Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций
Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.
ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Устойчивые пассивы:
1) задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия;
2) отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;
3) задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов;
4) средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
5) паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
6) долгосрочные банковские кредиты;
7) займы;
8) пожертвования и благотворительные взносы.
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
1) отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели. Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:
а) фонд накопления;
б) фонд потребления;
в) резервный (страховой) фонд.
Фонд накопления предназначен для: финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; уплаты процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд
потребления предусматривает
Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации неполученных доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска;
2) платежи в бюджет;
3) проценты по долгосрочным кредитам.
4. Выручка от продажи продукции (работ, услуг)
Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.
Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям с ценными бумагами и др.).
В настоящее
время для составления
При определении выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов.
Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, можно подразделить на три группы:
1) производственные факторы – связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной и научно-технической оснащенностью, соответственно, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой;
2) коммерческие факторы – охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение;
3) финансовые факторы – охватывают и выручку от реализации продукции, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включая формы расчетов, предусмотренные контрактом или определяемые оперативно, ценовое регулирование, в том числе и уценку товара в случае замедления его реализации. В данном случае немаловажен принцип «время – деньги», так как чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность предприятия.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Как экономическая
категория прибыль отражает чистый
доход, созданный в сфере
Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия, его работников, государства в целом.
Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – валовая прибыль предприятия. Основными составными элементами валовой прибыли являются:
1) прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
2) прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
3) финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке – следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и др.
Функции прибыли:
1) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
2) прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Основные источники получения прибыли:
1) первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
2) второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции; от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров; от объемов производства; от структуры снижения издержек производства;
3) третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение прибыли.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно.
Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.
Основную
часть валовой прибыли
1) прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия;
2) прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между ценой продажи и остаточной стоимостью;
3) внереализационные доходы (вернее, разница между внереализационными доходами и расходами), которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства.
При этом общая (валовая) прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды; проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом.
В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов, полученная от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели.
Часть прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и др. Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному усмотрению. Из чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на имущество предприятия, сбор за право торговли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы и другие платежи.
В акционерных обществах применяются другие варианты использования прибыли, а именно: чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, прибыль к распределению между акционерами (учредителями), нераспределенная прибыль и т. п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.
Инвестиции – вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала. Различают реальные (капитальные) и финансовые (портфельные) инвестиции. Реальные инвестиции – вложения средств в физический капитал предприятий, например в создание новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перевооружение. Финансовые инвестиции – вложения в покупку акций, других ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.
Другой разновидностью финансовых инвестиций является покупка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного использования, приводящего к сохранению или увеличению в течение определенного промежутка времени первоначально инвестированного капитала.
Инвестиции используются не только для увеличения капитала, но и как необходимый инструмент для расширения бизнеса, развития предприятия.
Источниками финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и других источников. Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.