Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание работы

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия. Конспект лекций_Душенькина Е.А_2009 -85с.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Это и  интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умение организовать труд подчиненных, и многие другие. Третья группа нормативных характеристик должна быть основой организации труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции.

Четвертая группа нормативных показателей  связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов  сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки. Наиболее простой способ планирования поставок здесь по «точке заказа». Величина страхового запаса зависит от стоимости простоя одного дня работы предприятия из-за отсутствия сырья.

Не  менее важным является установление нормы запаса готовой продукции. При падении объемов продаж производство приходится останавливать из-за затоваривания складов готовой продукции. Здесь важно учитывать сезонный фактор, так как реальные объемы реализации разных изделий существенно различаются по месяцам.

Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность  управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных поступлений и платежей обеспечивают контроль над финансовой деятельностью  подразделений и компании в целом.

Важным  показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности по каждому покупателю. Торговый отдел обычно стремится беспредельно повышать дебиторскую задолженность по крупным покупателям.

На  основе разработки нормативов по основным группам организационно-экономических  и финансовых показателей может  быть создана эффективная система  планирования и бюджетирования отдельных  предприятий и подразделений  компании.

4. Теория оптимального объема выпуска продукции

1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.

Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.

При прочих равных условиях наибольшее влияние  на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара. Пройдя объем производства, соответствующий точке самоокупаемости, предприятие в последующем при увеличении объема производства будет получать определенную прибыль. Метод оптимизации – метод сопоставления валовых показателей. Его использование предполагает ряд допущений:

1) предприятие производит и реализует только один товар;

2) целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;

3) оптимизируются только цена и объем производства.

Суть  действия этого метода, когда производитель  не оказывает никакого влияния на формирование цены, сводится к определению  количества товара, которое он может  предложить покупателям по сложившейся  на рынке цене.

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы валовых издержек из валовой выручки.

Валовые издержки определяются умножением себестоимости  единицы продукции на ее количество. Валовая выручка рассчитывается умножением цены на то же количество.

2. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления предельных показателей.

Наряду  с определением оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей для этих же целей применяется метод сопоставления предельных показателей.

При оптимизации  объемов производства с помощью  этого метода используются понятия  «предельный доход», «предельные  издержки» и «предельная прибыль».

Предельный доход – средняя величина уменьшения (увеличения) выручки в расчете на единицу товара в результате изменения объема производства и реализации продукции более чем на одну единицу. Он определяется как частное от деления разности последующей и предыдущей выручки на соответствующую разность объемов реализации в натуральных измерениях.

Предельные издержки – средняя величина издержек прироста (сокращения) на единицу продукции, возникшая как следствие изменения объемов производства (реализации) продукции более чем на одну единицу. Они определяются отношением разницы последующих и предыдущих валовых издержек к разнице соответствующих объемов выпуска продукции.

Предельная прибыль – средняя величина прироста (сокращения) прибыли на единицу продукции, возникшая вследствие изменения объемов производства продукции более чем на одну единицу.

Предельная прибыль – разность между предельным доходом и предельными издержками.

Исходным  положением метода сопоставления предельных показателей является то, что увеличение объема производства рентабельно до тех пор, пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек.

Для того чтобы произвести планирование объема производства, необходимо знать показатели производительности труда работников. Производительность труда характеризует эффективность деятельности работника в широком понимании – это способность конкретного работника производить продукцию или оказывать услуги.

Производительность  труда может быть индивидуальной (для одного работника, измеряется количеством материальных благ, производимых одним работником в единицу времени) и общественной (определяется затратами не только живого, но и овеществленного труда).

Показатели  эффективности труда применяются  для различных целей – планирования, сравнения, нормирования и т. д. Поэтому они могут иметь различную форму измерения, которая определяется назначением и целью определения показателя.

Натуральные показатели характеризуют выработку  продукции в натуральной форме  в единицу рабочего времени и выражаются в натуральной форме, например тоннах, килограммах, литрах, метрах и т. д.

Они носят  абсолютный характер и имеют ограниченное применение. Они в основном используются при сопоставлении показателей  производительности бригад, звеньев, рабочих, а также при определении норм выработки и уровня их выполнения.

Для анализа  фактических затрат рабочего времени, определения интенсивности труда  применяется натуральный показатель трудоемкости выполнения работ (показатель, обратно пропорциональный выработке продукции), который определяется как отношение общего количества затраченного рабочего времени на весь объем работ к числу выполненных работ (норма времени).

Однако  большей эффективностью, целесообразностью  и удобством применения характеризуются  стоимостные показатели производительности труда. Они получили более широкое распространение в промышленных предприятиях, отличаются большой универсальностью.

Их  применение дает возможность учета  и сравнения разнообразных видов  работ путем приведения их к единому измерителю (стоимости).

Трудовые  показатели характеризуют отношение  нормативных затрат к фактическим  затратам рабочего времени. Такие показатели применяются для определения  эффективности использования труда  рабочих по сравнению с нормами. Такие показатели удобно использовать при нормировании труда и определении оптимальных норм труда для работников.

В зависимости  от цели планирования применяются различные  методы измерения производительности труда. Ведь производительность труда  оказывает большое влияние на уровень конкурентоспособности предприятия и его финансовый результат.

Любое планирование не может обойтись без  учета производительности труда  как индивидуального, так и общественного. Планирование производства неотделимо от нормирования труда работников и от учета выполнения ими норм труда.

На  практике при общем учете основное распространение получили стоимостные  показатели учета, так как они  являются общими и универсальными для  целей планирования производства. Предприятие  должно стремиться к увеличению производительности труда как залогу будущего процветания.

5. Содержание плана производства предприятия

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т. п.

Планирование  производства продукции, товаров и  услуг удовлетворяет на предприятиях конкретные потребности покупателей и должно быть тесно связано с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В процессе планирования производства и продажи  продукции достигается компромисс между возможностями выпуска  и сбыта товаров, способностью новой  продукции замещать старую, расходами  на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском.

Поэтому в процессе разработки плана производства необходимо выработать общие цели и  стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, объединяющих технические, маркетинговые и экономические цели, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения.

Планирование производства – процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана. В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

1) основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;

2) объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

3) расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;

4) определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

5) распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;

6) выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

7) обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров и контроля выполнения планов производства.

План  производства является для каждого  предприятия базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются все остальные планы.

Количество  разделов и частей плана, их название и перечень применяемых показателей  могут различаться в зависимости  от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, других факторов.

6. Методика и порядок планирования

Методика  и порядок планирования представляют собой общий процесс планирования.

Деятельность, связанную с планированием на предприятии, можно разделить на несколько основных этапов:

1) процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т. е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов;

2) деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации;

3) контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

Процесс планирования – это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим.

Процесс требует большой гибкости и управленческого  искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, их можно обойти, что невозможно в процедуре планирования.

Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Информация о работе Экономика