Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа
Наличие возможности улучшения жилищных условий – важный показатель повышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономической стабильности государства. Поэтому решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Жилищная проблема является одной из самых острых социальных проблем больших городов. Например, в Москве 24% горожан до сих пор проживает в коммунальных квартирах, 27% в общежитиях, 20% жилого фонда составляют дома дореволюционной постройки, большая часть которой нуждается в капитальном ремонте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………….3
1. Способы поддержки населения в приобретении жилья на федеральном уровне…………………………………………………………………………………...4
1.1Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 – 2015г.г…….……………4
1.2 Государственные жилищные сертификаты и ипотечный кредит………….…..10
2 Государственная поддержка населения в приобретении жилья на территории Брянской области……………………………………………………………………...13
2.1 Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Брянской области……………………………...13
2.2 Социальная ипотека в Брянске и Брянской области……………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….........………..23
ВВЕДЕНИЕ
Наличие возможности улучшения жилищных условий – важный показатель повышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономической стабильности государства. Поэтому решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Жилищная проблема является одной из самых острых социальных проблем больших городов. Например, в Москве 24% горожан до сих пор проживает в коммунальных квартирах, 27% в общежитиях, 20% жилого фонда составляют дома дореволюционной постройки, большая часть которой нуждается в капитальном ремонте.
Основной задачей
1 Способы поддержки населения в приобретении жилья на федеральном уровне
На современном этапе реформирования жилищной сферы в России основная задача государственной жилищной политики – разработка механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения. В настоящее время осуществляется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Основным инструментом его реализации служит федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства от 31 декабря 2005 г. № 865.
1.1 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем[1].
Основными задачами Программы являются:
- создание условий
для развития массового
- повышение уровня
обеспеченности населения
- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более).
Приоритетными направлениями Программы являются:
- стимулирование развития жилищного строительства;
- поддержка платежеспособного
спроса на жилье, в том числе
с помощью ипотечного
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- повышение качества коммунальной инфраструктуры;
- проведение научно-
По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы.
В рамках Программы будут решаться следующие задачи:
- упрощение порядка
предоставления земель под
- развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
- развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
- комплексное развитие
территорий в целях жилищного
строительства, создание
- комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
- поддержка платежеспособного
спроса на жилье, в том числе
с помощью ипотечного
Кроме того, в рамках Программы необходимо:
1) совершенствовать систему
государственной регистрации
2) совершенствовать
3) обеспечить правовые
условия для развития
4) оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
5) развивать новые
рыночные институты и
6) совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы включает в себя 4 подпрограммы[5]:
1) подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
Целью подпрограммы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для достижения намеченной цели предполагается решить задачу по оказанию субъектам Российской Федерации государственной поддержки завершения строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых в 2008 - 2010 годах осуществлялось в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, для ввода их в эксплуатацию в 2011 - 2015 годах.
2) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий[4].
Задачами подпрограммы являются:
- обеспечение предоставления
молодым семьям - участникам подпрограммы
социальных выплат на
- создание условий
для привлечения молодыми
3)подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Целью подпрограммы является
обеспечение жилыми помещениями
граждан Российской Федерации, перед
которыми государство имеет
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
4) подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации".
Целью подпрограммы является развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
- оказание содействия
субъектам Российской
- стимулирование органов
государственной власти
- создание эффективных
и устойчивых организационных
и финансовых механизмов
Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом)[6]:
1) улучшение жилищных
условий граждан Российской
2) повышение доступности
приобретения жилья, когда
3) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;
4) увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
5) увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
6) улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
7) совершенствование
нормативной правовой базы
8) создание условий
для улучшения демографической
ситуации в стране, реализации
эффективной миграционной
9) переселение в 2011
- 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного
жилищного фонда за счет
1.2. Государственные жилищные сертификаты и ипотечный кредит
Государственный жилищный сертификат – именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина-участника программы на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения. Срок действия сертификата – 9 месяцев[2].
К основным категориям граждан, имеющим право на получение государственного жилищного сертификата, сегодня относятся:
- военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы,
- граждане, уволенные
с военной службы и
- граждане, подлежащие
переселению с комплекса «
- граждане, подвергшиеся
воздействию радиации
- граждане из подразделений особого риска,
- вынужденные переселенцы,
- граждане, выезжающие
из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним
С 1 января 2007 года в программе получили право участвовать и граждане, уволенные со службы из федеральных органов налоговой полиции с правом на пенсию.
Государственные субсидии предоставляются на приобретение готового жилья, на первичном или вторичном рынке – это значения не имеет. Долевое участие граждан в жилищном строительстве с использованием государственных жилищных сертификатов не предусмотрено. Владелец сертификата имеет право приобрести индивидуальный жилой дом или часть дома, одну или несколько квартир (комнат), если они отвечают установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроены применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания.
Сумма субсидии рассчитывается, исходя из количества членов семьи гражданина, который является участником программы, по нормативу стоимости квадратного метра в субъекте РФ, и коэффициента, который устанавливает правительство для регионов РФ.
В рамках подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством»