Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:58, реферат
Страна разделена на 47 префектур, каждая из которых имеет своё правительство, управляющее городами и селениями. По численности населения - 125,86 млн. человек (на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана, свыше 99% -японцы. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г.
Введение. Визитная карточка. Цифры и факты
3
Глава 1.
5
1. Особенности экономики Японии.
5
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема
5
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
8
1.3. Особенности организации предпринимательства
9
1.4. Банковская система
10
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.
11
Глава 2.
13
2. Внешние экономические связи Японии.
13
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
13
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
18
Глава 3.
20
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
20
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
20
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы
26
Выводы
28
Литература
В то же время в Японию из Китая и других стран Восточной Азии поступают рыба и морепродукты на сумму, в 1,5—2 раза превышающую размер российских поставок этого вида продукции. Установлено, что значительная часть ввоза в Японию продукции морского промысла из азиатских государств представляет собой реэкспорт российских товаров данной группы, проходящих обработку на предприятиях указанных стран и в дальнейшем поступающих на японский рынок. За счет осуществления подобной практики доля переработанной продукции в китайском «рыбном» экспорте в Японию постоянно возрастает, а в российском — остается практически неизменной.
Более того, в 1996—1999 гг. физический объем поставок морепродукции из России в Японию увеличился со 180 до 190 тыс. т (на 5,5%), между тем как стоимостный объем экспорта уменьшился с 1088 млн. до 794 млн. долл. (на 23,1%). Отчасти такое положение было обусловлено ухудшением структуры экспорта, т.е. повышением в нем доли дешевых и низкокачественных видов продукции. Но главная причина создавшейся ситуации заключалась в появлении на японском рынке большого количества мелких и средних российских экспортеров, которые не придерживаются единой торговой политики и нередко идут на существенное снижение цен ради получения краткосрочной прибыли. В конечном итоге такие действия в условиях крайнего ослабления экспортного контроля оборачиваются установлением диктата покупателя, т.е. японских импортеров, развалом рынка и недополучением Россией значительных средств в валюте. Кроме того, данного рода демпинг является объектом справедливых нареканий со стороны рыболовных компаний Китая, Республики Корея, Таиланда, что приводит к общему ухудшению торгового климата в отношениях с этими странами.
По официальным российским статистическим данным, экспорт морепродукции из России в Японию в 1999 г. снизился до 82,5 тыс. т (196,5 млн. долл.). Японская статистика привела цифры в 215,9 тыс. т и 1162 млн. долл. Исправление ситуации, очевидно, потребует немалых организационных усилий, особенно если учесть прямую заинтересованность японских покупателей в «пиратских» поставках продукции морского промысла из России по низким ценам.
Нельзя не отметить, что другие товары традиционного российского экспорта сталкиваются со все большими трудностями при поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся и энергетических углей за 1996—1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился со 120 до 90 млн. т. Одновременно происходили разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады.
Уменьшение в последние годы размеров экспорта в Японию некоторых других российских товаров во многом объяснялось конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада.
Сокращение объемов взаимных поставок в рамках «большой» торговли сопровождается свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой техники и других товаров российскими моряками и туристами. По сведениям корпорации «Транс Сибериа», к середине 90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока приходилось на японские автомобили. В Японии появились десятки небольших компаний, специализировавшихся на продаже подержанных автомобилей российским клиентам.
После кризиса 1997—1998 гг. и девальвации рубля поток этих товаров из Японии в Россию ощутимо сократился. Данные японской таможенной статистики о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на торговле с Россией, показывают, что экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти вдвое (с примерно 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). Как полагают японские эксперты (по-моему, их мнение излишне категорично), возобновление прибыльных продаж автомобилей в Россию станет возможным лишь при росте курса рубля по крайней мере до уровня 10 руб. за 1 долл.
Однако даже при этом небольшим японским фирмам будет нелегко вернуть утраченные позиции, поскольку операции с подержанными автомобилями на российском рынке перешли под контроль предпринимателей из Пакистана и других стран Южной Азии. Кроме того, в январе 2000 г. Россия повысила ввозные пошлины на этот вид товаров4.
Основные надежды на расширение двусторонней торговли, и прежде всего на увеличение российского экспорта в Японию, связываются с осуществлением совместных проектов в топливно-энергетической области. В перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту «Россия—Япония». Проектом предусматривается сооружение на Сахалине ТЭС мощностью в 4500 мВт с последующей переброской электроэнергии в размере 10—30 млрд. кВт-ч в год по подводному кабелю через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Станция будет использовать попутный газ с сахалинских шельфовых месторождений.
Для осуществления проекта консорциум японских компаний готов выделить 9,6 млн. долл. Предполагаемые суммарные инвестиции в проект оцениваются в 10—12 млрд. долл. Считают, что на проектную мощность ТЭС сможет выйти к 2015 г. Срок ее окупаемости — 11 лет. Одним из условий проекта является выплата японской стороной российским рыболовецким хозяйствам 1 млн. долл. в порядке компенсации за возможный ущерб их рыбным угодьям. Для Японии данный проект безусловно экономически интересен, поскольку себестоимость производства 1 кВт-ч электроэнергии на Сахалине составит менее 5 центов, в то время как на Хоккайдо она превышает 7 центов. Во время визита президента В. Путина в Японию было подписано трехстороннее соглашение между РАО «ЕЭС России», администрацией Сахалинской области и японской компанией «Марубэни». К 2001 г. РАО «ЕЭС России» должно было представить базовое технико-экономическое обоснование проекта, а компания «Марубэни» взялась проработать вопросы финансирования технико-экономического обоснования и определения структуры компании, которая будет заниматься самим строительством.
Имеются большие возможности расширения поставок в Японию нефти и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36% энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55%.
Расчеты показывают, что к 2015 г. в зависимости от различных вариантов изменения структуры энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тыс. до 1,6 млн. баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 млн. баррелей в день (при предпочтении нефти)5. В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений.
Использование
перечисленных потенциальных
Японские туристы,
соблюдая во время поездок на курильские
острова российские паспортно-визовые
правила, тем самым признают суверенитет
Москвы над Курилами. Больше не будут.
Министерство иностранных дел ввело запрет
на посещение Курильских островов, если
речь идет о туристической поездке. Как
решили японские дипломаты, подчиняясь
правилам российского паспортно-визового
режима, японцы косвенным образом признают
суверенитетом России на то, что японцы
считают своими северными территориями.
Как передает дальневосточное агентство
«Дейта.Ru», запрет в первую очередь касается
самого крупного острова Курильской гряды
– Кунашира. Туристические фирмы каждую
неделю отправляют туда группы, в которые,
как правило, входят пенсионеры, в свое
время жившие на Южных Курилах. Японцы
не только совершают экскурсии, но помогают
нынешним жителям материально. Например,
открыли госпиталь. Благодаря японским
парламентариям на Кунашире появился
«Дом дружбы». Путешествуют японцы и на
Южный Сахалин, который тоже когда-то был
японским. Пока запрет на Сахалин не распространяется.
Только что оттуда вернулся огромный 9-палубный
теплоход с 400 японскими экскурсантами.
Эту группу возглавлял мэр города Касивадзаки
господин Масадзуми. Японцы любовались
Южно-Сахалинском и ловили рыбу. Все остались
очень довольны. Разумеется, запрет на
туризм будет восприниматься в контексте
последних скандалов вокруг Курильских
островов, о котором «Газета.Ru» не раз
писала. В начале года был отправлен в
отставку министр иностранных дел, который
ввязался в конфликт с парламентом. Министр
обвинял депутатов в том, что они готовы
отдать России только два из четырех спорных
островов. Вместе с министром выгнали
депутата Судзуки, который был едва ли
не самым важным человеком, с помощью которого
Россия и Япония сотрудничали на Курилах.
Выяснилось, что, покровительствуя Курилам,
он наживал деньги и славу. Так, «Дом дружбы»
на Кунашире стал называться «Домом Мунэо
Судзуки». В июне токийская прокуратура
выдвинула против него обвинения в махинациях
при распределении заказов на оказание
гуманитарной помощи Южным Курилам. Депутата
Судзуки арестовали, а программа оказания
финансовой помощи была заморожена. Теперь
жители Курил не только не увидят государственной
японской помощи, но и от туристов ничего
не смогут получить. Все эти неприятности
во многом связаны с новым министром иностранных
дел – госпожой Йорико Кавагути. До Курил
она занималась проблемами окружающей
среды и в начале года даже не могла понять,
о чем ей говорить с коллегой Игорем Ивановым.
Однако госпожа министр быстро освоилась
и заняла жесткую позицию в территориальном
споре. В прошлую пятницу она наглядно
продемонстрировала эту позицию, совершив
осмотр Курильской гряды на вертолете.
Это такая традиция у японских властей.
Обычно оглядывание островов осуществляется
с помощью бинокля или с вертолета, который
летит по кромке японской зоны контроля.
Такие акции должны символизировать, что
Япония не отказывается от территориальных
претензий к России. В апреле прошлого
года вдоль Курил пролетел тогдашний премьер-министр
Иосиро Мори. Его преемник Дзюнъитиро
Коидзуми пока еще не сделал этого. Но
наверняка сделает накануне своей следующей
встречи с Владимиром Путиным. Предполагается,
что она может состояться в октябре. Впрочем,
японцы вряд ли чего-то ждут от этих переговоров.
После вертолетного облета госпожи Кавагути
российские информагентства немедленно
распространили сообщение со ссылкой
на Кремль: «Российская официальная позиция
неизменна. Курилы – это наша территория.
Слухи о том, что кто-нибудь что-нибудь
будет кому-то передавать – это только
слухи, не более того».
Выводы:
В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.
Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.
Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП.
Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.
Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс.
Неблагоприятна и демографическая перспектива. Ожидается, что между 2010 г. и 2015 г. численность населения Японии стабилизируется на уровне 130 млн. чел. При тенденции к старению населения это означает, что трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. Уровень заработной платы будет подниматься быстрее, чем в других странах.
Требует замены
и научно-техническая
Задачи глобализации внешних хозяйственных связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов. Давление международной конкуренции будет вытеснять с национального рынка отрасли, теряющие конкурентоспособность. Свертываемые производства будут выноситься за пределы страны. Япония будет усиливать свои позиции в мировой экономике именно как лидер Азиатско-Тихоокеанского региона. Она будет активно строить как общую систему интеграционных связей в регионе, так и отдельные альянсы, чтобы сдерживать доминирование США и возможную экспансию Китая. Япония стремится к тому, чтобы ее национальная валюта заменила американский доллар в качестве ключевой валюты для расчетов и резервов в Азии, а в перспективе — к тому, что в регионе возникнет «иеновый блок», и иена стала валютой международных расчетов наряду с долларом и евро.
Основы
японского управленческого
Уменьшится дифференциация японских семей по уровню доходов и накопленного имущества и наметится ослабление остроты жилищной проблемы в крупных японских городах. Предстоят пересмотр социальных программ и реформа социального обеспечения.
Где выход? Снова в изоляцию, отказываясь от «глобализации»?
Но Япония XXI века не может
позволить себе этот легкий путь. Во-первых,
ей нечем будет платить за импорт топлива,
минеральных ресурсов, зерна и рыбы. Во-вторых,
она будет лишена импорта товаров с высокой
технологией. (По мере экономического
и технологического развития перечень
высокотехнологических изделий разрастается
чуть ли не в геометрической прогрессии.
Ни одна страна не может установить монополию
по всей гамме этих товаров. Это открывает
широкие возможности для активного международного
обмена продукцией с высокой добавочной
стоимостью. Другими словами, «глобализация»
не является монополизацией экономики
в руках США. Если США устанавливают глобальные
стандарты в одних областях, то Япония
или ЕС могут проводить свои стандарты
в других.)
Спасение Японии видится в другом направлении.
Во-первых, Япония должна создавать новые
отрасли взамен тех конвенциональных
отраслей индустрии, которые утекли за
границу. Такими отраслями могут стать: