой экономики в целом. Необходимо наладить и многостороннюю систему внешней торговли и инвестиций, которая отвечала бы новым требованиям времени. Япония будет последовательно выступать за создание и укрепление международной экономической системы, которая бы всегда оставалась именно многосторонней и основывалась на справедливых и ясных правилах. В этом плане она участвует в дальнейшем укреплении многосторонней системы внешней торговли, прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО), где, в частности, разрабатываем правила для новых областей экономики. Деятельно участвует в переговорах в рамках ОЭСР по принятию многостороннего соглашения о взаимных инвестициях и ряде других.
Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением таких глобальных проблем, с которыми мир столкнулся после окончания "холодной войны", как экологическая проблема, терроризм, перенаселение, наркотики. В частности, в декабре 1997 г. в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На ней был принят протокол, в котором обозначена цель: сократить с 2008 по 2012 г. более чем на 5% по сравнению с 1990 г. совокупный выброс в атмосферу всеми развитыми странами шести видов газов, создающих парниковый эффект, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку таким образом сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли.
Перед нами стоит задача поддержания добрых экономических связей с США. Ведь две наши страны совместно производят более 40% совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в ХХI в.
От того, каким станет в будущем Китай, который сейчас переживает бурный экономический рост, в высшей степени зависит и то, каким станет ХХI век для Японии, Азии, да и всего мира. Япония прилагает максимальные усилия к тому, чтобы путем широкого диалога, включая постоянное общение лидеров, добиться реальных результатов в решении практических задач японо-китайских отношений. Стабильный и играющий все более конструктивную роль в мировом сообществе Китай – это непреложное условие стабильности данного региона и всего мира в ХХI в. Вот почему Япония будет оказывать необходимое содействие и сотрудничать именно в этом направлении.
С Республикой Корея Япония разделяет общие ценности демократии и рыночной экономики, а также имеет общие интересы в области обеспечения безопасности. Вот почему отношения дружбы и сотрудничества с ней не только являются основой политикой Японии на Корейском полуострове, но и составляют одно из главнейших направлений ее внешней политики. Ведя активный диалог и постоянно обмениваясь мнениями с новой администрацией президента Ким Тэ Чжуна, Япония и впредь будет прилагать усилия к построению таких отношений с Кореей, которые учитывают прошлое, но устремлены в будущее.
Что касается отношений с Северной Кореей, то стремится к скорейшему проведению 9-го раунда переговоров о нормализации японо-северокорейских отношений. Здесь в тесном сотрудничестве с Кореей и другими странами прилагает усилия к тому, чтобы наряду с исправлением ненормальных отношений, сохраняющихся с послевоенных времен, содействовать миру и стабильности на Корейском полуострове. Япония последовательно поддерживаем выдвинутую США и Кореей идею четырехсторонней встречи. Что касается проблемы северокорейского ядерного оружия, то Япоиня и впредь в тесном сотрудничестве с США, Кореей и другими странами будем активно участвовать в работе КЕDO, Организации развития энергетики Корейского полуострова.
Глава 3.
3. Проблемы и
перспективы развития
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
Договорно-правовая база торгово-экономических отношений между двумя странами была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному договору. В развитие этого основополагающего документа между нашими странами заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых истек в конце 1995 г.
В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался подписанием Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений, Меморандума об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ, Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других документов.
В ноябре 1994 г. был подписан Меморандум об учреждении российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись функции, структура и порядок работы комиссии.
По мнению большинства экспертов, современное состояние договорно-правовой базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли.
В 70-е годы упор в развитии внешнеторговых отношений между Советским Союзом и Японией делался на осуществление крупномасштабных проектов по разработке природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (прежде всего в рамках так называемых компенсационных соглашений) и взаимный товарооборот характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние торговые связи в значительной мере утратили стабильность и до настоящего времени отличаются ощутимыми перепадами. Сказанное иллюстрирует динамика товарооборота России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.):
Товарооборот |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
В с е г о |
3,9 (4,7) |
4,4 (5,9) |
4,6 (5,0) |
4,1 (5,0) |
3,1 (3,9) |
2,7 (3,3) |
Экспорт |
2,8 (3,5) |
3,6 (4,8) |
3,6 (4,0) |
3,1 (4,0) |
2,3 (2,9) |
2,2 (2,8) |
Импорт |
1,1 (1,2) |
0,8 (1,1) |
1,0 (1,0) |
1,0 (1,0) |
0,8 (1,0) |
0,5 (0,5) |
Сальдо |
1,7 (2,3) |
2,4 (3,7) |
2,6 (3,0) |
2,1 (3,0) |
1,5 (1,9) |
1,7 (2,3) |
Источник: Российско-Японские экономические отношения: реалии и возможности А.Горохов, 2000 г.
Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота России с Японией к 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару (в 1998 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом, в то время как «иеновый» — всего на 16,7%).
В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности.
Структура отечественного экспорта
в Японию продолжает сохранять «колониальный»
характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные
металлы приходилось 36,7% общего объема
российских поставок в эту страну, на рыбу
и морепродукты — 29,8%, на лес и лесоматериалы
— 15,8%, минеральное сырье — 8,8%. Доля машин
и оборудования, как и в предыдущие годы,
не превышала 0,5%.
В импорте из Японии преобладает машинотехническая
продукция: транспортные средства, электробытовые
изделия, металлообрабатывающее и погрузочное
оборудование, средства связи.
Проблема расширения российского импорта из Японии и повышения его «отдачи» для отечественной экономики во многом связана со своевременным и эффективным использованием двух так называемых пакетов японского финансового содействия Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной, главным образом ввиду последствий кризиса 1997—1998 гг. и сложного финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками совместных проектов.
В числе
наиболее важных нерешенных вопросов
развития отечественного экспорта в
Японию — крайне низкая степень
переработки поставляемого